План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Айдарова Светлана Николаевна

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 137.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Формирование УУД:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

  Предметные:

  • знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён прилагательных;
  • умение находить прилагательные в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

  1. Работа в парах .

 На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв.  Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.

-Все слова вам понятны?

-Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

-Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?

-Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное (Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь)

-К какой части речи  относятся выделенные слова?

-Значит, для чего в речи используются прилагательные? ( Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным)

III.Постановка темы и целей урока:

-Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным. Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?

- Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

-А еще мы будем учиться находить прилагательное

среди других частей речи,  учиться правильно применять эту часть речи.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное как часть речи».

-Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?

ЗНАТЬ:

-что такое имя прилагательное;

-его грамматические признаки;

-правописание имен прилагательных.

УМЕТЬ:

-находить имена прилагательные;

-определять грамматические признаки;

-правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами

IV.Работа по теме урока:

1.  - Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? (Прилагается к чему-то)

-Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

-Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

-Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

2. Работа в тетрадях: Посмотрите, ребята на доску.  Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные.

Глух.., ритмичн..  стук, лесн...  царь, лесн... птица, длинн... клюв, голуб... небо

  • Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

-А почему?(Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.)

-Какой это признак прилагательного?(Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.)

-Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются  с существительными в роде, числе и ещё в  падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

-Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

 - Правильно, определением, но ещё  может быть и сказуемым.  Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.

3.Синтаксический разбор.

Он лечит больные деревья.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). 

4. Работа с учебником. стр. 85

5. А теперь настал момент физминутки.
Игра «Найди лишнего».


- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
 Веселый,  глупый,  фиолетовый,  птичка,  ловкий,  бегают,  летают, умный,  разноцветные,  мальчики,  девочки,  играют,  радостные.

Давайте с новыми силами продолжим урок.

6. Работа по закреплению материала.

Упр. 565

Упр.567

V. Рефлексия:

Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте  повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-Для этого давайте закончим данную  схему.

Имя прилагательное

обозначает

изменяется

   отвечает на вопросы

является в предложении

                                                                     

                                                                                             

Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?,  изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или  сказуемым.

-Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом ,думаю, поможет эта схема.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ее?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Оцените свою работу:

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

4.Я ничего не понял. (2 балла)

 

V I. Домашнее задание  § 101, стр. 85,   упр.566, 572

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв.   (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв.   (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв.   (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв.   (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...