Проект по русскому языку на тему "Диалектная фразеология"
проект по русскому языку (10, 11 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Проект по русскому языку на тему "Диалектная фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon soobshchenie_dialektnaya_frazeologiya.pps2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Недостаточная изученность диалектной фразеологии, её особенностей и отличий от общенародной и определила актуальность рассматриваемой проблемы. Цель исследования: дать характеристику диалектной фразеологии и ее особенностям. Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи : 1.Рассмотреть диалектологию как науку; 2. Рассмотреть общенародную фразеологию; 3. Выявить особенности диалектной фразеологии и показать отличия от общенародной; 4. Рассмотреть ФЕ местного диалекта. Объектом исследования являются фразеологические единицы русских говоров. Предмет исследования составляют свойства этих единиц и их интерпретация. Язык русского народа обладает фразеологией, которая создавалась, накапливалась на протяжении многих столетий и занимает определенную часть его выразительных средств.

Слайд 3

Диалектология — это «раздел науки о языке, иначе — лингвистическая дисциплина, изучающая диалекты (наречия, говоры) какого-либо языка» Н.А.Мещерский Диалектом же является разновидность определенного языка, используемая ограниченным числом носителей языка, связанных территориально, профессионально или социально, а также находящихся в постоянном языковом контакте. Изучение диалектологии очень важно для понимания исторического развития языка , т.к. диалекты часто сохраняют явления, которые по тем или иным причинам не удержались в литературном языке в процессе его сложения.

Слайд 4

Фразеологизмы, употребление которых свойственно всем говорящим по-русски и не ограничено какой-либо территорией, социальной средой, являются общенародными. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: бить баклуши - бездельничать, с минуты на минуту – скоро и др. Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой практики употребления.

Слайд 5

Ограниченная сочетаемость многих слов в говорах приводит к образованию фразеологических оборотов. В говорах наблюдаются устойчивые сочетания, имеющие в своем составе диалектные слова: «в вершу влезть» - оказаться в неприятном положении (пск.), «байдаки бить» - бездельничать (смол.) и др.; фразеологизмы, состоящие из слов общенародного употребления: «не сводить глаз с глазом» - не спать, не смыкать глаз (ряз.), «дождём не смочить» - много и др. Карта южно-русских наречий и говоров 1871 года

Слайд 7

От языковых фразеологических единиц, теряющих силу своего воздействия, постепенно утрачивающих свои отличительные качества в постоянстве общенародного использования, диалектные фразеологические единицы отличаются своей неповторимой образностью, яркостью и свежестью именования реалий . Используются преимущественно в устой форме речи , так как и сам диалект — это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности. Диалектный фразеологизм имеет свои особенности , обусловленные сферой его употребления, что находит выражение, например, в следующем: 1) фразеологический состав говоров может отличаться качественными и количественными характеристиками единиц, входящих в те или иные семантико-тематические группы, выделяемые внутри этих разрядов; 2) реализация грамматических категорий у фразеологизмов говоров проявляется по-другому (например, категория рода у именных фразеологических единиц, обозначающих лицо) и др.

Слайд 8

При рассмотрении диалектной системы Алтая, следует учитывать, каким образом происходило заселение региона, повлиявшее на язык жителей края. История переселения на Алтай, а соответственно и связанная с этими событиями языковая ситуация, служит базой для описания, тех моментов жизнедеятельности диалектоносителей, которые сформировались в памяти и речи говорящих.

Слайд 9

Особенности условий труда и жизни стали источником создания ФЕ, называющих трудовые процессы, предметы труда, природные явления, растения и животных, временные понятия, игры и обряды.

Слайд 10

Можно наблюдать следующие фразеологические единицы, связанные с трудовой деятельностью: «лёжнем лежать» - бездельничать; «вылазить из кожи» - работать хорошо, стараться; «ни выходных, ни проходных» - очень много работать и др.

Слайд 11

Заключая характеристику наблюдений над состоянием диалектной лексики и фразеологии, можно сделать вывод, что многие значимые единицы говоров, эквивалентные литературным, продолжают активно употребляться в диалектной речи, хотя степень воздействия литературного языка на периферийные говоры из года в год продолжает увеличиваться. Судьба таких слов и фразеологизмов, надо полагать, будет зависеть от того, в какой мере будет унифицирован образ жизни людей, которые пользуются диалектной речью.

Слайд 12

https://altay-rod.ru/bazy-dannykh/pripisnye-krestyane-pripisnye-krestyane-altajskikh-zavodov https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_1871.jpg https://superlinguist.ru/russkii-iazyk-skachat-knigi-besplatno/meshcherskii-n-a-russkaia-dialektologiia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)

Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...

конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе

Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....

Урок русского языка "Лекика и фразеология. Повторение." 7 класс

Методическая разработка урока с использованиев интерактивной доски....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"

Презентация к уроку русского языка 6 класс на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"...

Урок русского языка по теме "Фразеология".

Первый урок по теме "Фразеология" в 6 классе; по ФГОС....

Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс

Тип проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 6-го классаПредметная область: русский язык Основополагающие вопросы:1)Что такое фразеология?2) Каковы источники фра...