Открытый урок по русскому языку на тему "НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Игнатьева Татьяна Викторовна

Разработка открытого урока по русскому языку на тему "НЕ с существительными"  с применением современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ne_s_sushchestvitelnymi.doc168 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый урок по русскому языку в 6 «Б» классе

Тема: НЕ с существительными

Тип урока: Закрепление и систематизация полученных знаний.

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепление, отработка  навыка применения правила о правописании НЕ с существительными, доведение навыка до автоматизма, уметь различать НЕ – приставку и НЕ – часть корня.
  2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
  3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Наглядное оформление урока:

  1. Таблицы-алгоритмы “Правописание НЕ с существительными”.
  2. Плакат со словами, не употребляемыми без НЕ.
  3. На столе у каждого обучающегося геометрические фигуры для определения рефлексии.
  4. Карточки для выполнения дифференцированного задания.
  5. Презентация, мультимедийное оборудование.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам с вами пришли гости, повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их улыбкой. Мне хочется, чтобы и у вас было хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и оставайтесь в хорошем расположении духа до конца урока! Присаживайтесь, пожалуйста.

Сегодня я приглашаю вас вновь совершить  путешествие в богатый мир русского языка, мы с вами продолжим открывать тайны правописания слов.

Целеполагание.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Давайте вспомним, какую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

Ученик: Слитное и раздельное правописание НЕ с именами существительными.

Учитель:  Правильно. Запишем тему урока в тетрадях. Мы продолжаем с вами изучать, в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, а в каких раздельно.

Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока, давайте попробуем вместе ее сформулировать?

Ученик: Цель нашего урока закрепить умение применять это правило на письме. 

Учитель:  Как вы думаете, как мы будем закреплять наши знания?

Ученик:  Повторять правила, работать по учебнику, по карточкам.

Актуализация знаний.

Учитель: Все верно, молодцы, и не только, нас ждет сегодня много интересного. У вас на партах лежат листочки, положите их, пожалуйста, перед собой. Давайте я расскажу вам сказку Феликса Кривина, но не простую, а грамматическую.  

                                       Грамматическая сказка

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без  «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..

 Приложение № 1.

Учитель:  А теперь, ребята, давайте попробуем восстановить недостающие части слов. Какие слова вы услышали, которые нуждаются в дополнении?

Ученик: Неряха, негодяй, невежды, ненавидели, неразбериха, невзгоды, неполадки, неурядицы.

Учитель:  Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Как они пишутся с НЕ? Кто хочет быть первым? Проверка по  образцу.

Ученик: Эти слова пишутся с частицей НЕ всегда слитно, не употребляются без НЕ.

Учитель:  Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение.  И  мы их называем исключениями. Их нужно запомнить. На плакате также написаны слова, которые без НЕ не употребляются. Они вам пригодятся в течение нашего урока, это ваша небольшая подсказочка, не стесняйтесь в неё заглядывать. В данных словах НЕ чем будет являться?

Ученик: Частью корня.

Словарная работа.

Учитель: Правильно, молодцы! Следующий этап нашего урока: словарная работа. Напишите в тетради заголовок “Словарный диктант».

Багряный, ветеран, несчастье, нечестность, природа, прекрасный, невнимательность, аккуратный, искусство, вестибюль

Учитель:  Обменяйтесь тетрадями. Поднимите глазки на доску, перед вами слова, которые вы сейчас самостоятельно написали. Давайте проверим, все ли правильно написано в тетради вашего соседа по парте.

Вспоминаем, как вы будете оценивать работу. (Критерии оценивания)

Взаимопроверка.

Лексическая работа.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие вы встретили здесь слова, связанные с темой нашего урока? 

Назовите их…

Ученик:  Несчастье, нечестность, невнимательность

Учитель:  Ребята, скажите, пожалуйста, а что нужно было сделать для того, чтобы правильно написать слова несчастье, невнимательность и нечестность

Ученик:  Подобрать синоним.  

Учитель:  А давайте еще раз вспомним, что же такое синоним?

А какие синонимы вы подобрали к этим словам?        

Подсказка на доске (Беда, горе, рассеянность, лживость, вымысел)

Учитель:  А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Найди синоним»

На доске записаны слова в 2 столбика: в одном – слова с НЕ, в другом - синонимы к ним. Слова записаны в разнобой, ваша задача найти соответствующий синоним для каждого слова. Соедините одинаковые смыслы.

Неприятель

Выдумка

Небылица

Неуверенность

Недоверие

Грубость

Горе

Случайная ошибка

Несмелость

Противник, враг

Ненависть

Робость

Невежливость

Недоразумение

Несчастье

Неправда

Вражда

Ложь

Отсутствие доверия

Сомнение

Учитель:  Ой, ну какие, молодцы. В нашей игре каждый одержал победу.

Учитель: Ребята, как синонимы обогащают нашу речь?

Ученик: Мы лучше понимаем друг друга, наша речь становится ярче и красивее! 

Учитель:  Давайте с вами чуть-чуть отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазкам.

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Учитель:  Ребята, а какую часть правила мы еще не вспомнили?

Ученик: Правило раздельного написания частицы не с существительными. 

Ой, ребята, на доске были написаны пословицы, но пока мы играли, все пословицы  перепутались, а давайте их восстановим, объединитесь в группы, попробуйте собрать пословицы и записать их правильно.

 Ученье без уменья

не праздность, а труд

Пишут (не) пером,

(не) польза, а беда.

Умные люди ценят

 а умом.

(Не)место крас..т человека,

а человек место.

(Не)печ(?)  корм..т,

а горе старит.

Не годы,

а руки.

Приложение 2.

Учитель:  А теперь глядя на доску и получившиеся пословицы, назовите условие раздельного написания.

Ученик:  В этом предложении есть противопоставление с союзом А

Учитель:  Следовательно, как мы напишем НЕ с сущ-м?

Ученик: Раздельно.

                Систематизация знаний с помощью алгоритма

Учитель: Молодцы. Ребята, мы с вами на прошлом уроке наши знания привели в систему. Для этого составили алгоритм, чтобы быстро научиться определять, когда пишется НЕ с существительными слитно, а когда раздельно?  

Давайте вспомним наш алгоритм действий. (Два представителя от группы выходят к доске, рассказывают алгоритм).

Проверьте свой алгоритм и при необходимости отредактируйте. 

Применение алгоритма на практике

Учитель:  А теперь, ребята, давайте запишем предложения в которых нам встретятся сущ-е с частицей НЕ.

  1. (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.
  2. С путешественниками приключилось (не)счастье.
  3. (Не)вежество - орудие невежды.

Учитель:  Объясните постановку  тире в последнем предложении.

Ребята, вы заметили, что в этой пословице есть два похожих слова: невежа и невежда.  Каких людей мы так называем? Давайте уточним. Запишите  в тетрадь лексические значения этих слов. Какого рода эти существительные?

В современном русском языке «невежа» значит «грубиян»,

«невежда» - «несведущий», «необразованный, малообразованный  человек».   

Работа по учебнику.

Учитель:  Ребята, давайте обратимся к учебнику, выполним упражнение упр.289. Прочитайте условие упражнения. Отгадайте загадку. Выпишите слова с не, объясните написание.

Учитель:  В данном упражнении не является частицей или приставкой?

Ученик: Отрицательной частицей.

Учитель:  Мы немножечко устали, давайте отдохнем.

Физминутка

Части речи изучаем, (ходьба на месте)

Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)

Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)

Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)

Как части речи различать, (наклоны в стороны)

И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

Учитель:  Попробуйте сформулировать задание к данному упражнению.  

Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с существительными слитно/раздельно.

 Осенняя (не)погода;  настоящий  (не)ряха; (не)веселье, а грусть; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение.

Взаимопроверка.

Тестирование.

Учитель:  А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности. Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест. Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А. Время выполнения 5-7 минут.

Приложение 3.

Учитель:  Закончили работу. Проверьте себя.

Кто правильно выполнил всю работу?

Кто сделал одну ошибку?

Значит, нам ещё есть над чем работать.     

Рефлексия.

Учитель:  Подводим итог нашего урока. Какое правило правописания мы сегодня отрабатывали?

Сколько законов слитного написания? Сколько пальчиков?

А сколько законов раздельного написания не с существительными?

Ребята, мне так радостно видеть ваши успехи. Вы молодцы!  Что мы запомнили?

Ребята, вот еще на прошлом уроке нам было трудно понять это правило, а сегодня поверили в свои силы? Поняли, что сможете преодолеть трудности? А сегодня вы увидели, что эту трудность преодолели? Кто почувствовал, что преодолел трудность, поверил в себя?

Оцените свою работу, учитывая ваши оценки в тетрадях. Поднимите геометрическую фигуру, с соответствующим значением.

Круг - ничего не понял.

Треугольник – средне.

Квадрат - хорошо.

Звёздочка – отлично.

                                         Оценивание.

Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

Учитель комментирует оценки.

Запишите ваше домашнее задание. Вы можете выбрать форму работы: для более слабых учеников выполнить упражнение 291, для сильных учеников: выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму

                                      Творческая работа

Дома  предстоит творческая работа, которую мы начнём на уроке со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера. (Учитель выразительно читает стихотворение).

        Гаснет устная словесность,

        Разговорная краса.

        Отступают в неизвестность

        Речи русской чудеса.

        Сотни слов, родных и метких,

        Сникнув, голос потеряв,

        Взаперти, как птицы в клетках,

        Дремлют в толстых словарях.

        Ты их выпусти оттуда,

        В быт обыденный верни,

        Чтобы речь - людское чудо-

        Не скудела в наши дни.

Ребята, посмотрите,  это стихотворение  учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом. Вот дома вы попробуете создать собственный текст.

  Задание: написать сочинение-миниатюру или отдельные предложения (на выбор) на тему «Как вести беседу?» Используйте в своей работе опорные слова, данные в задании.

                


Запасные упражнения.

Задание.  «Верно-неверно». Время – 5 минут

 Возьмите карандаши и отметьте в Приложении 4, если утверждение верное - знаком «+», неверное - «-» , затрудняетесь ответить- «?»

Верно ли, что:

 1) имена существительные обозначают предмет;

 2) НЕ с существительными всегда пишется слитно;

 3) НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

 4) есть существительные, которые без НЕ употребляются;

 5) НЕ – это только приставка.  

 6) НЕ может быть отрицательной частицей и писаться раздельно со словами

Веселый кроссворд.

На экране слайд.

Чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадки

1. Грязные руки,

Помята рубаха,

Волосы всклочены,

Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,

Не люблю читать я никакие книжки,

Ничего не знаю, не хочу учиться,

Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,

Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.

Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,

И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,

Голубым цветком цвету,

Небо синее как будто,

Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.

Давайте познакомимся со сказкой Б. Заходера.

Я скажу вам по секрету, в ней есть тайна, давайте её раскроем. Прочитаем ее вместе.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица 
не.

Ребята, а про какую частицу идет речь?          

Что с ней произошло?

Найдите глагол, который нам подскажет. Он есть во второй строчке.

А что значит исчезла? пропала, скрылась.

Продолжаем.

Посмотрел я вокруг с   доумением.
Что за   лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была    
разбериха,
И на     взрачной клумбе у будки
Голубые цвели      
забудки.
И погода стояла      настная,
И гуляла собака     счастная.
И, виляя хвостом     уклюже,
Пробегала       пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный    
ряха.
А за        
ряхой по травке свежей
Шёл     суразный      
дотёпа и      вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна        
смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы 
не.

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )

- А теперь, ребята, давайте попробуем восстановить недостающие части слова. Кто хочет быть первым? Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по  образцу

Вот мы и раскрыли тайну, какая она? Тайна в том, что  без частицы НЕ слово гибнет. Эти слова пишутся с частицей НЕ всегда слитно, не употребляются без НЕ. Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение.  И  мы их называем исключениями. Их нужно запомнить. Справа перед вами также написаны слова, которые без не употребляются. Они вам пригодятся в течение нашего урока, это ваша небольшая подсказочка, не стесняйтесь в неё заглядывать.. О чём данное стихотворение?

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными?  Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.

                Актуализация знаний

        

А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками. Оценивать ваши ответы я буду жетонами. (Ответы учащихся).

Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.

Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант.  

Прочитайте внимательно слова. (По щелчку изображение выцветает).

Но что это? Что случилось с изображением? Ребята, там ошибка!

Ловите её! (Приём «Лови ошибку»)

         

«Негодовать» надо писать слитно.

Почему?

Это глагол, который не употребляется без не.

(Щелчок мышью).

Задание: разделите слова на две группы по частям речи.

(Учащиеся выполняют задание).

1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).

2.Назовите существительные.

3.Назовите глаголы.

4.Как пишется не с глаголом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное" в 6 классе

Урок -экскурсия по родному краю, повторяя тему "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...