Особенности применения интерактивных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности
статья по русскому языку

Кулагина Марина Владиславовна

Данная статья знакомит педагогов с правилами организации интерактивного обучения и методами работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также с некоторыми технологиями обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности применения интерактивных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности

Составляющие интерактивного метода обучения школьников с ориентацией на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  1. Правила организации интерактивного обучения.
  2. Фронтальные и групповые интерактивные методы для использования во внеурочной деятельности и их значение.
  3. Интерактивная технология «Workshop»  (Воркшоп) как новый вид эффективного обучения.

       Важнейшая задача современных образовательных организаций заключается в предоставлении каждому обучающемуся возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС основного общего образования «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

       Интерактивные методы обучения - способы организации совместной деятельности между педагогом и учащимся для достижения поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности, взаимодействие в сотрудничестве, в режиме беседы, диалога. Это, в первую очередь, диалоговое обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, при которой создаются такие комфортные условия обучения, когда ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что и делает процесс обучения продуктивным, и помогает развиваться личности школьника. В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими. Для этого на уроках и во внеурочной деятельности организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы и т.д.

       Наиболее эффективные результаты можно получить при организации работы учащихся в малых группах. Все школьники вовлечены в работу и активно участвуют на уроке или занятии. Практика показывает, что при использовании интерактивных методов ученики запоминают 80 % того, что выполнили и сделали сами. Использование интерактивных методов обучения в малых группах способствует развитию таких личностных качеств, как: коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и т.д.

       Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп, вторые - совместную работу и взаимного обучения всего класса. Приведу примеры использования интерактивных методов и форм организации деятельности школьников во внеурочной деятельности.

Групповые методы

1. Работа в парах. Школьники активно работают в парах, выполняя определенное задание. Парная работа требует обмена мнениями и позволяет быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях является невозможными (обсудить событие, произведение, научную информацию, события, взять интервью друг у друга и т. д.).

2. Работа в группах (4 человека). Все работают над заданием (проблемой) в течение определенного времени, например, 3-5 минут, обязательно приходят к общему решению, затем объединяются и делятся приобретенным. Как и в парах, необходимо консенсус. После этого можно объединить четверки в восьмерки, или перейти к фронтальному обсуждению.

Фронтальные методы

1.  Открытый микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу воображаемый «микрофон».

2. Незаконченные предложения. Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика это продолжение незаконченного предложения.

3. Мозговой штурм. Общеизвестна технология, суть которой заключается в том, что все школьники по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мнения по поводу проблемы. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний.

4. Анализ проблемы. Обучающиеся в круге обсуждают определенную проблему. Каждый произносит варианты, составляющие результат выбора.

       Таким образом, можно заключить, что использование в работе технологии интерактивного обучения дает:

ученику - развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности; классу - формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

       Применение интерактивных методов во внеурочной деятельности также позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение и обучение в сотрудничестве. Используя подобные методы, обучающиеся приобретают опыт нахождения решения, используя не только собственный, но и опыт других людей. Благодаря подобным методам в образовании, процесс социализации школьника будет протекать динамичнее, интенсивнее и, что самое главное, подобный опыт внеурочной деятельности будет успешно воздействовать на будущее каждого воспитанника, формировать навыки профессионального развития, способствовать саморазвитию и проявлению активной гражданской позиции в обществе. Сделать урок или занятие интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее число учеников, научить учащегося анализировать проводить причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление - такие задачи стоят перед каждым современным учителем.

       На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую групповую работу, дебаты и дискуссии, круглый стол, мозговой штурм индивидуальное и групповое проектирование, ролевые (деловые) игры, т.к. эти интерактивные технологии помогают личностному развитию обучающихся, расширяют кругозор, развивают интеллектуальные способности, исследовательские, организационные и творческие навыки, гражданскую активность, ораторские способности.

        Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Существует огромное количество форм работы во внеурочной деятельности:  заочное путешествие, пресс-конференция, телемост, экскурсия, репортаж и др. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное сотворчество безгранично.               Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания, дающее учащимся высокую степень мотивации, акцент на деятельность, практику.

       Одной из новых эффективных технологий, которую можно также отнести к интерактивным, является технология WORKSHOP, которая позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность ученика и учителя, работать в группе, находить общее решение, аргументировать и отстаивать свое мнение. В переводе с английского, workshop — это цех, мастерская. Но практика применения воркшопов наполнила это понятие более богатым содержанием: симпозиум, семинар, … Из наиболее распространенных характеристик можно воспользоваться, например, следующими определениями Клауса Фопеля, немецкого психолога:

  1.  Интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе.
  2. Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем вначале.
  3. Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие.
  4. Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга.
  5. Тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников.
  6. Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.

     Таким образом, воркшоп - это учебное мероприятие, где участники обмениваются опытом и получают новые знания, работая в группе. При этом чаще всего они получают информацию друг от друга, а не от ведущего. Поэтому воркшоп – это средство привлечения целевой аудитории, где ее ждут новые подходы к решению задач. Воркшоп в силу своего формата требует большой отдачи от всех участников,  вдохновленных ведущим. На воркшопе собираются те, кто имеет мотивацию самовыражения и нацелен на раскрытие своих способностей и совершенствование навыков. Приходя на воркшоп, участники узнают ценную информацию из первых рук, работают под руководством так называемого «мастера-инноватора», овладевают новым методом, и имеют возможность оценить, поделиться впечатлениями, покритиковать то, что предлагается. Для воркшопа важны идеи, эмоции, доверительная атмосфера. Этот интерактивный метод мы применяем при проведении предметной декады по русскому языку и литературе, т.к. он затрагивает все стороны развития познавательной активности обучающихся.

Основные параметры воркшопа и их характеристика.

Цель

воркшопа

Передать актуальный опыт, вовлечь в процесс совместной работы, раскрыть психологические стимулы, информационное наполнение, навыки работы в новых условиях

Способ проведения

Активное взаимодействие по выполнению темы задания, совместный труд и инфообмен между участниками

Способ воздействия на участников

Комплексный (совокупность различных методов)

Поведение участников

Активное, творческое

Роль ведущего

«Катализатор» обучения

Предмет изучения

Совместное дело, где в центре внимания — процесс работы над новой идеей, обмен опытом и получение новых навыков участниками

Концепция

Участники должны погрузиться в творческий процесс и испытать эмоции

Продолжительность воркшопа

2-4 часа

Программа воркшопа

Программа подвижна, модули в ней можно комбинировать в любом порядке

Этапы воркшопа:

  1. Генерация идей: мозговой штурм, круглый стол, дискуссия.
  2. Передача технологий и мастерства: мастер-класс, семинар, тренинг.
  3. Инфообмен и обмен опытом: фестиваль, конкурс, перформанс, форум, конференция, презентация

(перформанс - это не просто развлекательное шоу, это сочетание разных жанров; с его помощью можно распространить важную информацию, призвать к действию. Для привлечения внимания используются разные звуковые эффекты, театральные перевоплощения, яркие необычные костюмы

Какие проблемы поможет решить воркшоп?

     Воркшоп может выполнять действительно уникальные задачи. К основным из них можно отнести следующие.

- Воркшоп является площадкой для реализации новых идей в обучающих проектах.

-    Способ командообразования в учебных группах. Укрепление «командного духа» на доверительных, личностных взаимоотношениях, где много нововведений, творчества, впечатлений, удовлетворения от проделанной работы.

-    Повышение мотивации как организатора, так и участников.

-    Способ «обратная связь» помогает участникам диалога лучше узнать друг друга.

-    Развитие навыков и компетенций участников.

Воркшоп – это инструмент внедрения новых технологий, он дает хороший импульс в работе, способен повысить интерес к курсу.

Рассмотрим некоторые типы воркшопов более подробно.

Дискуссионный клуб

    Это наиболее распространенная форма воркшопа, где он становится площадкой для обмена мнениями, опытом, достижениями профессионалов. В программе, в любом порядке (в зависимости от тематики) можно выстроить комбинации: конференция — тренинг – семинар – практикум — круглый стол – коллоквиум — конкурс. Распространение подобные мероприятия получили в сфере образования. Особенно интересно воркшоп может быть реализован как мероприятие по созданию  проекта.

Мастерская

    Эта форма применима для практических занятий, где ребята учатся мастерить своими руками, особенно при изготовлении стенгазет, тематических альманахов, альбомов, поделок, творческих работ и т.д.

Мозговой штурм

    Групповой поиск решения поставленной задачи, направлен на развитие творческого потенциала, раскрытие скрытых способностей и умений. Мозговой штурм применим при разработке стратегий, где воркшоп направлен на решение проблемных ситуаций.

Студия

    Участники творческой группы работают в одном конкретном проекте, который будет иметь законченный вид: это создание фотоальбома, видеоролика, фильма. Студийный метод работы помогает создать различные сценарии. В такой, достаточно простой, но весьма эффективной форме можно решать разной трудности задачи. На старте проекта воркшоп дает возможность работать большой группе людей в одном информационном поле и решать проблемы коммуникации.

     Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает. Использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе со своими воспитанниками.

Литература

1.  Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

2. Корнеев И. К., Г. Н. Ксандопуло, В. А. Машурцев. Информационные технологии. ТК Велби. – 2007

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

6. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

7. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение, 2006 – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Проект "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности"

Статья "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности", где учитель делится опытом работы проектной деятельности....

Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять док...

Интерактивные образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это...

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения

В помощь молодым учителя  "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...