Вопросы эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9, 11 класс)

Дубинина Евгения Александровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар учителей русского языка и литературы

«Вопросы эффективной  подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку»

Из опыта работы учителя МБОУ «Горковская СОШ» Дубининой Е.А.

Подготовка к сжатому изложению

Подготовка к итоговой аттестации девятиклассников начинается задолго до выпускного класса. Уже в 7 классе ребята работают над компрессией текста, знают основные приёмы сжатия. В 8 классе умеют на слух найти места, где рационально использовать обобщение, исключение или упрощение. В 9 классе они уже умеют фиксировать сразу сжатый текст. НО всё же сложности при написании экзаменационного изложения возникают:

  1. Членение текста на абзацы.

Дети  пытаются на слух уловить паузы в чтении диктора, но они не всегда совпадают с семантическим делением на микротемы, поэтому важно научить ребят четко улавливать эти микротемы, делить текст на семантические отрывки. Для этого часто используем практику составления плана текста, причем обращаем внимание, что пункты плана могут обозначать направления темы, а могут содержать основную мысль (взгляд автора). Различать тему и главную мысль учимся с 5 класса: тема- о чем говорит автор, главная мысль – позиция автора к описываемому предмету, событию, явлению.

 Также важно обратить внимание детей на то, что нельзя  менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Нужно передать текст в том порядке, в котором его читает диктор. План поможет избежать и повторения одной и той же мысли (например, чтобы восполнить то, что пропустили). На практических занятий условно делим лист на 6 частей: проводим одну линию по вертикали, две – по горизонтали.

В правой части в каждой строке пишем пункты плана (микротемы), оставляя место для дальнейшей работы: под пунктами плана будем писать краткое содержание текста, напротив – справа корректировать написанное, выстраивать связный текст.

  1. Слушать или записывать?

Эта дилемма возникает у всех девятиклассников. Если сразу начинают писать, не улавливают и не запоминают содержание текста. Всё записать, прослушать и запомнить невозможно. Если при первом прослушивании не записывать ничего, нет возможности корректировать и  дополнять записанное во время последующего прослушивания. Как быть?

При первом прочтении диктором текста  внимательно  слушаем, стараемся уловить и зафиксировать три микротемы – главное и первостепенное  (набрасываем план текста). Следим за мыслью автора. Не стоит пытаться записать все подряд, делаем  акцент на конкретных словах и идём по тексту вместе с диктором. Чтобы не отставать, делаем пропуски, в которые поместятся пропущенные слова или их можно будет вписать в правую колонку рабочего листа.

Во время 1 прослушивания записываем:

  • грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)
  • начало предложения с заглавной буквы
  • другие важные для понимания смысла предложения или фразы

Не записываем: вводные слова, причастные и деепричастные обороты, синонимы, повторы.

Написание первого слова предложения с большой буквы поможет нам восстановить границы предложений и  избежать  слияния предложений и искажения смысла. Обязательно учимся использовать сокращения. Например, ключевое понятие первый раз пишем полностью, в остальных случаях обозначаем его заглавной печатной буквой. Длинные слова – фиксируем корневую часть и окончание через дефис, используем условные обозначения некоторых часто употребляющихся слов (который, человек, процесс и др ).

  • Во время второго прослушивания записываем  на места пропусков важные слова. Формируем отдельные фразы, уточняем даты, имена собственные, если они есть в тексте.

После прослушиваний в правой части листа создаем и редактируем текст своего изложения, выстраиваем композицию. Здесь необходимо научить детей выходить из затруднительного положения,  если возникают сомнения в правильности речевого или грамматического построения, (орфографии, пунктуации) – важно суметь найти синонимичные варианты, в правильности которых дети уверены.

Перед тем, как переписать изложение в чистовик необходимо его ещё раз прочитать, проверить на ошибки и абзацное членение.

Подготовка к тестовой части экзамена.

При подготовке к тестовой части экзамена важно отработать следующие моменты:

  1. Понимание формулировок заданий. Это отрабатывается практикой. Знакомые и привычные формулировки позволят ребятам быстро и точно сориентироваться на экзамене. С этой же целью даю задание на составление отдельных вопросов теста: предлагаю к готовой формулировке задания самостоятельно подобрать примеры для выбора ответов. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условие.
  2.  Использование схем, таблиц. Во время отработки заданий обращаемся к справочному материалу, повторяем и закрепляем необходимые правила. Опираемся на зрительную и ассоциативную память. Схема должна быть понятна ученику.
  3. Работа по алгоритму.
  1. Внимательно прочитать задание (при необходимости 2,3 раза)
  2. Вспомнить правило. Если нужно, схематично изобразить его на черновике.
  3. Проанализировать каждый из примеров (вариантов ответа) относительно правила.
  4. При необходимости использовать метод исключения (если речь идёт о причастии, исключаем пример с прилагательным)
  5. Ещё раз прочитать задание и выбранный ответ, проверить – действительно ли ответ соответствует вопросу.
  1. Использование ИКТ.

Для отработки практических навыков решения тестовой части использую:

  1. Программу «Орфо-9» - отработка орфографических правил.
  2. Сайт «Решу ОГЭ» - составляю индивидуальные варианты заданий.
  3. Сайт «Незнайка» - решение заданий ОГЭ в он-лайн режиме с подробным анализом ответов.
  4. Электронную тетрадь «Скайсмарт». Кроме программного материала разработчики предлагают задания, аналогичные заданиям ОГЭ, включая синтаксический, лексический анализ, анализ средств выразительности. Кроме заданий с выбором варианта ответа, здесь есть задания, предполагающие краткие формулировки, есть возможность подгрузить фото или файл с выполненным заданием, требующего развёрнутого ответа. Задания проверяются автоматически, учитель видит результат выполнения каждого задания каждого ученика. Данный ресурс позволяет формировать огромное количество вариантов тренировочных упражнений.

Подготовка к сочинению.

Чаще всего, дети выбирают для написания сочинения задание 9.3.

И первое, что вызывает трудность – дать определение нравственному понятию. Мы используем с ребятами таблицу, которую составляем в течение всего процесса подготовки к экзамену, где в первый столбец  вносим понятие (зависть), во второй – определение (это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого), в третий – краткий комментарий (Это чувство разрушает человека, толкает его на страшные поступки, мешает ему жить с чистой совестью). При написании сочинения обращаемся к этой таблице – дополняем или используем уже проанализированные понятия.

Здесь важна работа по алгоритму – плану сочинения. Также используем речевые клише, соответствующие каждому пункту плана.

Основные трудности, с которыми сталкиваются ребята:

- правильно подобрать примеры-аргументы

- выстроить грамматически правильно предложение, избегая речевых ошибок. Часто ребятам трудно сформировать высказывание, передающее их мысль.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что подготовка к итоговой аттестации  - это не только отработка практических навыков и повторение программного материала, это ещё и информационное сопровождение (ребята должны знать процедуру сдачи ОГЭ, структуру и содержание КИМов, критерии оценивания, электронные ресурсы для самоподготовки и т.д) и психологическая поддержка ( ребятам необходимо уметь правильно распределять время, владеть приёмами саморегуляции, сосредотачиваться на главном, владеть эмоциями, чувствовать себя уверенно и тд.)

Главная задача учителя – помочь выпускникам максимально реализовать свой потенциал и успешно пройти государственную итоговую аттестацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку

От автораИз истории вопроса совместной  проектной деятельности учителя и ученика. Организация деятельности в виде проектов становится более оправданной и необходимой в современной пара...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку.

Вопросы по морфологии к олимпиаде по русскому языку....

К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения

К вопросу об использовании словарей на уроках русского языка и чтения...

Вопросы для проведения устных зачетов по русскому языку

Данный материал может быть использован учителями для проведения устных зачетов по русскому языку в 5, 8 классах...