Конспект урока по русскому языку на тему "Сложносокращенные слова" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Селева Анжелика Вячеславовна
Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
Тема: § 42. Сложносокращённые слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

по теме «Сложносокращенные слова»

Класс: 6

Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Дата проведения: 17.12.2019

Тип урока: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока

1 этап. Организационное начало.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Сегодня, ребятки, у нас - гости, а гостям мы всегда рады. Ведь издревле в народе говорили: «Гости в доме – хозяину радость!»

2 этап. Актуализация знаний

- Какой раздел изучаем? («Словообразование»).  Назовите способы образования новых слов.

-Как образуются слова путем сложения?

На доске слова:  

КГУ(Курганский Государственный Университет),

ООН(организация объединённых наций)  ,

МЧС(Министерство по чрезвычайным ситуациям),

 Универмаг( универсальный магазин),

Спецкор(специальный корреспондент).

- Что это за слова? Что в них особенного? (сложные, написаны сокращенно).

Работа с учебником §45 Сложносокращенные слова. Стр. 129

Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращенных словах завуч  и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то, что первые части слов одинаковы. Предупредим частые ошибки в сложносокращенных словах с этой же первой частью: завбазой – заведующий (чем?) базой (не завбазы!), завкафедрой – заведующий (чем?) кафедрой (не завкафедры).

Общим в заключении сложносокращенных слов является их официальность. Они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а поэтому понятные. Расшифровка сложносокращенных слов порой довольно громоздка, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.

Стр. 130 упр.264 юнкор, спецкор, собкор, селькор.

   3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Сложносокращенные слова»

       3.1 Расшифровка….  

- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой     

- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:

МВД – Министерство Внутренних Дел

ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство

Спецкор – специальный корреспондент

СМИ – средства массовой информации

Минобр – Министерство образования

Универмаг – универсальный магазин

Завхоз – заведующий хозяйственной частью и т.д.

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ
                   ОРТ
                   ООН
                   МЧС
                   НИИ
                   ГИБДД
                    РФ
                    Вуз
                    Универмаг

-  Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?

(постановка цели учащимися)

 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).

- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)

- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…СМИ, НИИ, ЧОП)

Физминутка

- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.

Задание № 1 «Ремёсла» Как одним словом называют людей по роду их деятельности?

варит кашу – кашевар                                 сечёт дрова – дровосек

ходит в море – мореход                        чистит трубы – трубочист

дует стекло – стеклодув                         считает звёзды – звездочёт

пишет басни – баснописец                          

Задание №2 «Душа» Придумайте как можно больше сложных слов с основой душа

Простодушие, равнодушие, великодушие, малодушие, тщедушный, благодушный, прямодушный, единодушие, душераздирающий, душещипательный

3.2 Сложносокращенные слова в современном языке

- Мы уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что они образуются и в современном русском языке

Лавсан, УЕФА, ЛУКойл, ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ

- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов

PIN-код, SMS, VIP      

 Упр. 266

Сложносокращенные слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.

Сложносокращенные слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, вуз.

Сложносокращенные слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ.

Морфемный и словообразовательный разбор:

Лесоразработки, птицефабрика, свежемороженый ( у доски)

4. Домашнее задание.

К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке (на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)

5. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?

- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?

Приложение

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ


                   ОРТ


                   ООН


                   МЧС


                   НИИ


                   ГИБДД


                    РФ


                    Вуз


                    Универмаг

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ


                   ОРТ


                   ООН


                   МЧС


                   НИИ


                   ГИБДД


                    РФ


                    Вуз


                    Универмаг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Конспект урока по русскому языку "Морфемная модель слова"

Цели урока: - формировать представления о морфемной модели слова;- обозначить логическую необходимость изучения данной темы;- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляе...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"

Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...