Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение согласных звуков.Орфоэпический разбор слова"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова", УМК М.М. Разумовской

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашняя работа ж ених я зык мечта [ ж ы э н ` и́ х ] [j` ᴧ з ы́ к ] , [j` и э з ы́ к ] [ м ` и э ч ` т а́ ]

Слайд 2

Вспомните! На какие две группы делятся все звуки? Назовите гласные звуки. Назовите пары согласных по твёрдости/мягкости. Назовите пары согласных по глухости/звонкости. Назовите непарные согласные.

Слайд 3

Шестнадцатое ноября Классная работа

Слайд 4

Запомните! 1. На конце слова и перед глухими согласными на месте букв звонких согласных произносятся парные глухие: гла [ с ] ( глаз ), прое ́ [ ст ] ( проезд ), дога ́ [ т ] ка ( догадка ), сто [ к ] ( стог ). Исключение: следует произносить Бо [ х ] . 2. Перед звонкими парными (кроме в ) на месте букв глухих согласных звучат соответствующие звонкие: про́ [ з `] ба ( просьба ), э [ г ] за́мен ( экзамен ), фу [ д ] бол ( футбол ). НО: перед [ в ] или [ в `] – о [ т ] вёртка , [ к ] ве́рху , [ с `] вить .

Слайд 5

Запомните! Звукопись – повторение одинаковых или сходных согласных звуков ( аллитерация ), а также гласных звуков ( ассонанс ). Такой приём усиливает слуховые впечатления от изображаемого явления, а стихотворная речь становится более понятной и выразительной. Например: Вс ю но ч ь шу ршало и шу мело, Ше птало, в темень у х одя, Текло, с рывало с ь, ше ле с тело И ч то-то мне с ка з ать х отело Под ш ум до жд я, под ш ум до жд я.

Слайд 6

Запомните! В иноязычных словах согласные перед е часто произносятся мягко : [ т `] екст , к [ р `] ем , [ т `] е́рмин . В ряде слов согласные перед е твёрдые : а [ т ] елье ́, па [ н ] е ́ль , и́н [ д ] екс , компью ́ [ т ] ер , мо [ д ] е ́ль . Орфоэпическая норма некоторых слов вариативна, т.е. в них перед е может звучать как мягкий, так и твёрдый согласный : прог [ р `] е́сс (доп. п рог [ р ] е́сс ), ба [ с `] е́йн (доп. ба [ с ] е́йн )

Слайд 7

Запомните! В большинстве случаев на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи произносится звуковое сочетание [ ч ` н ] : серде ́ [ ч`н ] о , кирпи ́ [ ч`н ] ый . В немногих словах звучит [ шн ] : пустя ́ [ шн ] ый , яи ́ [ шн ] ица , ску ́ [ шн ] о , коне́ [ шн ] о , наро ́ [ шн ] о . Союзы что , чтобы произносятся как [ шт ] о , [ шт ] обы . Слово дождь произносится до [ щ `] и до [ шт `] , до [ ж ] и и до [ жд `] и́.

Слайд 8

План орфоэпического разбора слова Прочитать слово про себя. Подумать и решить, возможны ли варианты произношение и (или) ударения. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово. Если есть варианты, то какой из них правильный или оба варианта правильные? Произнести слово правильно. Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснением (ометами) произношения и ударения.

Слайд 9

Орфоэпический разбор слова Прочитать слово про себя. Подумать и решить, возможны ли варианты произношение и (или) ударения. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово. Если есть варианты, то какой из них правильный или оба варианта правильные? Произнести слово правильно. Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснением (ометами) произношения и ударения.

Слайд 10

Орфоэпический разбор слова красивее Краси́вее – ударение только на втором слоге. конечно Коне́ [ шн ] о

Слайд 11

Домашнее задание §27-31. Упр. 221. Сделать фонетический и орфоэпический разбор слова лёгкий .

Слайд 12

Задание: Сравните пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? [ в а л ] – [ в ` а л ] [ м а л ] – [ м ` а л ] [ п а т о́ к ] – [ п а т ` о́ к ] [ п ы л ] – [ п ы л `] [ т ы́ к а т `] – [ т ` и́ к а т `] [ н о с ] – [ н ` о с ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...