Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Конспект урока даст возможность учителю учесть варианты развития  каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_krta_uroka_5_kl_orfoepiya.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме: «Орфоэпия».

Учитель: Ельчанинова Светлана Николаевна

Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание многогранности и ценности русского языка;
  • стремление к речевому эталону;
  • бережное отношение к родному языку;
  • владение разными видами решения поставленных задач;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

              форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

           связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к    

           фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

           услышанному, увиденному.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • осуществление саморегуляции и самоконтроля;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
  • составление совместно с учителем и одноклассниками оценки деятельности на уроке;
  • выделение и осознание то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  •  свободное  восприятие текста.

 Коммуникативные:

  • слушание и понимание речь учителя и одноклассников;
  •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с   задачами и условиями коммуникации;
  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  •  владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

             синтаксическими нормами русского языка;

  •  владение монологической речью.

Предметные:

Образовательные:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  •  формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
  • развитие умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • совершенствование орфографических  умений.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

           сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Средства обучения: ПК,  выставка словарей, рисунки.

     Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

 А теперь  возьмите смайлики и покажите друг другу свое настроение.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Проверка домашнего задания.

(5 минут)

1. Устный опрос на знание фонетики:

- гласные звуки и буквы;

- двойная роль букв е,ё, ю,я.

2. Лингвистическая разминка: слюда, подъем, заяц, поешь?

3. Проверка упр.

4. Словарная работа в маршрутном листе (один ученик у доски), самопроверка.

Устные ответы, анализ записей в тетради.

Сравнительный анализ.

Формирование УУД по теме «Фонетика».

Цель: развитие навыков сам

2. Актуализация  и пробное учебное действие

(3 минуты)

Учитель: Перед вами слова. Подумайте, имеют ли они одно лексическое значение? Чем они отличаются?

Ученик: Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: замок (здание), замок (приспособление для запирания двери), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.

Формулирование  собственных  ожиданий,  активизация  имевшихся  ранее  знаний,  активное  погружение  в  тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Выявление  места  и  причины  затруднения в проблемном учебном действии

(2минута)

Учитель:  Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

 Откройте тетради, запишите число. Классная работа.                                

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

Ученик:  Правильную постановку ударения изучает орфоэпия.

Учитель:  Именно это будет темой нашего сегодняшнего урока.  (запись на доске)

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос.                                            

Ученик: «Орфо» - правильный, «эпос» - речь.  Правильная речь.

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Ученик: Научиться правильно ставить ударение. 

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока.

    Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель  этапа:

Зафиксировать  причину  затруднения  у  учащихся,   организовать  подводящий  диалог  по  проблемному  объяснению  нового  материала;  организовать  фиксацию  преодоления  затруднения 

(4 минуты)

Учитель: Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Приведите примеры.

Ученик: Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил,  есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

 Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

Ученик: Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове.

Осознание  целей  и  задач  обучения,  восприятие,  осмысление,  запоминание   учебного  материала  и  основных  вопросов;  развитее  умения  получать  информацию  из  текста  и  строить  сообщение  в  устной  форме;  развитие  умения  проводить  сравнение  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным основаниям.  

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

5. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи  

(10 минут)

 

Задание 1.Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (
Ирис – ирис)

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (
Атлас – атлас)

 Буквы – значки,

Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)

- Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2  (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда).

Вечный – скучно

Сердечный - пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

 Что - свитер

Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение.

Работают со словами, записывают в тетрадь.

(Задание выполняется в парах)

Формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности;  формирование  умения  строить  речевое  высказывание  в  соответствии  с  поставленными  задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка, тематическая гимнастика для глаз.

(2 минуты)

Игра «Летит по небу шар...»

Изографы.

Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. 

Задание 3                                                                                      Прочитайте правильно словосочетания, записанные в карточках, объясните значения. Составьте  предложение с одним из словосочетаний. И запишите его в тетрадь. Выполните полный синтаксический разбор. (Задание выполняется в парах) 

(Дорогой друг – лесной дорогой

Воздушный замок – большой замок

Синие  кружки – желтые кружки

Красивый ирис – вкусный ирис

Маленькие гвоздики  - красные гвоздики

Деревянные полки – военные полки

Белый хлопок – громкий хлопок)

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.                                               

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонят, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Молодцы!

Проявление  эмоционального  отношения  и  волевых  усилий  в  учебно-познавательной  деятельности,  запоминание  материала; самоконтроль  выполнения заданий,  взаимоконтроль  и  внесение  корректив  в  учебно-познавательную  деятельность.

Планирование  своего   действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

8. Включение в систему знаний и повторение

(4 минуты)

  1. Закрепление изученного материала.

Лексический диктант.

2. Произнесите правильно  слова. (работа с карточками)

Проверка заданий.

(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент) 
Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

(КвартАл - устал) 
Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квартАл. 

Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) 
У меня в ушах звенит, 
Телефон опять звонИт. 

СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке.  После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)                                                          

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

У: - Что же случилось от перестановки ударения?

Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

Ударение — не просто чёрточка! Это специальный значок, указывающий на то, что только один слог в слове выделяется наибольшей силой голоса. Ударение помогает грамотно, без ошибок, прочитать произведение. Иногда ударение играет смыслоразличительную роль. Если ты затрудняешься в грамотной постановке ударения в слове, обращайся к орфографическому словарю и сноскам в учебнике.

Работают в рабочих листах.

Проверяют.

Делают вывод.

Пишут под

диктовку, сверяют с записью на доске.

Применение  на   практике  полученных  знаний  и  последующее  повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9.  Рефлексия  

(5 минут)

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока? Достигли  мы  этой  цели?  Какой  алгоритм  работы  мы   составили,  чтобы  правильно ставить ударение?  Научились  мы  работать  по  этому  алгоритму?  

Назовите, чем мы занимались на уроке?

Какие трудности вы испытывали на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?

Индивидуальная?                работа в парах?

По карточкам?                    самостоятельная работа?

Работа в группах?              коллективная работа?

- Прикрепите смайлики, которые лежат у вас на парте на доску. Цвет выбирайте, согласно своему настроению!

- А  сейчас  выставим  оценки  в  журнал  и  в дневники.

-  На  следующем  уроке  мы  продолжим  работу  по  данной  теме.  

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Оценка  и  самооценка  учебной  деятельности,  обобщение  и  систематизация  знаний,  учащиеся.  

Формирование  умений  точно  и  полно  выражать  свои  мысли.

УДД: коммуникативные

10.  Информация о домашнем задании, инструктаж  по его выполнению  

(2 минуты)

Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

Запись учащимися задания в дневники. выражают  свои  эмоции  по  поводу  урока.

Развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно–познавательной  деятельности,  применение  методов  информационного  поиска.УДД: познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...