Урок по русскому языку "Зачем человеку нужен русский язык?", 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Урок по русскому языку "Зачем человеку нужен русский язык?", 5 класс по учебнику М.М.Разумовской,С. И.Львова и др.Вводный урок, сопровождаемый презентацией, поможет заинтересовать учащихся материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_cheloveku_yazyk.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 1 5 класс Русский язык, учебник М.М.Разумовская , С.И.Львова,В.И Капинос,В.В.Львов,Г.А.Богданова , Т.с.Тронина , Н.Н. Сергеева.

Слайд 2

э ксперимент опыт

Слайд 3

Актёры?! На каком языке говорили «актёры»? Два ученика выполняют пантомиму . Ситуации : поймал большую рыбу и получила пятёрку. Ученики угадывают ситуации. Сформулируйте тему урока

Слайд 4

О языке и речи

Слайд 5

Народная мудрость Язык дан человеку, животным – немота. -Что, по вашему мнению, называется языком? - Какие языки вы знаете? - Для чего человеку нужен язык? - Можно ли обойтись без языка в жизни? - Что объединяет разные языки, например, русский и немецкий?

Слайд 6

ЯЗЫ́К , -а, мн. ч. -и, - ов , м . 1 . Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Я. проглотишь (о чём-н. очень вкусном; разг . ). 2 . Такой орган животного как кушанье. Говяжий я. Заливной я. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. перен. , чего или какой. О чём-н., имеющем удлинённую, вытянутую форму. Языки пламени. II . ЯЗЫ́К , -а, мн. ч. -и, - ов , м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские ~и. Литературный я. высшая форма общенародного языка. 2. ед. ч. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль 1 (в 3 знач. ). Я. Пушкина. Я . художественной литературы. Я. публицистики. 3. ед. ч. Речь, способность говорить. Лишиться языка 4 . Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. пчёл. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. 5 . ед. ч. , перен. , чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений ( разг. ). Взять, привести языка. III. ЯЗЫ́К , -а, мн. ч. -и, - ов , м. ( стар. ). Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Притча во языцех ( книжн. , обычно ирон. ; во языцех старая форма предл . п. ) предмет общих разговоров. Этот человек стал притчей во языцех .

Слайд 7

Язык всем знаниям и всей природе ключ. Г.Р.Державин Лингвистика – ( от лат. л ингва – «язык») – наука о языке.

Слайд 8

Единицы языка и лингвистики. Единицы языка Разделы лингвистики, которые 1 описывают единицу рассказывают о правилах употребления в устной и письменной речи. Фонема (звук) фонетика орфоэпия (правила произношения звуков) графика (правила обозначения звуков на письме) Морфема морфемика (состав слова) словообразование орфография (правила написания морфем) Слово лексика; морфология стилистика (употребление слова в разных частях речи); орфоэпия (правила постановки ударения в словах); орфография (различие собственных и нарицательных имен на письме); различие слова и СС (малопонятный и мало понятный) Словосочетание синтаксис; фразеология стилистика (употребление СС в разных стилях речи) Предложение синтаксис стилистика (употребление предложения в разных стилях речи); пунктуация (правила расстановки знаков в предложении); интонация (особенности методической и ритмической организации предложения)

Слайд 9

Упражнение 2 (задание 3) Загадка языка. Без языка человеческое общество не могло бы существовать.

Слайд 10

Упражнение 3 (задание 1,2) Какой ребёнок не сможет научиться говорить? Если ребёнок растёт не с людьми, а среди животных , то он никогда не научится говорить .

Слайд 11

Работа по учебнику. Подробное знакомство с рубрикой ЗСП . - Кто попробует расшифровать ЗСП ? З – значение слова (происхождение) С – морфемное строение (структура) П – правописание.

Слайд 12

Слово лексическое значение строение (структура ) как часть речи главный смысл Грамматическое значение А.П.Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил».

Слайд 13

ЗСП- 1(стр.6) Инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП (учитель раздаёт каждому учащемуся на уроке). 1. Проанализируйте слово. 2.Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений. 3.Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание. 4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание. 5.Запомните правописание каждого слова.

Слайд 14

Рефлексия -Зачем человеку язык ? ( Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения) - « На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался, я научился….» - «На уроке мне особенно понравилось…» - «Сегодня нам удалось…»

Слайд 15

Домашнее задание : Для всех – на основе лингвистических текстов учебника составить связный рассказ на тему «Зачем человеку нужен язык»; параграф 1,упражнение 5 (письменно), ЗСП 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс

Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация по русскому языку к уроку "Зачем человеку нужен язык?", 5 класс

Презентация по русскому языку к уроку "Зачем человеку нужен язык?", 5 класс по учебнику М.М.Разумовский.Материал поможет заинтересовать ребят работойна уроке....

Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...