Каллиграфические навыки письма в средней школе
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Кухаренко Наталья Викторовна

Важность   каллиграфического письма  при формировании грамотности обучающихся в средней школе очевидна. В чем она заключается, и каковы приемы работы над каллиграфическим письмом? Об этом статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalligrafiya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

               Каллиграфические  навыки  письма  в средней школе.

     Каллиграфия – это искусство писать чётким, красивым почерком.

В эпоху  развития  компьютерных технологий каллиграфический почерк  становится  большой  редкостью,так как практически всегда мы общаемся  и работаем  с помощью  компьютерных средств  и смартфонов.

    Обучение письму вызывает наибольшие трудности в  школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

     Работа по формированию каллиграфических навыков у школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в  школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.

     Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна.  Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

 При письме встречаются следующие графические ошибки:

  •    не соблюдается  интервал между буквами в словах,
  •  неравномерно расставляются  слова на строке;
  • пишутся  буквы слишком размашисто или слишком узко;
  •  очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность
  •  наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
  •  не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат

 линейность при письме;

  •  не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко).

     Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.

     Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение.

    Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, мы  воспитываем аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец,

способствует их эстетическому воспитанию.

      Проблема каллиграфического письма приобрела в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.

Основная цель работы над каллиграфией – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

Приемы обучения каллиграфическому письму:

     - показ процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.

     Другим приёмом при обучении  следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием  (копировальный способ )  , основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания.

     Этот способ   следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы.

     

     Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.

Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

Правила, касающиеся посадки,

 положения тетради, затем  правила, непосредственно связанные с процессом письма:

  • буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
  • необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от

    друга;

  • писать надо красиво.

     Учитель должен следить за выполнением  этих правил систематически, в процессе всего обучения в школе.

Писать красиво- это писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

     Ещё одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы обучающиеся сами увидели, в чём ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок.

     Применяются также приемы взаимопроверки. Учитель должен ориентировать учеников  не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить.

     Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

     Основные приемы, применяемые в обучении

каллиграфическим навыкам письма, не очень сложны, но при их системном использовании,они эффективны. В среднем звене школы особенно действенным оказывается прием орфографического списывания,  при котором формируется  каллиграфия ,орфографическая  зоркость и  грамотное письмо (для работы брать тексты из произведений  писателей,  изучаемые в данном классе).

     На разных этапах обучения степень применения того или иного приема  различна, это будет  зависить от уровня овладения навыками письма.

     Таким образом, для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков необходимо:

  • знать психолого-физиологические особенности формирования

    графических навыков письма, гигиенические условия письма;

  •  осознать важность педагогических принципов обучения письму;
  • знать различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
  • выбирать эффективные приёмы обучения каллиграфическим навыкам;
  • анализировать графические ошибки  обучающихся  при письме;
  • работу проводить в системе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

Песня для "Круга" ( Воспитательная работа в средней школе и школах-интернатах.)

Собраться всем вместе после уроков и  пообсуждать свои проблемы,  поздравить с праздниками или с днем рождения, поделиться радостью или предложить организовать общественно полезное дело и т....

Методическая разработка для занятий лёгкой атлетикой в среднем и старшем звене средней школы

Легкая атлетика.Кроссовая подготовка.            Учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты в кроссовой подготовке, в беге на средние и д...

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...