Урок русского языка, 10 класс. Тема: «Морфемика. Словообразование» Часть 1,2
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Тынчерова Ирина Александровна

В урок включён эллемент подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika.slovoobraz_10kl.pptx85.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая разминка (подготовка к части А1 ЕГЭ) Спишите, расставляя ударение: генезис, маркетинг, менеджмент, портер; гравёр, диспансер, жалюзи, каучук, партер, пюпитр, шасси .

Слайд 2

Пояснение Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем. Поэтому английские заимствования звучат так: гЕнезис , мАркетинг , мЕнеджмент , пОртер ; а французские так: гравЁр , диспансЕр , жалюзИ , каучУк , партЕр , пюпИтр , шассИ .

Слайд 3

Спишите словосочетания, выделите корень, найдите лишние пары. Объясните условие выбора: Гора – горка; парень – парнище; болт – болтун; бойкот – бойкотировать; разговорчивый – разговорный; валять – валюта; баян – баянист; водосток – водосточный; интеллигент – интеллигентность.

Слайд 4

Урок русского языка 10 класс. Тема: « Морфемика . Словообразование» Часть 1

Слайд 5

Основные понятия темы: Морфема – Морфемика – Словообразование – Производные основы – Непроизводные основы – Словообразовательная пара – Словообразовательная цепочка – значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении. раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова. раздел науки о языке, изучающий способы образования слов. это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы. состоят из корня. это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого. это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Слайд 6

а) Запишите слова: Удачливый, заботливый, услужливый, запасливый, понятливый, памятливый, опасливый, талантливый, приветливый, угодливый; разговорчивый, настойчивый, доверчивый, вспыльчивый, придирчивый, влюбчивый, настойчивый, вдумчивый, забывчивый.

Слайд 7

б) Определите значение прилагательных с суффиксами -лив-, - чив - (обладание каким-либо качеством, склонность, предрасположенность к чему-либо). в) Ответьте, какое прилагательное нужно употребить, характеризуя: 1.Боязливого, недоверчивого человека? 2. Действие, связанное с риском, угрожающее опасностью? 3. Толкового, восприимчивого человека? 4. Ясный, вразумительный, доступный пониманию? 5. Заискивающего, льстивого человека? 6.Действие, соответствующее чьему-либо желанию, удовлетворяющее чьим-либо потребностям, вкусам? 7. Хозяина, который имеет на всякий случай всё необходимое? 8. Детали, части машин, которые изготовлены в качестве резерва? Запишите: опасливый – опасный; понятливый – понятный; угодливый – угодный; запасливый - запасный, запасной Вывод: употребление различных морфем ведет к изменению лексического значения слов, хотя корень остается прежний.

Слайд 8

Спишите слова, распределите их на группы в соответствии с ролью буквосочетания РАС – приставки или корня. Ра( с,сс ) овый , ра ( с,сс ) тилаться , р… стение , ра ( с,сс )читать, ра … тв … рить , ра …таять, ра …плата, ра …права, ра …трата, ра …править, ра …порядиться, ра … точительный . Вывод: морфемный состав слов делает «прозрачной» и орфографию этих слов.

Слайд 9

Урок русского языка 10 класс. Тема: « Морфемика . Словообразование» Часть 2 Вопросы на стр. 67 Проверка упр.79

Слайд 10

Лингвистическая разминка (подготовка к части А1 ЕГЭ) Лила , вылила, клала, кралась, отослала, включишь, кровоточит, облегчить, сверлишь, опошлят, осведомиться, закупорит. ЛилА , вЫлила , клАла , крАлась , отослАла , включИшь , кровоточИт , облегчИть , сверлИшь , опОшлят , освЕдомиться , закУпорит .

Слайд 11

У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе: клАла , крАла , крАлась , слАла , послАла , отослАла . Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение: лилА – вЫлила , крАла – вЫкрала . В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ , при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ : включИть – включИшь , включИт , включИм , включИте , включАт вручИть – вручИшь , вручИт , вручИм , вручИте , вручАт дозвонИться – дозвонИшься , дозвонИтся , дозвонИмся , дозвонИтесь , дозвонЯтся кровоточИть – кровоточИшь , кровоточИт , кровоточИм , кровоточИте , кровоточАт .

Слайд 12

По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть , исключИть , наделИть , накренИться , насорИть , обзвонИть , облегчИть , ободрИть , ободрИться , одолжИть , окружИть , повторИть , перезвонИть , позвонИть , сверлИть , укрепИть , щемИть . В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание: опОшлить – опОшлят освЕдомиться – освЕдомишься закУпорить - закУпоришь

Слайд 13

Задание 1. Проанализируйте слова. Разделите их на две группы, учитывая функции выделенных морфем: Объясните. Делай- те , рас -трепать , леп- и -ть , величествен- ее , наи -лучший , крепч- е , висе- л -а , высоч- айш -ий , счаст- лив -ый , при -чудливый , за - маскировать , лис- ий , ярк- ий , мил- ейш -ий , красне- я . Какие способы словообразования использованы? Какие способы словообразования вам известны?

Слайд 14

Задание 2. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, лесовоз, охотничий, подоконник, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, ООН, старпом, красноречие.

Слайд 15

Рефлексия 1 . Как образуются новые слова в русском языке? 2. Назовите способы образования слов. 3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Контрольная работа по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 6 класс (Рыбченкова)

Контрольная работа по русскому языку за 6 класс по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» включает в себя 2 части: тест с выбором правильных ответов и работу с текстом. Задействованы орфографи...

Презентация к уроку русского языка по теме "Морфемика. Окончания"

Урок-сказка о том, как однажды морфемы поссорились......

Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс

Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...