Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Класс   7

Тема урока: " Буквы О и А на конце наречий"

Цели урока: 

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа со словарем, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о написании букв О и А на конце наречий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять контроль по результату и по способу действия;

обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, преодолевать трудности на пути достижения целей.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; строить логическое рассуждение;

обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.

Коммуникативные: обучающийся научится  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать с партнерами по обмену информацией, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группах, выражать готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Предметные: обучающийся  научится правильно выбирать гласную в орфограмме –а/-о-   на конце наречий в зависимости от приставки;  

научится объяснять написание гласных на конце наречий;

 применять орфографическое правило при записи предложенных текстов.

 Формы и методы работы: работа с учебником, составление алгоритма, самопроверка по эталону, работа в группе, работа в парах, самоанализ.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки,  компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, учебник русского языка, 7-й класс, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык:М.:Просвещение, 2015., доска, комплект мультимедийной аппаратуры.

Конспект урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прочтите пословицу на экране. Как вы ее понимаете? «Знание – сила!»

Ученик.  То, что мы учим, нам пригодится в жизни, потому что мы научимся применять правила.

Ученик.  Быть умным значит быть сильным, выносливым.

Ученик.  Знания дают возможность быть мудрее и легко справляться с заданиями.  

 Учитель.   А Вы готовы  к этому? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

 

2.Актуализация и фиксирование знаний индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель:  Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание.

Кто выполнял упражнение 265, проверьте его по эталону на экране.  

Эталон к упражнению 265.

 Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.

 Певуче, свежо, испытующе, убаюкивающе, заискивающе, умоляюще, волнующе, горячо, угрожающе, уничтожающе, зловеще.

Учитель: Те, кто выполнил работу по карточкам №1, проверьте по эталону   на столах.

 Карточка №1

 Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.

На горизонте сумрачно  зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют  поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полно звёздного неба. Волнующ.. тихий покой царил ещ. . в городе. (По И.Бунину)

Эталон к карточке №1

 На горизонте сумрачно, зловеще. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорошо.  Еще царственнее и грознее стал необъятный храм полно звёздного неба. Волнующе тихий покой царил еще  в городе. (По И.Бунину)

Учитель: Выполнявшие творческую работу готовят свои ответы.

Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 265 без ошибок.

Ученик. Я допустил ошибку в слове горячо, потому что забыл правило, что под ударением пишется буква О.

 

Учитель: Теперь послушаем тех ребят, которые написали мини - сочинение о зиме. В нём следует употребить наречия: ещё, свежо, колюче, хорошо, блестяще волнующе.

 Учитель: Прочитайте сочинение, которое вы выбрали как лучшее и проанализируйте на наличие наречий.

Ученик: Ещё не опали все пожелтевшие листья с деревьев, а уже повалил пушистый снег. Так свежо, так хорошо стало! Мороз колюче жжет щеки. Блестяще переливаются новенькие белые шапочки на крышах домов. Все вокруг волнующе кричит о приближении праздников.

Ученик: Мне очень понравилось это сочинение, а также в сочинении использовались данные учителем наречия.

Учитель: На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик: На удовлетворительном, потому что мы еще допускаем ошибки при написании букв о и е на конце наречий.

                                Лист самооценки        

Ученика (цы) 7 класса по теме "Буквы О и А на конце наречий"

ФИ______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Упражнение № 269

Работа в группах

Творческое задание

Самостоятельная работа

Работа по упр.270

- Если задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

  В течение урока оценивайте свою  деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель.  Спишите с доски  слова, раскрывая скобки и вставляя пропущенную букву.

 Налево(..),   направ(..), вправ(..), досух(..), сух(..), занов(..), снов(..).

Эталон

Налево,   направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Учитель. Какие  затруднения вы испытывали?

Ученик. Я написал слово налево с буквой А. 

Ученик. Я написала слово снова с буквой О.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?

Ученик. Нет. Мы не знаем правила правописания  букв А и О в наречиях.

4. Построение проекта выхода из затруднения. 

Учитель:Какова же цель нашей дальнейшей работы? Что сегодня предстоит выяснить?

Ученики: Узнать, когда писать  на конце  наречий разные гласные?  

Ученик: Научиться находить и правильно писать наречия

Учитель: Как сформулируем тему урока?

Ученики:  Буквы А - О на конце наречий.

Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики: Работа с учебником и  наблюдение. 

    5. Реализация построенного проекта

Учитель:   Обратите внимание на слова  и прочитайте их.  Что вы можете сказать?

Слева (левый)                                                     затемно (тёмный)

досуха (сухой)                                                    начисто (чистый

изредка (редкий)                                                вправо (правый)

Ученик:  В правом столбике слова с буквой А на конце, а в левой с О.

Ученик:   Образованы от прилагательных, способ образования - приставочно - суффиксальный

 Учитель: Отчего же зависит написание а/о в суффиксе? Выведем закономерность в наших наблюдениях.

Ученик: Там, где суффикс - а, вижу приставки...из, до, с

                 Там , где суффикс - о, вижу приставки...в, на, за

Учитель: Когда же пишем суффикс - о, а когда суффикс - а?

Ученик: О с приставками в, на, за; суффикс - а с приставками из, до, с

 Учитель: Ребята, правы ли мы были? Откройте учебник на стр.113. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность?

Ученик: Вывод мы сделали правильно

Учитель: А теперь объединитесь в группы, составьте алгоритм.

 Первая  группа, представьте свой алгоритм.

Ученик:    из- (ис)

                  до-                  на конце А

                   с-(со)                                

                  в-

                  на-          на конце О

                  за-

Ученик: Задать себе вопрос –ты видишь в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о. А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а. А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о.

Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка

 

из- давн из окнаhello_html_578d7847.gif

до- красн а до окнаhello_html_m5af5c4cd.gif

с- прав с окнаhello_html_m22d70980.gif

в- лев в окноhello_html_578d7847.gif

на- глух о на окноhello_html_m5af5c4cd.gif

              за- прост за окно

Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?

Ученики.  Ваш, потому что он краткий и понятный.

Ученики.   И у 1 группы.

Учитель. Правильно, запишем их в тетрадь.  

 Учитель: Перед вами слова. Прочитайте их, используя этот алгоритм запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите  суффикс

 ..начал.., ..давн.., ..прав.., .. лев.. , ..срочн.., доходчив.., досрочн..

 Учитель: Все справились с заданием?

Ученик.  Слово сначала пишется с буквой А,   применяем слово ОКНО . С ОКНА значит на конце А.

Ученик.  издавна из ОКНА, значит пишем  суффикс  А.  

Ученик.  Слово  влево от слова «левый», без приставки, в-(во-), на-, за- не влияют, значит О

Ученик.   Слово  досрочно пишется   с О, потому что образовано от слова досрочный .

Ученик.  Слово  докрасна  пишется с буквой А, потому что  образовано от бесприставочного прилагательного.

Ученик. В слове издавна пишется А в суффиксе, потому что слово издавна образовалось от слова «давний», без приставки  

 Учитель.  Давайте теперь обратимся к словам, которые вызвали затруднение в начале урока и закрепим орфограммы.

 Ученик. Я допустил ошибку  в слове налево и написал А. Теперь я знаю, что там пишется О, потому что НА ОКНО.

Учитель. Я  допустил ошибку в слове снова и написал О. А теперь я напишу в слове суффикс А, потому что С ОКНА.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик: Нам нужно закрепить знания и научиться применять их на практике.

Учитель: Значит, поработаем над упражнением № 269 учебника фронтально,   комментируя слова.

Ученик:  В наречии слева пишу А, потому что вижу приставку.

Ученик: В слове издавна А, потому что вижу приставку.

Ученик: В слове досрочно пишу О, потому что наречие образовано от  прилагательного, в котором уже была приставка.  

Ученик: В слове стеснительно пишу на конце О, потому что  С входит в состав корня.

Ученик: В слове справа пишу А на конце, так как вижу приставку С.

Учитель: Сложно было справиться с выполнением данного упражнения?

Ученик: Да, надо еще потренироваться, пока сложно справиться с поставленной задачей.

Учитель: Теперь, чтобы закрепить знания, поработаем в группах.

У вас на столах карточки №2.

 Найдите слова, в которых пишется О и запишите цифры.

1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__,   5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__,    9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__,      17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__,  20.(на)черн__.

Учитель: Выслушаем  ответ  групп.    

Ученик: Мы  выбрали  цифры 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20, применяя изучаемое правило. 

Ученик: Да, и у нас так же. Мы не выбрали 1, 2, 4, 5, 8, 13, 16, 17, 19 , потому что в этих словах пишется буква А.

 Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили это задание по эталону, который спроецирован на экран.

 Учитель: Испытывали ли вы затруднения?

Ученик: Нет, мы работали в  группе, помогая друг другу.

  Учитель: Продолжаем закрепление, поработаем в парах.  Выполните упражнение 272 и выберите из него словосочетания с наречиями.

Учитель. Прочитайте, какие словосочетания вы выписали.  

Ученик.  Мы нашли словосочетание яростно лаяла.

Ученик.  А мы широко раскрыл.

Ученик.   А у нас жалобно мяукал.

Учитель. Кто может дополнить?

Ученик.  Мы выписали словосочетание поспешно выбежала.

Ученик.  А мы нашли словосочетание сердито крикнула.

Ученик. У нас тоже  словосочетание гневно ответила.

Ученик. Во всех наречиях пишется О, так как они образованы от бесприставочных прилагательных.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:  Как  узнать, усвоена новая тема или нет?

 Ученик:   Нужно поработать самостоятельно.

 Учитель: Для самостоятельного усвоения знаний я подготовила  словообразовательную работу.

Карточка 1.

С помощью сочетания приставок и суффиксов: за-, на-, в— о и из-, до-, с— а, образуйте возможные наречия от корней и основ слов: -чист-, -лев-, -прав- -нов-, - сух-, -бел-

 Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

   Эталон.

 Начисто, слева, вправо, снова, насухо, набело

- У кого возникли трудности?

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе? В чем причина затруднения?

Ученик.  Я с заданием справился, но надо еще  поучиться.

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали  на уроке? Достаточно ли закрепили?

Ученик:  Скорее всего надо еще потренироваться.  

Учитель: Тогда задание следующее. Составьте свой сегодняшний  маршрут в школу, используя наречия на изучаемую тему.

  Эталон.

  Сначала я вышел из дома. Потом повернул направо. Издалека я увидел Колю, который тоже вышел из дома засветло. Мы с ним достаточно быстро дошли до школы.

Учитель: Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик: Было интересно и просто.

Учитель: Теперь выполним самостоятельно упражнение. Для этого выполним упражнение  № 270.  Записать однокоренные наречия к данным в скобках прилагательным.

Эталон к упражнению  №270

 Издавна, слева, снова, досыта, досуха, влево, направо, начисто, затемно, засветло.

Учитель: Были  ли вы затруднения при выполнении данного задания?

Ученик: Нет, мы с ним легко справились благодаря алгоритму.

 Учитель: Поставьте себе оценку в лист самооценки.

9. Рефлексия УД на уроке.

 Учитель: Ребята, достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-?

Ученик: Да.

Учитель: А что нам помогло в этом?

Ученик: Нам помогло справиться с этим знакомство с  новыми  правилами.

Ученик: А также усиленная практика.

Учитель: Домашнее задание на ваш выбор:

 1.Упр. 271. Вставить в слова пропущенные буквы О или А,  объяснить условия выбора.

2.Создать  тестовые  задания по  изучаемой теме.

3. Найти в учебнике по биологии словосочетания с наречием на изучаемую тему.

 Учитель:  Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....

Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5,7,9 классы

В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки  уроков в 9 классах...