Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Употребление этикетных слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку для учащихся  5 классов на тему "Этикет". Предполагается рассмотрение таких понятий, как речевой этикет, речевая ситуация;  расширяется словарный запас этикетных слов. Подобран интересный материал, способствующий воспитанию у обучающихся хороших манер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока  по русскому языку

(5 класс)

Употребление в речи этикетных слов

Учитель:

русского языка и литературы

Головина Вера Александровна

Нижнекамск, 2021

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Употребление в речи этикетных слов».

Класс: 5

Тема урока: Употребление в речи этикетных слов.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок первый.

Цель урока: познакомить обучающихся с речевым этикетом и ввести понятие речевой ситуации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: введение новых понятий (речевой этикет; этикетные слова; речевая ситуация), умение находить в тексте этикетные слова и объяснять их значение, употребление разнообразных формул речевого этикета в зависимости от ситуации общения.

Метапредметные:

- познавательные – овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной на уроке.

Личностные: воспитывать любовь к родному языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного «знания» и «незнания».

Оборудование и ресурсы: доска, карточки, ноутбук, проектор.

Методы и приемы на уроке: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, выполнение творческих заданий, самоконтроль, взаимопроверка и взаимоооценка.

Форма организации взаимодействия: фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Предварительная работа: разучивание инсценировок за несколько дней до урока.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Мотивация. Целеполагание.

Здравствуйте. Ребята, у нас  сегодня очень интересная тема урока. Перед вами занимательная головоломка. Как она называется, кто помнит? (ребус)

hello_html_7b27f7d6.png 

- Отгадав ребус, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете значение слова этикет. И для чего люди изобрели этикетные слова? Нужны ли нам этикетные слова? (на экране информация из Википедии)

- Назовите известные вам этикетные слова, когда вы встречаетесь, прощаетесь, выражаете свою признательность, отказываете в чем-либо, утешаете. (учащиеся друг другу кидают мячик, называя по одному слову).

- Сформулируйте цель нашего урока и что мы должны сделать для ее осуществления? (Вспомнить уже известные этикетные слова и узнать новые; выяснить, что такое речевая ситуация, правильно употреблять  формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения)

2.Актуализация знаний

Запишите слово «этикет» в тетрадь. Какая орфограмма нам встретилась? (Непроверяемая гласная в корне слова). Назовите еще слова с данной орфограммой.

Выполните разбор слова по составу. Объясните, от какого слова образовано прилагательное «этикетные», каков способ образования данного слова? (Образовано от слова «этикет» при помощи суффикса –н-, способ образования – суффиксальный). Работа в парах. Проверь  правильность выполнения у своего соседа по парте.

Вспомним, что такое морфема, виды морфем, назначение морфемы (Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова).

3. Выявление места и причины затруднения.

Объясните, что такое речевая ситуация, речевой этикет, этикетные слова? Это одно и то же?

Речевая ситуация – ситуация,  в которой осуществляется речевое взаимодействие между собеседниками.

Речевой этикет – правила речевого поведения.

Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения.

Посмотрите внимательно сценку «Разговор на перемене»  (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку).

- Наташка, ты русский сделала?

- Сделала, Вова.

- Дай-ка мне списать!

- Извини, не дам. Тетрадь мне нужна, я правило повторяю.

- Заучка! (вырывает тетрадь из рук).

  - Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?  Кто не прав?  Что вы можете сказать об участниках диалога? Какие ошибки допущены?

4. Построение выхода из проблемной ситуации.

Что мы должны сделать, чтобы ответить на последний вопрос? Вспомнить правила речевого этикета, применить их к речевой ситуации, использовать нужные этикетные слова. 

А еще мы должны разработать  модель речевых ситуаций.

5. Практическая деятельность.

1. Учащиеся исправляют ошибки в сценке «Разговор на перемене». 

Ошибки, допущенные участником диалога - Вовой:

1) нет слов просьбы, благодарности;

2) без разрешения вырывает тетрадь;

3) невежливое обращение к однокласснице, оскорбление.

Исправление ошибок.

2. Прочитайте вредный совет Г. Остера и объясните, что в нем неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данной ситуации? 

Если ты пришёл к знакомым – 
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, 
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Согласны вы с этим советом? Почему?

- Имеет ли значение возраст собеседников для использования форм речевого этикета, например, при встрече? Приведите примеры.

- Назовите нейтральные формы приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания). 

- Как вы думаете, чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? (они противоположны по значению). В каких ситуациях вы используете эти словосочетания.

- Какие есть слова благодарности кроме слова «спасибо»?

3. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”.

4. Игра «Кто больше?». Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения. Напишите вежливые слова и выражения, время выполнения задания 2 минуты (пожалуйста, прошу вас (тебя), будьте добры, будьте так добры, будь другом.., если вам (тебе) не трудно.., не могли бы Вы (ты)..).

6. Физкультминутка.

Видео «Новая физкультминутка для уроков»

7. Практическая деятельность.

Посмотрите еще одну  сценку (подготовленные учащиеся разыгрывают сценку).  

Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно.

-Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке.

-Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка.

Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд.

-Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке.

-Извини, сынок, я не могу подняться.

-Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине.

-Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь.

-Эй, передай деньги!

-Еще чего!

Ребята, кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова, а кто неправильно?(Бабушка правильно, Валера неправильно)

- Какие этикетные слова Валера употребил неуместно?  Выпишите эти слова. Объясните устно почему. (все реплики Валеры)

- Чем вызвано поведение Валеры?

- В какой речевой ситуации слова Валеры были бы уместны?

- Исправьте ошибки Валеры. (читают парами)

- Сделаем же вывод, от чего зависит наша речь (от обстановки, речевой ситуации, от того, где и с кем мы говорим).

-  Попробуйте  создать  модель речевых ситуаций ( работа в группах):  Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.

8. Рефлексия.

Продолжите  предложения:

1. Этикетные слова помогают нам……..( установить доброжелательный контакт с собеседником).

2. Использование в речи этикетных слов зависит от ….(речевой ситуации).

3. Использование в речи этикетных слов является показателем ……(культуры человека).

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент.

 Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание. Творческое. Поразмышляйте над одной из пословиц. Объем 10- 15 предложений.

1. Сердечное слово до сердца доходит.

2. Малое слово большую обиду творит.

Дополнительное задание для желающих: «Как связаны между собой слова «этикет» и «этикетка»?*

ловарь иностранных слов указывает, что оба слова произошли от одного и того же французского etiquette. Так что же появилось раньше, etiquette – «правила поведения» или etiquette – «товарный ярлык»?

Обратившись к словарям, находим следующее. Слово этикет голландское, в переводе означает «колышек, шпенёк». Первоначально обозначало колышек-ценник, воткнутый в товар (примерно как у бабушек, торгующих семечками и прочими сыпучими радостями), к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее – и сама такая бумажка с надписью. В таком виде этикет-ценник-ярлык в XVII веке заимствовали французы, сразу же найдя ему двойное применение.

Во-первых, на свежезасеянных лужайках молодого Версальского парка разместили таблички вроде «По газонам не ходить», ибо беспечные дворяне не слишком заботились о сохранности насаждений. Понятно, что таблички назвали этикетками, а царствующий в то время Людовик XIV ещё и издал специальный указ, напоминающий о том, что не следует пренебрегать надписями, и призывающий соблюдать правила поведения.

Во-вторых, во время обедов короля, чтобы не нарушать строгость церемонии, на стулья гостей клали таблички-этикетки с именами, чтобы каждый знал, где ему сидеть.

Таким образом, etiquette получил второе значение: «поведение, соответствующее установленному порядку, церемониал», то есть собственно этикет. Как видим, развитие значения слова etiquette шло следующим образом: ярлык, табличка, надпись, этикетка –> записка с обозначением неких правил –> обозначение должности и обязанностей в придворном церемониале –> условный кодекс правил поведения, этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"

Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.Применя...

Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....