Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку

Осипова Елена Николаевна

Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы по формированию метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы.

Осипова Е.Н , учитель русского языка и литературы МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Прежде чем говорить о различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы, нужно прийти к определению того, что мы называем метапредметными компетенциями. Современная школа ориентирована на компетентностный подход, то есть мы на своих уроках формируем у учащихся различные предметные и личностные компетенции. Основная цель современного обучения не просто вложить в голову знания по различным предметам школьной программы. Современный ученик должен научиться сам искать знания, усваивать и перерабатывать их, отбирать необходимое для дальнейшего обучения и, наверное, самое главное умение, которое должно быть сформировано в учащихся – это умение учиться, учиться непрерывно.  Современное общество нуждается в людях, способных к постоянному обучению, умеющих самообучаться и переучиваться.

И именно для этого необходимо формировать наряду с предметными и так называемые метапредметные компетенции. Что же включает в себя понятие метапредметных компетенций? Метапредметные компетенции – это компетенции, которые позволят учащимся интегрировать знания, полученные в школе, в жизнь. Это универсальные способы деятельности, которые можно применить и в учебной деятельности, и в реальной жизненной ситуации. Наиболее важными из метапредметныхкомпетенций, формируемых в процессе обучения, можно назвать следующие.

Регулятивная компетенция, подразумевающая формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее решения, реализации; умение осуществлять контроль, как итоговый, так и промежуточный, пошаговый; умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности и ее результатов.

Информационная компетенция подразумевает формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, использовать различные схемы и модели для решения поставленной задачи; умение решать поставленные задачи разнообразными способами; умение выделять главную, существенную информацию из текстов разных видов.

Познавательная компетенция: умение осуществлять анализ объектов, проводить их сравнение по разным критериям, строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативная компетенция – умение допускать возможность существования различных точек зрения  на один предмет, вопрос и т.п.; умение учитывать разные точки зрения и стремление согласовывать их в процессе сотрудничества; умение использовать речь для регуляции своих действий, умение договариваться, приходить к компромиссу, необходимому для получения результата в совместной деятельности; умение строить речевые высказывания и адекватно использовать речевые возможности для решения коммуникативных задач.

Исходя их названных компетенций, напрашивается вывод о том, что метапредметные компетенции – это «надпредметные» компетенции, то есть междисциплинарные, универсальные умения, формирование которых происходит в процессе учебной деятельности в целом, они не относятся к какой-то определенной образовательной области или учебной дисциплине. И современный образовательный процесс требует от любого учителя быть не только узким специалистом, но специалистом «широкого профиля», то есть обладающим широким кругозором, знаниями в смежных, а порой и противоположных областях, поскольку наиболее эффективно формирование метапредметных компетенций происходит на интегрированных уроках, например, литература и история, русский язык и математика, литература и география, литература и обществознание. И даже на традиционных уроках по одному предмету от учителя все равно требуются эти «смежные» знания, интеграция в урок сведений из других предметных областей. На уроке русского языка и литературы это будут сведения из истории, географии, музыки, МХК.

Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы.

Для формирования метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы используются различные виды деятельности, и прежде всего это разнообразные приемы работы с текстом. Цель работы с текстом на уроках русского языка – понять закономерности построения текста, научиться выявлять его особенности на разных уровнях: стилистическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом. При этом следует обращать внимание на то, с каким текстом работают ученики. Естественно, это должен быть высокохудожественный текст, понятный ученикам, то есть соответствующий их возрастным особенностям. Кроме того, текст должен удовлетворять требованию осуществлять его языковой анализ. Еще одно требование – анализ текстов разных стилей, жанров и форм. Работа с текстом позволяет формировать самые разные компетенции, в том числе и метапредметные.

На уроках литературы работа с текстом – это чтение и восприятие прочитанного текста, умение его анализировать и интерпретировать. Поэтому подходы к работе с тестом на уроках русского языка и литературы немного разные. Немного подробнее рассмотрим некоторые формы и методы организации работы с текстом.

  1. Анализ текста при подготовке к итоговой аттестации выпускников.

Задания по тексту В.Распутина (отрывок из рассказа «Уроки французского»):

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему деревенские жители выделяли главного героя из всей ребятни и даже подкармливали его?»?

1) Мальчик хорошо учился в школе и в деревне признавался за грамотея.

2) Потому что за свои услуги он брал меньше всех денег.

3) Мальчик дружил с дядей Ильей.

4) Главный герой был из хорошей семьи.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово отпустил(предложение 5):

1) освободить, выпустить;

2) выдать покупателям, продать;

3) ослабить;

4) позволить кому-нибудь отправиться куда-нибудь.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали.

1) Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом).

2) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году.

3) Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.(материал взят из журнала Первое сентября. Русский язык.-2014-№3.  Автор: Терлеева Т.С.).

Для выполнения таких заданий требуется вдумчивое, внимательное чтение, и не секрет, что зачастую наши ученики не могут дать ответы на вопросы по тексту просто потому, что не вникают в смысл прочитанного. Цель учителя – научить читать, вдумываясь в смысл каждой фразы.

Следующий вид деятельности - решение поставленной учителем проблемы. Учитель на разных этапах урока создает проблемную ситуацию, в решении которой вовлекаются ученики. Например, в начале урока, на этапевведения в тему урока: при изучении темы «Правописание  не с наречиями на о,е» мы пишем словарный диктант на правописание Не с существительными и прилагательными. Объясняем правописание и ставим вопрос: «Какую часть речи мы сейчас изучаем и в связи с написанным диктантом сформулируйте тему урока». При изучении разносклоняемых существительных склоняются по падежам существительные и сравниваются их окончания. Делается вывод: почему существительные, к примеру, время и путь склоняются не так, как им положено по правилу? Вывод: как их можно назвать? Они разносклоняемые, так как склоняются не по одному типу склонения.

Проблемная ситуация строится по определенным правилам и чаще всего подразумевает построение проблемного диалога, то есть решение проблемы происходит в совместном диалоге учителя и учеников. Учитель ставит проблемные вопросы, ученики, ведомые им, находят решение. Проблемный диалог открывает ученикам возможности развития через поисковый метод, анализ языковых явлений.

Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование и обогащение словаря учащихся. Такая работа проводится ежеурочно и различными методами. К примеру, при подготовке к изучению программных произведений по литературе проводится подготовительная словарная работа по карточкам с устаревшими словами, по которым ученики выясняют значения этих слов.

Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Это формирует исторические знания, знания по этимологии. Такой же прием используется при изучении новой лексики, появившейся в последние десятилетия.

Игровая деятельность на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить урок и способствует развитию творческих способностей учеников, формированию метапредметных компетенций: умению работать в команде, планировать свою деятельность и т.д.. Игровая деятельность на уроке может быть использована на разных этапах и на уроках разных типов:

1) урок с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

2) задания,  применяемые на традиционном уроке (письмо с ошибками, решение кроссвордов, ребусов, шарад и т.п);

3) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе( предметные недели, различные КВН, грамматические забеги, экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы  и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Исследовательская деятельность. Метод исследований – один из самых распространенных при формировании метапредметных компетенций. Так, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» был подготовлен проект «Бытовая лексика в романе» ученицей 9 класса Мироновой Дианой. В нем ученица дала комментарий и толкование словам, относящимся к пласту бытовой лексики, встречающимся в романе, классифицировав их по тематическим группам: предметы обихода, одежда, средства передвижения, напитки и т.д. Изучение биографии А.С.Пушкина в 6 и 5 классах вылилось в исследовательские проекты о детстве поэта (Осипов И.) и пушкинском выпуске Лицея (Гиззатуллина А.). Изучение рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе предваряется мини-исследованиями: ученикам дается задание найти в семейном архиве самые старые фотографии и рассказать о том, кто и когда на них изображен.

Рефлексия. Этот вид деятельности помогает  формировать умения

Анализировать свою деятельность, подводить итоги и планировать будущую деятельность, ставить цели. Применяя метод рефлексии, ученики должны уметь вспомнить, выявить и осознать основные компоненты своей деятельности, осознать ее смысл, выявит проблемы и найти пути их решения. Рефлексия необходима, так как помогает учащимся осознать полученные результаты, скорректировать при необходимости свой образовательный путь.

        Проведение предметной недели – еще одна возможность для формирования метапредметных компетенций. Расскажу о проведении Недель литературы, посвященных юбилеям М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина.Предваряется Неделя составлением маршрутного листа для каждого класса,

начинается с небольшого открытия, проводимого во время общешкольной линейки. Это может быть небольшой рассказ о поэте и чтение стихотворений. Каждый прошедший день сопровождается письменным отчетом – выпуском листовки или бюллетеня. В течение недели проходят различные мероприятия: поэтическая дуэль между учениками и учителем (чтение наизусть стихотворений поэта); выпуск импровизированного сборника стихов поэта (в виде, например, «поэтической ленты» или страницы из дневника девушки 19 века); конкурс иллюстраций к стихотворениям; литературная гостиная; заочная экскурсия по местам, связанным с именем поэта( Тарханы – Москва – Середниково- Петербург- Пятигорск; Константиново – Москва – Петербург  - Петроград…); исполнение песен и романсов на стихи поэта – юбиляра  и т.д. все это требует от учителя и учеников подготовки и привлечения знаний в различных предметных областях: изобразительное искусство, музыка, история, география. И, конечно же, эта работа формирует метапредметные компетенции: планирование действий, составление плана работы, поиск, анализ информации, отбор материала, его оформление и представление, оценка собственной работы и работы, выполненной другими участниками.

        

Список используемой литературы

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64.

2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

3. http://fb.ru/article/218826/osnovnyie-vidyi-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-po-fgos-metodicheskie-rekomendatsiiОсновные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС. Методические рекомендации-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются особенности метапредметного подхода, классификация метапредметных компетенций по А.В. Хуторскому, раскрывается отличие метапредметного урока от традиционного; описываютс...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Материал по формированию метапредметных компетенций...