Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результатом умственной отсталости. Ребенок находится в правильной образовательной среде и обучается с использованием современных технологий. Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Учителю русского языка и литературы при оценивании работ у таких учащихся следует обращать внимание  на специфические ошибки , которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер . Оценка таких работ связана с характеристикой специфических ошибок при дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результатом умственной отсталости. Ребенок находится в правильной образовательной среде и обучается с использованием современных технологий. Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Учителю русского языка и литературы при оценивании работ у таких учащихся следует обращать внимание  на специфические ошибки , которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер . Оценка таких работ связана с характеристикой специфических ошибок при дисграфии и дислексии.

Ошибки на уровне букв и слога :

- пропуск букв и слогов

-замена букв

-смешение букв

-перестановка букв и слогов

-вставка гласных букв

-искаженное написание букв

-зеркальное написание букв

-добавление лишних элементов

Ошибки на уровне слова:

-отдельное написание частей слова

- написание вместе двух самостоятельных слов

- ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза

-неправильный перенос слов

- отсутствие пробелов между словами

Ошибки на уровне словосочетания и предложения:

- отсутствие границ  между предложениями

- несогласование членов предложения в роде  числе и падеже

- трудности в употреблении предлогов

- слитное написание предложений

Причинами таких ошибок у детей может быть малый опыт чтения и письма , недостаточный опыт звукобуквенного анализа слов, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память, психофизиологические особенности, влияние просторечий и диалектов.

«Логопедические» ошибки при чтении:

- трудности слияния звуков в  слоги  и слова

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков

- побуквенное чтение

 - искажение слоговой структуры слов

- слишком медленный темп чтения

 - непонимание смысла прочитанного

Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Учитель русского  языка должен применять к таким детям методики , какими владеет учитель-логопед , знать классификацию специфических ошибок для правильного и объективного оценивания ученических работ. Суть работы учителя в постоянной тренировке слуха и письма у детей с дисграфией и дислексией. Стоит также рекомендовать родителям и детям продолжать занятия с логопедом при переходе из младшей школы в среднюю. Учителю стоит привлекать школьного логопеда к проверке работ таких учеников, применять принцип дифференцированного обучения, давать индивидуальные задания детям-логопатам, поощрять даже малые успехи учеников.

Речевые нарушения как устной , так и письменной речи определяются законом РФ (статья 79.3)

Эффективность совместной деятельности учителя русского  языка и учителя-логопеда достигается за счет использования общедидактических принципов в обучении, а также многовариативных упражнений в ходе изучения русского языка и литературы в рамках школьной программы.

Содержание совместной деятельности логопеда и учителя русского языка заключается в следующем:

1.подбор речевых материалов по темам, изучаемым по русскому языку в рамках школьной программы

2.разработка тестовых заданий для контроля динамики в усвоении учебного материала по русскому языку

3.анализ допущенных ошибок в контрольных и тестовых заданиях по русскому языку и литературе

4.рекомендации по использованию дополнительного времени на  выполнение письменных контрольных заданий

5.выступление учителя-логопеда на родительских собраниях с рекомендациями по успешному овладению учебным материалом по предметам

6.участие логопеда во внеурочных мероприятиях (проведение логопедических викторин: https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/09/veselo.pptx

 7.совместное проведение открытых уроков по русскому языку и литературе с учителями-словесниками:

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/03/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx

 Эффективность совместной деятельности доказывается успешностью учащихся в освоении программы по русскому языку в рамках ВПР, а также хорошей результативностью при сдаче ОГЭ И ЕГЭ.

Исходя из вышесказанного , следует отметить, что совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда важна  для создания необходимых условий для выявления возможности и способности обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Данный урок направлен на развитие и коррекцию устной и письменной речи у учащихся 5-х классов. Уро...

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.

Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...

Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".

Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...