написание вступления к сочинению-рассуждению (9.3)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

урок развития речи в 9 классе, в ходе которого учащиеся работают в группах и пишут вступление к сочинению 9.3 разными способами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_vstupleniya.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 15.3

Что такое материнская любовь?

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к маме.

Эпиграф к уроку (на слайде)

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Г. Белинский)

1.Вступительное слово учителя.

В последнее воскресенье ноября в России отмечается замечательный праздник – День Матери.

Мама… Это первое слово, которое произносит ребёнок. Мама – это главный человек в жизни каждого. У Юрия Яковлева есть замечательный рассказ, который так и называется «Мама».

Чтение учителем отрывка рассказа (музыка) (3мин.)

Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

Но проходят годы, дети вырастают, и наступает такой момент, когда приходит любовь и мама как-то незаметно отодвигается на второй план.

- Как ведут себя взрослые дети?

- Что чувствуют их матери?

На эти вопросы мы и постараемся ответить.

«Материнская любовь» - тема нашего занятия

2. Просмотр клипа «Любви достойна только мама». (ок.5мин)

3. Слова учителя (2мин.)

- О чем это клип?

- Как вы сформулируете проблему клипа?

(Проблема восприятия материнской любви; Проблема сыновней благодарности; жертвенности матери)

- Именно о проблеме восприятия материнской любви мы и будем сегодня говорить на основе текста (АВТОР).

-  На основе текста АВТОР мы и будем строить свою работу – написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Прочитайте формулировку задания 15.3. к этому тексту.

- Мы будем работать в парах,  рассуждать в своих работах о материнской любви

- Давайте вспомним структуру сочинения.

  • Вступление (сформулировать определение и прокомментировать его)
  • 1 аргумент (из текста)
  • 2 аргумент (из жизненного опыта)
  • Заключение

- Прочитайте предложенный текст. Попробуйте составить ассоциативный ряд (интеллект-карту), отталкиваясь от содержания исходного текста, напишите, какой может быть материнская любовь. (5мин.)

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza5/940729560823.files/image061.jpg

- М. Горький писал: «Труднее всего именно начало, первая фраза. Она, как музыка: даёт тон всему произведению, и обыкновенно её ищешь весьма долго».

- Мы можем разными способами начать свое сочинение. Каждому столу предлагается начать работу определенным способом, а работать вы будете в парах: (5мин.)

1 группа– дать определение словосочетания материнская любовь.

2 группа – написать, что такое материнская любовь с помощью синонимов

3 группа – написать, что такое материнская любовь, с помощью слов – ассоциаций

4 группа - написать, что такое материнская любовь с помощью антонимов

- Давайте остановимся на каждом способе. 1)Если вам необходимо дать толкование слова или словосочетания, то какой словарь вам может помочь? (толковый), но толковых словарей на экзамене не будет, в этом случае вам поможет задание 1 ОГЭ: текст сжатого изложения. Вам нужно прочитать текст изложения и подчеркнуть фрагменты, которые помогут вам дать определение.

2)Если вам необходимо подобрать синоним, то вы записываете синоним и называете отличительные признаки понятия, обозначенного синонимом.

3)Если вам необходимо подобрать слова-ассоциации, то можете воспользоваться уже выписанными из текста, выразив свою мысль образно (использование эпитетов, сравнения)

4)Если вам необходимо подобрать антонимы, то записываем понятие, находим антоним и подмечаем различия в понятиях.

- Примеры своего способа выражения понятия вы можете посмотреть в книгах «Сочинение на ОГЭ». Страницы указаны на ваших рабочих листах.

- Приступаем к работе (пишут вступление) – 5 минут

- Проверим ваши работы. Обменяйтесь в парах своими работами, исправьте найденные ошибки (сильный - слабый)

- Решите, вступление какой пары было удачным, зачитайте его.

Текст изложения (для 1 группы)

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

           Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

             Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

-  Дав во вступлении толкование понятия, вам необходимо прокомментировать его. Комментировать мы тоже будем разными способами. (5мин.)

1 группа – выделите в определении, которое вы дали, ключевые слова и поясните хотя бы одно из них.

2 группа – укажите, какую значимость имеет для вас данное понятие

3 группа – укажите, в чем заключается ценность данного понятия для людей

4 группа – как характеризует это качество человека?

- Комментарий вы можете включать с помощью вводных слов, которые есть на вашем рабочем листе.

Работают над комментарием 5 минут. Проверка в парах (сильный – слабый). Зачитывается лучший комментарий от стола

- Сегодня на занятии мы написали самую сложную часть любого сочинения – вступление. Дома я предлагаю вам написать аргументы, воспользовавшись текстом и примерами из жизни и произведений, которые даны на рабочих листах, а вывод напишем на следующем занятии.

- Пройдёт еще немного времени, и жизнь изменится – вы станете студентами, покинете родительский дом. Новые чувства наполнят ваши сердца. И только тогда вы поймете, что дом, семья, мать – огромная ценность. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия вы о чём-то задумались, к чему-то переосмыслили своё отношение.

- А закончить занятие мне хочется песней на слова Валентины Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…» (звучит песня 1,2мин.)

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы-
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.

Домашнее задание: написать аргументы к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Урок-практикум в 11 классе «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).  Цели:...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...