Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»
план-конспект урока по русскому языку

Рассадина Галина Викторовна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-закрепление изученного материала по письму и развитию речи

«Большая буква в Ф.И.О. Людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек.»

Цель: закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчеествах людей, кличках животных и географических названиях.

Задачи: 1.закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
             2.отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
             3. развивать связную устную и письменную речь учащихся, работать над     составлением связного высказывания;

             4.прививать учащимся интерес к предмету, воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  Учитель проверяет готовность детей к уроку, приветствует учащихся.

2. Рефлексия учащихся.

    Учитель: У вас на столах лежат карточки с оценками. В 1 столбике оценки, которые вы бы хотели получит за урок. Выберите ту оценку, которую вы хотите получить. Поставьте напротив неё знак +.

3. Пальчиковая гимнастика.

    «Ягодки»

С ветки ягодки срываю,

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть

будет лёгким к дому путь.

4. Чистописание.

  На доске : СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

Учитель: Посмотрите на доску,  прочитайте фразу и скажите, что нужно сделать, чтобы фраза стала понятной? (Надо разделить её на слова. Их здесь всего 3).

Учитель: Запишите в тетрадь это предложение. Что надо помнить, чтобы правильно написать предложение? ( Первое слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку).

5. Сообщение темы урока.

   У: Сегодня на уроке мы отправимся в страну Больших букв. Но сначала нам предстоит вспомнить правила написания слов с большой буквы. (повторение правил).

6. Работа по теме урока.

   У: а) Загадка: Тебе дано, а люди пользуются? (имя).

   У: А откуда у человека берётся имя? (имя даётся человеку при рождении)

   На интерактивной доске имена: миля гена ада саша

                                                          сеня нюра лена неля

                                                          маша ася нина толя

                                                          маня таня неля дина

   У: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена). А какая ошибка допущена в написании этих имён? (они написаны с маленькой буквы).

   У: А как мы должны писать имена? (повторение правила)

   Какие из этих имён вы слышите впервые? Запишите их в терадь.

   Какие имена записали? С какой буквы записали слова?

б). У: ребята, имя человеку даётся при рождении. А как человек получает отчество? (от имени своего отца).

На интерактивной доске: имена и отчества вразброс. Отчества закрыты прямоугольниками разных цветов:

            Владимир       Александровна     Юрий      Петрович    Андрей   Пётр   Витальевич  

Юрьевна   Виталий   Андреевич   Павел    Юрьевич    Александр   Юрьевна   Павлович

У: Прочитайте слова. Что это за слова? (имена отцов учеников). А теперь найдите и прочитайте имя своего отца и скажите, какое отчество у вас образовано от имени. А правильно вы назовёте своё отчество мы сможем узнать при помощи разноцветных прямоугольников, лежащих у вас на партах. Вы называете имя, отчество. Берёте прямоугольник, подходите к доске и отодвигаете прямоугольников того же цвета, который у вас в руках.

У: Как мы пишем отчества? (повторение правила).

У: Запишите в тетрадь имя своего отца, а напротив своё отчество.

в). У: А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?

          Фамилии у людей были не всегда. Ещё 100-150 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, которыми занимались люди, от места жительства человека, от названий животных, растений.

Игра «Придумай фамилию»

У: Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовать фамилию.

Какая фамилия образовалась от имени Пётр, Василий? (Петров, Васильев)

Какая фамилия могла быть у кузнеца, плотника? (Кузнецов, Плотников)

Какую фамилию могли дать человеку с большой бородой? ( Бородин)

Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, заяц, волк? ( Воронов, Зайцев, Волков)

У: С какой буквы надо писать фамилии людей? (фамилии людей пишутся с большой буквы)

Назовите свою фамилию, имя, отчество. Запишите в тетрадь.

Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова-это два,

Три-руками три хлопка,

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть-на место тихо сесть.

г). На интерактивной доске: стихотворение

Жили-были дед да баба с маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А Хохлаткою они звали жеребёнка.

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка.

А ещё была корова звали её Бурка.

У: Что перепутал поэт? (поэт перепутал все клички).

- Давайте наведём порядок. Какая кличка может быть у кошки, собаки, курицы, коровы, жеребёнка?

-Какие клички животных вам известны?

-Как надо писать клички животных? (клички животных пишутся с большой буквы).

д). У: Ребята, имена есть не только у людей, но и у городов, сёл, улиц, рек.

- Как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Как называется город в котором мы живём? (Комсомольск)

- На какой реке расположен наш город? ( Амур)

- На какой улице расположена наша школа? (Калинина)

- Какие улицы в нашем городе вы ещё знаете?

е). Работа по карточкам.

 У детей на партах карточки:

город

река

имя

фамилия

У: У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заполнить эти карточки. На верхних строках у вас записаны слова: город, река, имя, фамилия. Вы должны вписать название города в котором мы живём; реку, на которой находится наш город; своё имя и фамилию. Не забывайте про правила которые мы с вами сегодня повторяли.

Проверка: Как написали название города, реки, имя, фамилию? ( с большой буквы).

7. Обощение.

У: Ребята, давайте ещё раз повторим то, над чем мы с вами работали на уроке. (повторение правил).

Стихотворение. (читает Лапкина А.)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ними,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

8. Итог урока.

Учитель объявляет оценки за урок. Учащиеся заполняют вторую строку в карточке с оценками.

У: У кого совпала оценка, которую он хотел получить с той которую получил? Молодцы, вы добились своей цели.

У кого не совпали? Значит надо быть более внимательными и старательными и обязательно всё получится.

9. Домашнее задание.

Составить рассказ по вопросам. Записать в терадь.

1. Как тебя зовут?

2. Какая у тебя фамилия?

3. Как зовут твоего папу, твою маму?

4. В каком городе ты живёшь, на какой улице?

5. На какой реке расположен наш город?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "

Учащиеся должны не только  формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...

Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"

Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...

Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"

ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...