Повторение для 5 класса по теме "Синтаксис и пунктуация" (разработка открытого урока)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Млечко Лидия

В конце года идет блок уроков на повторение. При этом необходимо дать открытый урок на незнакомом классе. Вариант урока согласно новым требованиям ФГОС. Можно обратить внимание на цели и задачи, которые ставятся перед учениками. НА уроке есть элемент системно-деятельностного подхода, создается проблемная ситуация и показана "работа" кейс-метода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день! Меня зовут Лидия Евгеньевна. Сегодня урок проведу я.

ЧЕМ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ:

- познакомимся друг с другом

- повторим одно древнегреческое слово и несколько латинских

- научимся бронировать столик в кафе

- попробуем составить словесный портрет или портреты

- разыграем небольшое действие.

Итак, вы меня не знаете, а я вас. Есть повод познакомиться. Предлагаю задать друг другу несколько вопросов. Только вопросы должны быть корректные (т.е. тактичные, вежливые)

  1. ЗНАКОМСТВО:

- как тебя зовут? Какое время года ты любишь?

- как тебя зовут? Как зовут твоего друга?

- как тебя зовут? Каков вид спорта тебе больше всего нравится? Умеешь играть в футбол? Баскетбол?

Чуть-чуть познакомились. Еще кое-что хочу о себе добавить: я, как и любой взрослый человек люблю порядок, поэтому один раздел языкознания мне особенно симпатичен. Угадайте какой? Именно о нем мы сегодня будет говорить. Почему? Есть варианты ответа?

  1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Это синтаксис. Синтаксис – это слово древнегреческое и в переводе обозначает «составление, порядок, построение».

Синтаксис очень важен. Давайте через запятую запишем несколько слов:

Вдруг по реке пронесся кто-то на металлических крючках.

Во всех этих словах с трудом можно угадать смысл. А теперь наведем порядок. Как же нам поможет синтаксис?

Мы составим словосочетания, а потом предложение.

И теперь прочитываем получившееся предложение.

Я шел зимою вдоль болота
В галошах, В шляпе И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел, Подпрыгнул И исчез.

И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные Дощечки
И непонятные Крючки!» (Даниил Иванович Харсм – Ювачёв)

Пофантазируем, что было бы, если бы не было синтаксиса. Стихи звучали бы очень странно.

Вывод, СИНТАКСИС – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, а также правила их построения.

  1. ПУНКТУАЦИЯ И БРОНИРОВАНИЕ СТОЛИКА В КАФЕ

Но, чтобы понимать друг друга, синтаксиса мало. Ему нужна помощница. Догадываетесь, о каком разделе языкознания пойдет речь?

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки. Это слово происходит от латинского «пунктум», что означает «точка».

Синтаксис и пунктуация неразделимы. Вам, наверное, известна фраза «Казнить нельзя помиловать».

Я вам расскажу совсем другую история, в которую может попасть самый обычный человек.

Саша хочет отпраздновать свой день рождения с близкими и друзьями. Ему нужно забронировать столик на 5 человек. Он решил обратиться к Ивану, своему знакомому, который работает в кафе, и написал ему следующее сообщение:

Иван, зарезервируй, пожалуйста, для меня сегодня столик. Вечером со мной придет несколько человек: Маша, моя сестра, и два друга.

Знакомый ответил, что, к сожалению, у них все столики на четверо человек забронированы. Саша очень удивился такому ответу. Но когда перечитал свое сообщение, то понял, что допустил ошибку. Исправил ее, и столик на вечер оставили за ним.

  1. Посмотрите, сколько знаков препинания оказалось в сообщении Саши. А давайте исправим его ошибку и объясним все знаки препинания.

Обращение, вводные слова, однородные члены предложения.

Посмотрите, сколько терминов из синтаксиса мы сегодня с вами вспомнили.

  1. СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ

Спасется ли синтаксис от пунктуации, сможет ли пунктуация без синтаксиса? Конечно, нет. А давайте представим, как они выглядят? Вот если бы они были людьми, то каков был бы их портрет?

Кто сможет описать словами?

  1. ИНСЦЕНИРОВКА

Итак, синтаксис и пунктуация разные, но есть у них одна общая черта. У них есть разборы. Есть синтаксический разбор и пунктуационный. Запишем следующее предложение:

Сегодня на уроке мы повторили важную и сложную тему.

Можно вспомнить пунктуационный разбор.

Сделаем синтаксический разбор этого предложения. А теперь давайте вместе представим, какой объем информации нам надо запомнить.

ПОДЧЕРКНЕМ ВСЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НАДПИШЕМ ВСЕ ЧАСТИ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В СИНТАКСИЧЕСКОМ РАЗБОРЕ САМЫМ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В ней как минимум 5 пунктов. Какие? Постарайтесь вспомнить и записать самостоятельно. 2 минуты, а потом мы проверим.

А теперь пусть выйдут к доске те ребята, у которых есть карточки с характеристиками этого предложения.

ПРОВЕРЯЕМ.

А ТЕПЕРЬ СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ.

Домашнее задание: найдите 3-4 предложения (или придумайте сами), в которых знак препинания изменил бы смысл предложения. Запишите их в тетради, и расставьте знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Презентация к открытому уроку по русскому языку в 5 классе. Урок- игра." Повторение изученного в 1 четверти"

Данная презентация создана мной для проведения открытого урока в 5 классе по итогам 1 четверти. Она позволяет учителю быстро ориентироваться в правильности ответов учеников, а также способствует увели...

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...