«Лексико- семантические и структурно – словообразовательные особенности микротопонимов посёлка Красный Октябрь»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Чиркунова Марина Сергеевна

Конспект урока в 10 классе в рамках внеурочной деятельности по ономастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Лексико- семантические и структурно – словообразовательные особенности микротопонимов посёлка Красный Октябрь»

Цель урока:  научиться определять  лексико- семантические и структурно – словообразовательные особенности микротопонимов через анализ микротопонимии родного посёлка.

Задачи: предметные:  1.вспомнить определение микротопонимов;

                                      2. узнать  особенности микротопонимов и уметь их классифицировать по разным признакам;

                                      3. повторить способы словообразования;

                                      4. установить связь микротопонимов с социально-историческими особенностями местности;

Метапредметные: 1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

                                2.  продолжить работу по формированию умения сопоставлять и анализировать речевые высказывания;

                               3. продолжить работу по формированию навыка сбора материала, его систематизации и обобщения .

Личностные :        1.повысить интерес к лингвистической истории родного посёлка;

                    2. формировать уважение к слову, к бережному сохранению лингвистических традиций жителей посёлка;

Методы и формы обучения: наблюдение; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1.Организационный момент

Приветствие

Приветствие

Коммуникативные

  1. 2.Мотивация к учебной деятельности

Дорогие ребята, перед вами карта. Что на ней изображено? Правильно. Ваш посёлок. ( на интерактивной приставке выведена карта посёлка).  Ещё у меня есть карточки  с интересными словами.  Вам знакомо их значение?(Учитель демонстрирует карточки с названием место посёлка). Расположите эти названия на карте

Дети смотрят на доску, узнают свой посёлок и располагают названия его частей на карте. Некоторые карточки остаются без места.

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

  1. 3.Актуализация знаний

- Мы с вами, конечно же, все прекрасно знаем эти слова. Они называют всем знакомые места. Но мы с вами на уроке русского языка. И мы знаем, что  каждая единица языка и его явление имеют название. Ребята, как называются слова, с которыми мы только что поработали?

- Какая наука занимается их изучением?

- Напишите, пожалуйста, вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, мы должны на уроке найти?

- Микротопонимы.

- ономастика

- Учащиеся формулируют вопросы. Далее с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель и предметные задачи

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

4.Изучение нового материала

1.Рассказ учителя о микротопонимах:

- Микротопонимы возникают в определённую историческую эпоху. Они тесно связаны с общественной жизнью, обычаями, культурой ,языком народов. Они являются свидетельствами «исторических условий эпох, когда они возникали, формировались и распространялись в тех или иных странах, областях, краях»  (Э.М.Мурзаев)

Все микротопонимы обладают набором определённых признаков, каждый их которых одновременно и отличает  называемый объект от других, объединяет его с однородными. В связи с этим микротопонимы можно охарактеризовать по нескольким направлениям.

На экран выводится словарь микротопонимов посёлка Красный Октябрь. Учитель просит предположить, по каким критериям можно разделить все микротопонимы на группы.

Учитель раздаёт памятки с краткой характеристикой направления.

У доски один ученик записывает в столбик ответы учащихся ( «мозговой штурм»):

- количество слов в составе;

- от каких слов произошли;

- как образовались;

- когда произошли;

- что называют и т.д.

С помощью учителя выделяют четыре направления характеристики:

  1. С точки зрения представленности объектов
  2. По принципам номинации;
  3. Структурная характеристика
  4. Словообразовательная характеристика

Работа в парах . Каждая пара выбирает себе одно направление и классифицирует по нему микротопонимы. Результаты работы представляются графически и выводятся на экран.

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

Выступление пар.

1-ая пара: характеристика с точки зрения представленности объектов:

- болота : Дьячково болото;

- поля: Сёлышки;

- леса: Марьина роща, Барский сад, Гришкин надел;

Речка: Вьюнка

- Дороги: Белая дорога

- места купания и рыбной ловли: Лягушатник, Большой пруд, Новый пруд, Ротанский пруд;

- части посёлка: Центр, Асконовская площадка,  Старый магазин, Запрудка

2-ая пара: по принципам номинации:

- внутренние свойства: кирпичный пруд, Лягушатник, Запрудка, Лягушатник, Большой пруд, Новый пруд, Ротанский пруд

- цвет: Чёрный лес, Белая дорога,

- названия, возникшие по отношению именуемого объекта к другим объектам: Центр, Старый магазин,

- микротопонимы, получившие название по окружавшим их объектам:

- в особую группу можно выделить названия, возникшие по связи именуемого объекта с человеком. Прежде всего, это микротопонимы, напоминающие о прежних владельцах  микрообъектов или тех, в честь кого они были названы: Барский сад, Гришин надел, Дьячково болото;

- есть слова, внутренняя форма которых завуалирована: Сёлышки;

3-ья пара: структурная характеристика.

Первая группа – однословные микротопонимы. Все они  являются существительными. Названий-существительных 7. Среди них встречаются суффиксальные (Вьюнка,Сёлышки,Роговка), суффиксально-префиксальные (Запрудка). Существительных мужского рода  1, женского- 4, множественного числа-2.

Вторая группа двусловные, представляющие собой сочетание полного прилагательного и существительного.

4-ая пара: словообразовательная характеристика.

Можно разделить на две группы. Первая – образованные морфологическими способами. Вторая- неморфологическими. В основном, это лексико-семантический способ (Большой пруд, Кирпичный пруд, Финляндия и т.д.).

 Учащиеся слушают выступления групп и задают вопросы.

5.Обобщение и систематизация

Ребята, давайте построим общую схему, отражающую итог нашего занятия. Заголовок схемы: «Лексико-грамматические особенности микротопонимов посёлка Красный Октябрь»

Ребята предлагают свои варианты, на ватмане появляется схема, которая вывешивается на доску.

Коммуникативные

Познавательные

регулятивные

  1. 6.Рефлексия

Оцените, пожалуйста, продуктивность нашей работы на сегодняшнем уроке. Продолжите фразы…

Я узнала….

Я научилась…

Для меня стало важным…

Я надолго запомню…

Хотелось бы узнать больше о…

Учащиеся высказываются по очереди

Коммуникативные

регулятивные

                                                                   Приложение.

                                         Словарь микротопонимов посёлка Красный Октябрь

Асконовская площадка – место около клуба, на котором установили тренажёры для детей. Назвали по аналогии с площадкой, которую построила в городе холдинговая компания «Аскона»;

Вьюнка – речка в начале посёлка;

Белая дорога – дорога за Лесной улицей, ведёт в лес;

Барский сад/лес – лес около деревни Мордвины, где раньше стоял барский дом;

Большой пруд – огромный пруд около здания бывшего завода;

Гришин надел – участок леса, раньше им заведовал лесник Гриша;

Дьячково болото- болото в Сёлышках. По слухам,  там давным –давно осенью утонул дьяк.

Запрудка – улица Дружбы, расположенная за Большим прудом;

Ключи – пруд в Сёлышках;

Кирпичный пруд – пруд, расположенный недалеко от леса по улице Мира. На берегу очень много кирпичей;

Лягушатник – пруд, расположенный за домом Постновых;

Марьина роща - лес у кладбища;

Новый пруд – пруд, расположенный недалеко от футбольного поля. Был выкопан сравнительно недавно;

Роговка – речка, протекающая в лесу в сторону Милиново;

Ротанский пруд – пруд, расположенный недалеко от школы, раньше там водилось много ротанов;

Старый магазин – место,на котором находится разрушенный магазин. Там собирается молодежь по вечерам.

Сёлышки- место в лесу за улицей Дружбы;

Финляндия – часть посёлка, его окраина;

Футбольное поле – поле, на котором раньше играли в футбол;

Центр – главное место в посёлке. Там находятся важные объекты: магазины, амбулатория, администрация, рынок.

Чёрный лес – лес за улицей Дружбы. Когда-то был очень густым, дремучим, туда все боялись ходить.

Памятка для группы 1.

Характеристика с точки зрения представленности объектов строится на основе того, что они называют, например, болота, луга, леса….

Памятка для группы 2.

Микротопонимы по-разному представляют микрообъекты, отражая их собственные признаки, часто пропущенные через призму собственного восприятия жителей, или их хозяйственную значимость, или их отношение к определённым лицам, другим географическим объектам. Нередко их названия отражают форму, цвет, внутренние свойства, отношение именуемого объекта к другим объектам, связь именуемого объекта с человеком.

Памятка для группы 3.

Структурная характеристика должна отражать состав микротопонимов, количество слов, из которых составлено название, далее частиречная их принадлежность, морфемный состав.

Памятка для группы 4.

Словообразовательная характеристика предполагает разделение микротопонимов в зависимости от способов их словообразования. Микротопонимы могут образовываться морфологическими и неморфологическими способами (морфолого-синтаксический, лексико-семантический).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантические, стилистические и словообразовательные аспекты цветолексики.

Трудно представить сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор, связанный с философским и эстетическим осмыслением мира. Цветообозначение – это системно органи...

Исследование лексико-семантического поля «образование» в английском языке (на материале газетных статей)

В ходе исследования газетных статей были выделены различные единицы ЛСП «Образование». Ядром этого ЛСП будет слово «Education», а также слова-синонимы, лексико-семантические варианты которых наиболее ...

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С БАШКИРСКИМ ЯЗЫКОМ...

Структурно-словообразовательный анализ оронимов Алданского улуса РС (Я)

С середины xx века в отечественной и зарубежной лингвистике наблюдается неослабевающий интерес к разноаспектному анализу топонимической лексики. Актуальность моего исследования обусловлена ощутимым от...

Методическая разработка « Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР».

laquo; Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР»....

Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале произведений Н.В. Гоголя)

Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений  Н. В. Гоголя,...