Презентация к уроку русского языка. Сочинение по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Макеева Жанна Викторовна

Материал презентации подходит ко всем действующим учебникам по русскому языку. Можно использовать как для работы в шестом классе, так и для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_s_fronta.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» Урок развития речи 6 класс Сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» 2 часа Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №30 Макеева Жанна Викторовна

Слайд 2

Александр Иванович Лактионов Картина «Письмо с фронта» 1947 год

Слайд 3

Художник Александр Иванович Лактионов В 1930 году А. И. Лактионов едет в Москву, где знакомится с И. Э. Грабарем, М. В. Нестеровым, С. В. Малютиным. Известные художники и педагоги, просмотрев студенческие работы, дали рекомендации для продолжения учебы в Ленинградском государственном ИЖСА им. И.Е. Репина, (Академия художеств СССР). Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону в семье заводского кузнеца и прачки-надомницы. В 19 лет освоил ремесло каменщика, работал чертёжником. Лактионов не только осваивал приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику письма старых мастеров. Известен главным образом как жанрист и портретист, хотя в наследии художника присутствуют выполненные на высоком уровне пейзажи и натюрморты.

Слайд 4

Известные произведения Александра Ивановича: «Портрет О. Н. Лактионовой» (1939), «Портрет И. И. Бродского» (1939—1940) «Портрет Т.П. Мясоедовой-Бродской » (1939), портреты актёров МХАТа В. И. Качалова , О. Л. Книппер-Чеховой , Н. П. Хмелёва (все — 1940), «Автопортрет» (1945), «Портрет академика И. П. Бардина » (1952), «Портрет Н. С. Хрущёва » ( 50-е годы XX века), «Портрет космонавта В. М. Комарова » (1967); «Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Натюрморт. Игрушки» (1949), «Девушка за вышиваньем» (пастель, 50-е годы XX века), «Узкое» (1951), «В новую квартиру» (1952, Донецкий художественный музей), «Обеспеченная старость» (1958—1960).

Слайд 5

В галерее художника ТЕПЛАЯ ОСЕНЬ Портрет Исаака Бродского

Слайд 6

«ЛЕТОМ» «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Слайд 7

История создания картины Весной сорок пятого Лактионов собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом.

Слайд 8

Заинтересованный Лактионов разговорился с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы

Слайд 9

Жанр картины В картине «Письмо с фронта» художник обращается к жизни в тылу, рассказывает зрителю о повседневной жизни простых людей. Композиция картины выполнена в лучших традициях бытового жанра.

Слайд 10

Бытовой жанр Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура...

Слайд 11

Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку.

Слайд 12

Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке - это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.

Слайд 13

Прообразы героев картины Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

Слайд 14

Беседа по картине - Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? - Что видим на переднем плане картины? - Что изображено в центре картины? - На дальнем плане?

Слайд 15

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” - Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? - Почему? - Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид? - Какой он? - Почему автор использовал именно такой фон? - Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день? - Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

Слайд 16

Главные герои картины - Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их. - Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? - Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Почему избрал такой интерьер? - Каков жанр картины? - Почему именно групповой портрет выбирает художник? - Как расположены персонажи на картине? - Почему автор использует такое расположение персонажей на картине?

Слайд 17

Составление плана сочинения - описания. Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний. – Как начать сочинение? I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

Слайд 18

II. Основная часть .(Описание картины) 1. Описание фона картины. 2. Описание интерьера. 3. Персонажи картины. а) облик женщины: -поза, -взгляд, -одежда;. б) пионер, читающий письмо: -поза, -одежда, -лицо, -взгляд; в) солдат-письмоносец: -поза, -одежда, -взгляд;

Слайд 19

г) девочка с косами: -поза, -волосы, -одежда; д) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: -поза, -волосы, -одежда, -лицо, - взгляд. 4. Круг – основа композиции картины. 5. Чувства героев. 6 . Настроение картины. III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине . / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

Слайд 20

-Какую мысль утверждает живописец своей картиной? - А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Слайд 21

Словарно-лексическая и стилистическая работа Выберите определения, характеризующие полученное известие. Карточка № 1 Весть (какая?) – безрадостная, благоприятная, важная, весёлая, горькая, грозная, грустная, добрая, долгожданная, желанная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нежданная, неожиданная, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, приятная, радостная, свежая, скверная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, удивительная, удручающая, утешительная, хорошая, худая, чёрная. Весть – благоприятная, важная, добрая, долгожданная, желанная, нежданная, неожиданная, приятная, радостная, хорошая.

Слайд 22

Выберите определения, которые будете использовать при описании фона картины и персонажей. День (какой?) летний, свежий, сумрачный, обыкновенный, будничный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, ясный, гаснущий, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский. Солнце (какое?) – неяркое, палящее, знойное, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, мглистое, нежаркое, нещадное, низкое, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.

Слайд 23

Описание персонажей картины Итак, предметом дальнейшего разговора являются персонажи картины. Какого типа будет ваш текст? - Какого стиля речи будет текст? Волосы (какие?) белокурые, белоснежные, бесцветные, вороные, блестящие, выгоревшие, горчичные, выцветшие, жёлтые, золотистые, каштановые, льняные, медно-золотистые, овсяные, волнистые, вьющиеся, неприбранные, растрёпанные, тонкие, шёлковые. Одежда персонажей - Что в одежде бросается в глаза? - Опишите одежду персонажей, не забывая о художественных средствах. Одежда женщины : чёрная юбка, белая просторная полинявшая от многочисленных стирок кофта, на голове – платок, на ногах – старые поношенные тапки;

Слайд 24

Одежда пионера, читающего письмо : рубашка с бело - розовую клетку, шорты, красный пионерский галстук, синяя кепка на голове; Одежда солдата-письмоносца: гимнастёрка и брюки-галифе защитного цвета, сапоги, пилотка, на груди – награды, полученные на войне; Одежда девочки : белая, расшитая цветами кофта, коричневая юбка, белые носки с полосками, сандалии; Одежда девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: лёгкое жёлтое в мелкий цветочек платье, бирюзовая поношенная кофта, обута в чёрные старые тапки, на руке – красная повязка дежурного ПВО.

Слайд 25

Работа с толковым словарём - Выяснить лексическое значение непонятных слов. ГИМНАСТЁРКА , и, ж. [от гимнаст] (нов.). Род верхней рубашки с прямым воротом, принятый в войсках, как форменная одежда… ГАЛИФЕ' [ фэ ], (нов). 1. в знач . неизмен . !!! прил. Об особом покрое брюк (первонач. у кавалеристов), облегающих колени и сильно расширяющихся кверху. Брюки г. 2. нескл. (сочетается с прил. во мн. ч). Самые … NB ! Обратите внимание на правильное произношение слова: буква Е в этом слове обозначает звук [Э], поэтому произносится [ГАЛ`ИФЭ]. ПИЛО'ТКА , и, ж. (нов). Форменный головной убор пилота, летчика. Суконная п…

Слайд 26

ПВО - противовозду́шная оборо́на — комплекс мер по обеспечению защиты от средств воздушного нападения противника. ПВО — сокращённое наименование системы п ротиво в оздушной о бороны. ВЫПРАВКА - выправки, NB ! - мн.ч. нет, ж. 1. Действие по глаг. Выправить - выправлять ( простореч .). Выправка бритвы. Выправка документов. 2. Осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями (чаще у военных). Молодцеватая выправка. Военная выправка. Приобрести хорошую выправку. КРЫЛЬЦО - наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

Слайд 27

Работа со словарем синонимов Подбери синонимы к словам. Художник – ... живописец, мастер кисти, пейзажист. Создает – ... пишет (но не описывает и не рисует). Картина – ... полотно, репродукция. Поражает – ... удивляет, изумляет. Подберите синонимы к глаголу смотреть . Найдите статью в «Словарике синонимов». Какие там даны синонимы к этому глаголу? Глядеть, глазеть, взирать, созерцать, воззриться, лицезреть, зрить . Какие из них могут быть использованы при описании картины? Почему? Только смотреть; глядеть, взирать, зрить , глазеть, созерцать, лицезреть – стилистически не подходят: либо высокие, книжные, либо разговорные, просторечные.

Слайд 28

Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно – трепетно.

Слайд 29

Подберите подходящее сравнение. Косы, словно... Улыбка, будто ... Взгляд, точно... Платье, как ... Девушка похожа на ... Подберите к словам антонимы. Военный человек - ..., Пасмурный день - ..., Грустное настроение - ..., Замкнутое пространство - .... - Образуйте краткую форму и сравнительную степень прилагательных. Молодой - ..., ... . Внимательный - ..., ... .

Слайд 30

Орфографический и пунктуационный практикум 1. Раскройте скобки и ответьте на вопросы. Стоит (Как? и как?) Держит (Что? Где?) Одет(а) (во что? Как?) Выглядит (Какой? и какой) Облокотилась (На что? Чем?) - Обратите внимание на написание наречий, обозначающих местоположение. з десь, справ а , слев а , ряд о м, вбл и зи,вд а ли , вд а л е ке.

Слайд 31

2. Подберите проверочные для слов с безударной проверяемой гласной. Т...рпеливо - ..., Вз ... лась - ..., Гл... дит ..., Д...р...вя ? ый - ..., Д...щатый - ..., Д...ржалась - ..., П о л... тно - ...., ... рмейский - ..., Ч...тающий - ...

Слайд 32

Запомните написание слов!!! к о нверт п ио нер с а ндалии 4. Вспомните правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Светло( голубой ), беловато(синий), ярко(жёлтый), бело( розовый ).

Слайд 33

Подготовка к созданию письменного текста 1. Предложите возможное начало. 2. Развейте мысль. Картина названа так потому, что... На долю женщины выпала нелёгкая судьба: ... Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине слева направо, от него на полу лежат лёгкие тени от.... Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние ...только что ...... Мальчика, сидящего на табурете в центре картины, окружают справа и слева ...

Слайд 34

Дворик, виднеющиеся вдали ..., , идущий через ... ..., ярко-голубое ..., частью срезанное краем холста, как бы продолжают изображённое пространство, расширяя границы картины. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь строений подчёркивает протяжённость картины в .... (ширину) Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане: открывающемся справа ... , слева ..., впереди ... Таким образом, вся картина создаёт широкое представление о том, что уже вся Россия, получая с радостной надеждой ..., ждёт ...

Слайд 35

Используя данные слова, словосочетания и предложения, составьте устный рассказ по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта". - Что бы вы могли дополнить? Работа над черновиком . - Прежде чем вы приступите к работе над черновиком, вспомните, о чём нельзя забывать при работе над наброском сочинения? - Сформулируйте несколько советов для работы над черновиком.

Слайд 36

Советы к сочинению. Памятка Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Не старайтесь скрупулёзно, дотошно описывать внешность героев, лицо при перечислении всех подробностей «расплывается», пропадает, как пропадает и сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображаемого: это не фотография, а произведение Помнить о соотношении частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие - объём 1,5 - 2 страницы. Сочинение-описание надо начинать с общего плана.

Слайд 37

Домашнее задание Написать черновой вариант сочинения

Слайд 38

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://kutza.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=50 http://www.gelos.ru/sale/gallery/pchelin.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сочинение по картине Юона"

Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урок...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...

презентация к уроку русского языка "Написание сочинения по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"

Данная презентация может помочь при проведении урока развития речи по русскому языку  в 5 классе по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща"...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....

Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине" в 5 классе

Презентация содержит материал о творчестве П.П. Кончаловского, легенду о Сирени, стихи о сирени, фотографии сцен балета П.И. Чайковского "Спящая красавица", методические материалы для написания сочине...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"

Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....