Конспект урока в 6 классе: "«Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных»"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рафикова Зиля Фатыховна

Конспект урока в 6 классе "Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных". Базовый учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский// - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа села Старокулево

Муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан  

Конспект урока по русскому языку
в 6 классе:

«Буквы о и е после шипящих и ц

в суффиксах прилагательных»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рафикова Зиля Фатыховна

Конспект урока в 6 классе:

«Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»

Цель урока: повторить и закрепить тему «Не с именами прилагательными»; способствовать ознакомлению с  теоретическими сведениями  по теме  

«Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных» и  формированию способов  действия с ними.

Задачи:       обучающие:

- повторить написание гласных о-ё после  шипящих в корне слова,   написание  букв о-е после шипящих и  ц в суффиксах и окончаниях имён  

                     существительных;

- совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после           шипящих и ц  в суффиксах и  окончаниях имён прилагательных;

                    - продолжить работу над расширением  словарного запаса учащихся;

                             развивающие:

                       - развивать у учащихся умение работать с толковым словарём;

                       - развивать умение сравнивать учебный материал, группировать

                       по общим признакам, делать выводы;

                       - развивать навыки оценки своей деятельности;

                       воспитательные:

                       - воспитывать интерес к предмету;

                       - воспитывать культуру общения;

                       - воспитывать любовь к русскому языку, к родному краю.

     Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самооценке, формирование познавательной активности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, сравнивать орфограммы по опознавательным признакам, структурировать материал, делать выводы.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: владение навыками диалогической речи, умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

 Предметные:  Умение определять в слове орфограмму, применять орфографическое правило написания  суффиксов и окончаний имён прилагательных после шипящих и ц, графически обозначать условия выбора верного написания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).Запись даты на доске и в тетрадях учащихся.
  2. Повторение изученного на предыдущем уроке материала.
  1. Работа по карточкам: спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными.

 (Не) рушимая клятва; бормотал что-то (не) внятное; (не) длинный рассказ; (не) правильный вывод; (не) должен унывать; путь (не) близок, а далек; далеко (не) легкая задача; (не) вежливое обращение; (не) подкупная совесть; (не) объятные просторы; (не) угомонный характер; ветер (не) восточный; (не) знакомый человек.

           2.Взаимпроверка работ учащимися, оценивание.

           3.Выводы по теме «Не с прилагательными»

III. Определение темы и цели урока.

- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. (слайд 1). Как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам? (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов).

Мяч…м, свеч…й, лиц…м, гостиниц…й, пастуш…к, пирож…к, человеч…к, подуш…чка, медвеж…нок, вещ…вой, глянц…вый, еж…вый, свинц…вый.

(Учащиеся вставляют буквы, объясняют правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных)

Правописание каких слов вы не смогли объяснить? (вещевой, глянцевый, ежовый, свинцовый) Почему? Какая это часть речи? В какой морфеме нужно было вставить буквы? Давайте определим тему и цель урока.

Запись темы урока «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» на доске и в тетрадях учащихся.

  1. Объяснение нового материала.

1) Ребята, переходим к изучению новой орфографической темы. Вернемся к тем словам, правописание которых вы не смогли объяснить: вещевой, глянцевый, ежовый , свинцовый.

- Скажите, есть ли разница в интонации  произношения данных слов? Определите,  на какую морфему падает ударение. Как вы думаете, какую букву напишем под ударением, а какую – в безударном положении?

- Проверим себя (слайд 2).

2) Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте правило на с. 28 учебника.

– Сформулируйте правила выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и существительных.

3) Упражнение 362. (после выполнения проверка «по цепочке»)

  1. Физкультпауза.

- Ребята, я буду называть слова на изучаемую сегодня орфограмму, а вы будете выполнять  приседание, если в этом слова пишется о после шипящих и ц, и 3 хлопка с поднятыми вверх руками, если пишется е.

        Кольцевой, дрожжевой, грошовый, свежего, чужой, хорошего, свинцовый, кумачовый.

  1. Закрепление изученного.
  1. Диктант - “Молчанка”. У вас на партах лежат карточки с буквами О и Е.

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах (слайд 3)

Слова на слайде

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ДЕРЖАТЬ В ЕЖ…ВЫХ РУКАВИЦАХ

-  Какие из данных слов и словосочетаний показались непонятными?  (лучевая  и держать в ежовых рукавицах ). Давайте посмотрим их значение в словаре.

- Какой словарь нам потребуется? (Толковый и фразеологический)

 Работа с толковым словарем:   лучевая (кость)  

   

 Объяснение значения фразеологизма ДЕРЖАТЬ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ.  

(Слайд 4.)

2.  Рр.Работа в группе.  Составление  предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой.

3. Выполнение теста с последующей самопроверкой.  (слайд 5 ) 

Тест

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а)алыч…вый компот

б) груш...вый напиток

в) грош...вая цена

г) еж...вые рукавицы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) парч...вый наряд

б) сургуч...вая печать

в) гуттаперч...вый мальчик

г) изразц...вый камин

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) борц...вский зал

б) кварц...вая лампа

в) плюш...вый мишка

г) беж…вый цвет

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ландыш…вый запах

б) крестц...вый отдел позвоночника

в) замш…вые сапоги

г) ситц…вый халат

VII. Итог урока. Рефлексия. Оценивание работы на уроке самими учащимися и учителем.  

  1. Домашнее задание. Выучить правило на с. 28,  выполнить упр. 363, составить словарик слов с изученной орфограммой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по ФГОС "Гласные и,у,а после шипящих"

Этот урок был проведен в кожуунном МО учителей русского языка и литературы...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "

Учащиеся должны не только  формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...