Главные сложности в ВПР по русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Петухова Ольга Анатольевна

Проблемы, с которыми сталкиваются дети при выполнении ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_slozhnosti_v_vpr_po_russkomu_yazyku.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Главные сложности в ВПР по русскому языку.

ВПР — не экзамен, а контрольная работа. Но готовиться к ней надо также систематически в течение всего учебного года. В оставшиеся до первых ВПР два месяца можно сделать акцент на самых сложных темах и заданиях. Предлагаю рассмотреть  проблемные темы ВПР по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

1. «Не умею определять основную мысль текста».

Наибольшую трудность у детей вызывает задание, где нужно сформулировать основную мысль текста. Ребёнку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Для отработки этих навыков в течение учебного года мы делаем разные типы заданий.

1. Тренируемся решать конкретные задачи при чтении:

«Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»;

«Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»;

«Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование».

2. Учимся работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. На первых этапах выбираем правильный вариант из предложенных. Дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор.

«О чём рассказывается в произведении «Маяк» А. С. Некрасова? Отметь правильный ответ.

— о том, что маяк днем не горит;

— о том, что днём на маяке чинят лампы;

— о том, что на маяке работать скучно;

— о том, как маяк помогает морякам».

Далее задания усложняются:

Выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения.

Выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста.

Выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов.

Расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.

2. «Не умею составлять план текста»

Трудности возникают и с заданиями, которые требуют составить и записать план короткого текста. Чтобы подготовить к такому типу заданий, мы учим детей действовать по алгоритму:

Шаг 1. Посчитать количество абзацев.

Шаг 2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца: помогает ребёнку вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.

Шаг 3. Записать по порядку ключевые слова или предложения абзацев — это и будет план текста.

3. «Не умею задавать вопросу по тексту»

Вопросы к тексту — ещё одна проблемная зона контрольной по русскому языку. Детям гораздо чаще приходится не задавать вопросы, а отвечать на готовые.

Для тренировки можно использовать приём «тонких» и «толстых» вопросов. Первые — это прямые вопросы, требующие конкретного ответа: кто? что? когда? как звали? когда было? Они предполагают просто знание фактов из текста. Вопросы второй группы требуют самостоятельных рассуждений, формулировки причинно-следственных связей, описания процессов. Такой подход учит смотреть на проблему с разных сторон и хорошо понимать смысл текста.

4. «Не умею переписывать текст»

При подготовке к проверочной работе по русскому языку в пятом классе мы уделяем большое внимание умению списывать тексты, соблюдая нормы орфографии и пунктуации. Этот вид работы входит в первую часть ВПР. Проводим зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, орфографические минутки, тесты, которые повышают орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.

Особенного внимания требует тема «Фонетика и графика как раздел лингвистики». Готовимся по такому алгоритму:

Сформулировать ожидаемые результаты по предмету.

Составить проверочную работу по теме, чтобы найти пробелы в знаниях учеников.

Подобрать разноуровневые и разноплановые задания по теме.

Найди слова, в которых количество букв и звуков совпадает: мать, обед, беречь, вернёшься, боюсь, ясли, тренер, ружьё.

В первую группу выпиши слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу — слова с глухим непарным согласным звуком на конце. Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.

Разбей слова на три группы. Дочка, жильѐ, идешь, ложится, печаль, учащийся, шалашик, ямка.

слова, в которых произносятся и твёрдые, и мягкие согласные;

слова, в которых произносятся только твёрдые согласные;

слова, в которых произносятся только мягкие согласные.

Мы начинаем подготовку к ВПР с первых дней учебного года: систематически отрабатываем знания по предмету на уроках, тренируемся распределять время на задания разной сложности, учимся переключать внимание с одного вида заданий на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа элективного курса  «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...

Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

 В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельн...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...