Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Цыренова Татьяна Леонидовна

Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе

Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка

в классах развивающего обучения

(5-9 классы)

Внедрение ФГОС нового поколения актуализировало разработку методических материалов, ориентированных на полноценное развитие обучающихся. Контингент школьников в достаточной степени испытывает проблемы в процессе познавательной деятельности, в том числе на уроках русского языка. Сегодня становится сложнее вызвать интерес к нашему предмету, создать условия для саморазвития каждого ученика. Развитие обучающихся в процессе обучения – один из значимых и необходимых результатов любого педагогического процесса.

В свое время наша школа принимала участие в проведении эксперимента по внедрению системы развивающего обучения. Действительно, внедрение этой системы позволило мне внести определенные коррективы в свою работу. 

Учителям, работающим в 5-9 классах, приходится решать качественно новые задачи, позволяющие сохранить у учащихся желание активно познавать мир и самих себя. Думается, что созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на нестандартный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации, создание условий для поисково-исследовательской деятельности учащихся.

При создании таких условий учитель русского языка должен учитывать диалектическое единство формы и содержания в языке, возможные противоречия между формой и содержанием, контрастные отношения разновидности того или иного языкового явления, промежуточные, переходные явления, совмещающие в себе признаки разных языковых категорий.

Опыт моей практической деятельности показывает, что процесс обучения есть процесс решения определенных задач на уроке, в частности лингвистических. Усвоение того или иного частного способа решения задачи опирается на более точное его воспроизведение, а для овладения понятием и вытекающим из него общим способом построения действий с изучаемым объектом такой тип учебной активности явно недостаточен. Овладение этим способом действия выражается в умении, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия, отвечающие условиям данной задачи.

Приведем ряд примеров фрагментов уроков, где школьники искали новые способы действия, отвечающие условиям данной задачи.

Урок по лексике в 6 классе «Заимствованные слова» (второй урок по теме).

В начале урока учащимся было предложено решить лексические уравнения. Нужно было определить, какое слово следует поставить вместо знака вопроса, чтобы по левую и правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.

1.  палец - перст = лоб-?

брег - берег = млечный-? 

ежедневно - всегда = зело-?

джинсы - пиджак = спортсмен-?

Решая данный пример, учащимся предлагалось вспомнить и объяснить правописание заимствованных слов, рекомендуемых к запоминанию, с точки зрения этимологии слова. Легко было дано объяснение словам: футбол - «фут» (англ.) - нога, баскетбол - «баскет» (англ.) - корзина, «бол» (англ.) - мяч. Пришлось поразмышлять над словами вокзал и смокинг. Вокзал.

Вы чинно, молча, сложа руки,

В собраньях будете сидеть

И, жертвуя богиней скуки,

С воксала в маскерад лететь.

Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «К Маше» (1816 г.). Но ведь первая в России железная дорога была проложена в 1837 году.Обратимся к словарю Даля. Воксал, сообщает словарь, слово английское, означает «сборная палата, зала на гульбище, где обычно бывает музыка». Но этого английского слова нет ни в одном англо-русском словаре!

Оказывается, слово «воксал» (из «воксхолл») было составлено из слов: «Вокс» - собственного имени Джейн Вокс - предприимчивой владелицы местечка близ Лондона, устроившей зал для публичных гуляний и «холл» - зал. Затем слово «воксал» попадает в польский, затем в русский язык. Поначалу этим словом называлось здание для концертов в Павловском парке, а с проведением железной дороги превратилось в станционное помещение.

Смокинг, (с англ, «smoke» - курить) - костюм для курения. Действительно, атласные лацканы изначально предназначались для того, чтобы пепел, падая с сигар, скользил и не портил вид костюма. Сначала их носили завсегдатаи английских клубов.

5. аквариум - акваланг = монолог - ?

При решении последнего уравнения вспомнили и другие интернациональные словообразовательные элементы, их значения (В.В. Репкин, учебник «Русский язык 6 класс», стр. 83). Далее учитель сообщает, что в языке древних римлян было слово «terra», что означало земля. Было предложено записать слова с этим элементом:

территория;

террариум;

терраса.

И тут учитель записывает свое слово террор. Закономерно встает вопрос:

- Может ли быть это слово в данном ряду?

Учащиеся с помощью словаря иностранных слов доказали, что слово террор в своем составе имеет не терра - земля, a terror - страх, ужас, применение насилия.

Далее   от   слова   террор   образуем   существительное, прилагательное, объясняя значение этих слов. Разбирается одно словосочетание. Нужно учитывать, что на уроках русского языка учителям приходится постоянно удерживать два плана: знания, умения, навыки, с одной стороны, и задачи, стоящие непосредственно в рамках развивающего обучения. Поэтому далее было предложено поработать со следующим текстом: «Вечером 30 октября 1938 года американское радио внезапно сообщило, что на территории США уже несколько минут находится космический корабль с: марсианами. Вскоре радиослушатели услышали в записи на пленке звуковой репортаж с места, где происходило первое сражение марсиан с американской армией. Население страны было терроризировано. Люди выбегали из домов, дороги были заполнены автомобилями, происходили катастрофы».

Вскоре выяснилось, что по радио шла передача фантастического романа Г. Уэллса «Борьба миров», которую постановщики задумали так, как будто война шла в действительности.

- выпишите из текста предложение: «Люди выбегали из домов, дороги были заполнены машинами, были смертельные случаи». Объясните постановку знаков препинания, орфограммы слабых позиций.

На последнем этапе урока учащимся предлагается выполнить лингвистическую задачу, при решении которой делается вывод, что заимствование слова вместе с его окончанием - относительно редкое явление. Чаще заимствуется основа слова.

Даны латинские слова в форме множественного числа и их переводы на русский язык в измененном порядке, у некоторых слов окончание заменено прочерком. Consilia, globi, coronae, mixturae, media, Radii, gladioli, coni, cisternae,

vacua, disciplin  , cact    , opi     , ven    , for     . Посредники, лучи (спицы), смеси,

маки, шары, учения, жилы, пустоты, (водохранилища, советы, колючки, небольшие мечи, венки, центральные площади (рынки), шишки (верхушки шлема).

Укажите соответствующие им заимствованные слова в русском языке, найдите   переводы   всех   слов   и   поставьте   вместо   прочерка   окончание множественного числа у последних пяти слов.

Данные примеры показывают, что учащиеся учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта, именно такая поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, которая отвечает цели и содержанию развивающего обучения.

Так, например, в самом начале урока «Происхождение русских слов» (6 класс, учебник В.В. Репкина ) учащиеся выполняют следующее задание:

Даны некоторые белорусские существительные: Дзень, дзiкабраз, жанiх, жарабец, жываглот, калена, ныцiк, пiва, пярьена, рэпа, цяпло.

Задание: 1.-) переведите с белорусского языка: глухая цяцера; 2.) переведите на белорусский язык береза, дерюга, дитя, жито, порядок, река, рисунок, седок, тина, тень.

После выполнения данной лингвистической задачи учащимся предлагается новое задание: Даны некоторые бурятские существительные: удэр, хурьгэн, унаган, убдэг. Можно ли перевести эти слова на русский язык без словаря?

Путем анализа и сравнения учащиеся делают вывод о том; что бурятский язык относится к другой языковой группе, а белорусский является родственным с русским и имеет с ним общие языковые корни. Сделанный учащимися вывод позволяет не только усвоить содержание нового материала, но и создает предпосылки для самостоятельного исследования других групп языков.

Квазиисследовательская деятельность особенно эффективна при изучении темы «Лексикология» в 6 классе. При изучении темы «Синонимия русского языка», после усвоения нового понятия, учащимся предлагается подумать: являются ли слова здравница и лечебница синонимами? С точки зрения бытового понимания слов, для большинства людей они может и являются синонимами, так как есть общность значения - в обоих заведениях все-таки восстанавливают здоровье. Для окончательного выяснения сути вопроса ученику необходимо обратиться к «Толковому словарю русского языка» и сделать заключение. Оказывается, что здравница - общее название санаториев, домов отдыха, а лечебница – лечебное учреждение специального назначения (глазная лечебница). Следовательно, эти слова не являются синонимами! А тогда какое слово будет синонимично слову здравница - санаторий, курорт, а «лечебнице» - больница, госпиталь.

Перед тем как ввести понятие антонимии русского языка, учащимся предлагается поработать с «перевертышами», т.е. восстановить первоначальный вид устойчивых выражений типа: «новая ложь», «умирать своей глупостью», «прийти из бытия» и т.д. Какие условия должны быть обязательно соблюдены при выполнении данного задания?

- противоположность лексических значений каждого слова;

- у каждого слова должна сохраняться одна и та же часть речи.

При условии выполнения этих требований возникает лексическое явление-антонимия. Мы все помним, что понятие «омонимия» рассматривается с помощью слова «ключ». Подбирается рисунок, и цитируется стихотворения В. Лившица. Но предложим подумать над следующими примерами:

Я повернул ключ и открыл шкатулку. Ключ к разгадке некоторых древних надписей еще не найден. Являются ли омонимами слова ключ?

Нет, так как если между словами, одинаковыми по звучанию и написанию, имеется смысловая связь, то они омонимами не являются.

Интересно и следующее задание:

- Найдите в словаре русского языка С.И. Ожегова два слова-омонима-лавка. Подумайте, всегда ли они омонимичны? (В далеком прошлом этидва омонима вероятно, были значениями одного и того же слова. Второе
возникло как переносное значение: раньше купцы раскладывали свои товары на лавке (прилавок). Затем эта смысловая связь забылась, а значение слова как бы расщепились на два омонима).

 При изучении темы «Общеупотребительные, устаревшие и новые слова» подумаем, будет ли являться устаревшим слово «ошеломить» (очень удивить). Проведя этимологический анализ, выясняем, что оно связано со словом «шлем» (шелом – старослав.). Первоначально обозначало «ударить в бою по шлему, ошеломить». То есть устарело первичное лексическое значение слова.

Немаловажную роль в усвоении орфографического облика слова может сыграть этимологический анализ, с помощью которого выясняется, как образовалось в русском языке соответствующее слово и с какого языка-источника оно к нам пришло. Например, слова «поразительный», «отразить», «сразить».

- Объясните правописание данных слов, зная, что слово «раз» в общеславянском языке обозначало «удар». Восходит ли слово «зараза» к данному корню?

Попробуйте объяснить правописание слова «искусство», учитывая, что исторически в слове выделялась приставка - ис и корень - кус, - кусити? Оказывается, что раньше кусали монеты, проверяя фальшивые ли они, искусственные или нет. А уже с современной точки зрения, в существительном корень - искус- так как его значение в языке сейчас далеко от значения исходного глагола «кусати».

Если провести этимологический анализ слова «подражать», то выяснится, что по-старославянски «драга» - дорога; буквально идти той дорогой, что и кто-либо.

И даже такие привычные слова русского языка, как, скажем, «ежевика» и «смородина», благодаря этимологическому анализу, станут и более «прозрачными» и «говорящими». «Ежевика» - названа так по признаку наличия колючек, напоминающих колючки ежа, а слово «смородина» было образовано от древнерусского слова «смород» («смрад»), что означает «сильный запах» (т.е. смородина – ягода, источающая сильный запах). Таким образом, использование на уроках этимологического анализа дает большие возможности для организации поисковой деятельности.

В среднем звене главным при изучении русского языка и для учителя, и V для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека, т.е. учитель вместе с детьми должен в каждом языковом явлении искать внутренний смысл (он есть!) и все время задавать себе вопрос: зачем?

Так, представление о имени прилагательном в 5 классе расширяется за счет введения понятия «непроцессуальности» признака.

Для этого используем стихотворение 3. Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из прилагательных:

Все кругом.      

   Страшное, грубое, липкое, грязное,
   Жестко тупое, всегда безобразное,
   Медленно рвущее, мелко-нечестное,
   Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
   Явно-довольное, тайно-блудливое,

   Плоско-смешное и тошно-трусливое,
   Вязко, болотно и тинно застойное,
   Жизни и смерти равно недостойное,
   Рабское, хамское, гнойное, черное,
   Изредка серое, в сером упорное,
    Вечно лежащее, дьявольски косное,

    Глупое, сохлое, сонное, злостное,

    Трупно-холодное, жалко ничтожное,

    Непереносное, ложное, ложное!

Учитель обращается к классу с вопросом: Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?

Ребята дают очень разные ответы: отвращения, омерзения, отчаянья, безнадежности, неприятной темноты, духоты и т.п.

Врезалось ли   в   память   какое-то   прилагательное   наиболее   остро? (Многие называют трупно-холодное}.

Почему именно это? (Необычное, неожиданное\», - объясняют ребята, - и усиленное повторяющимся значением: труп - уже нечто застывшее, безжизненное и холодное; здесь же два слова ставятся рядом: трупно-
холодное).

Некоторым отчетливей запомнились липкое, скользкое, потому что они возвращают к реально испытанным когда-то неприятным ощущением. Пытаемся ответить на вопрос: только ли такие сильные прилагательные влияют на наше восприятие? Оказывается, что в первую очередь как раз огромное, концентрированное количество прилагательных с отрицательным оценочным значением: они нагнетают отталкивающую атмосферу «всего кругом».

- Значит, - говорит учитель, - все прилагательные, которые здесь встретились, можно назвать синонимами?

И читает текст еще раз. Один ученик замечает, что многие прилагательные можно разделить на определенные группы. Например, восприятие «всего кругом» по цвету (серое, черное); по отсутствию движения (застойное, косное, лежачее), и даже по аналогии с человеческими качествами (грубое, блудливое, трусливое, глупое, хамское). Учащиеся говорят, что, конечно, нельзя назвать синонимами черный и тесный или страшное и сонное, но...

  • Что «но»?

Но... все-таки они кажутся очень близкими по значению, вполне взаимозаменяемыми. Кому кажутся? «Нам», - говорят семиклассники. А еще кому? Конечно! Тому, кто писал это! Для автора, для его восприятия окружающего мира все употребленные в стихотворении прилагательные -слова одного ряда, одного значения, и в этом смысле они синонимичны.

  • А как вы думаете, - спрашивает учитель, - каким мог быть человек, написавший подобные строки?
  • Неравнодушным; очень остро воспринимающим недостатки жизни; обидчивым и легко ранимым; он пессимист; он испытывает боль и отчаянье; он раздражительный и злой.
  • Ну, что ж, а теперь можно прочитать и последние, еще не прочитанные, строки стихотворения:

Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе. На лицах изумление. – Что же меняется?

Все! Настроение, ритм; уходит отчаянье, появляется надежда, движение; (это какой-то прорыв в совсем другой, светлый мир. И, кстати, уходят прилагательные, которые никак не связаны с действием, создавали то ощущение недвижности, застывшей неподвижности жизни вокруг, которое передалось нам после первого же дня чтения текста.

Теперь, когда сами ребята сделали открытие, когда прочитанное осмыслено, можно заниматься грамматикой: она не вызовет у учащихся раздражения и усталости, поскольку данный текст уже связан с пережитым
интересом и живым впечатлением.   

Анализ художественного языка начинается не с разбора текста, а с анализа восприятия ребят. Ученики говорят о себе: о своих ощущениях, чувствах, о своем отношении; они пытаются понять, почему чувствуют и думают именно это, переживают так, а не иначе. Здесь художественный текст помогает связать личность каждого ученика с учебным предметом. Такой путь не может не вызвать интереса к русскому языку: ведь для каждого человека, особенно для растущего, самое интересное, в конечном счете, - это он сам.

И не случайно сами ребята после работы с текстом стихотворения 3. Гиппиус вызвались попробовать описать свое восприятие «всего кругом», причем некоторые пошли по пути аналогии (просто другим подбором прилагательных дали то же настроение), а некоторые действительно стремились выразить собственное ощущение жизни: у кого-то получился лучистый, радостный поток светлых чувств, у кого-то - сплав самых разнообразных настроений, перепад сложных чувств. Вот одна из наиболее удачных работ, автор которой сумел выразить свой замысел в стихотворной форме:       

Все вокруг пушистое,

 Снежное, душистое,

Квадратное и круглое,

Овальное и глупое,

Веселое, унылое,

Крутое и красивое,

Красное и вязкое,

Домашнее и классное

Все вокруг ужасное,

Опасное и страшное,

Темное, пустое,

Громкое и злое.

Колючее и гладкое,

Горькое и сладкое,

Грубое и нежное,

Лохматое, небрежное.

Приятное и яркое

Тяжелое и жаркое,        .

Родное и чужое,

Мягкое, большое,

Непрочное и вечное,

Учеба бесконечная.

(Табиханов Женя, 5 «Б» кл.)

Этот пример вплотную подводит нас к принципу, без которого, на мой взгляд, также невозможно успешное обучение: каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность»

В 7 классе учащиеся знакомятся с новой частью речи - деепричастие. Для них уже не составляет особого труда классифицировать это понятие, поэтому в начале урока им предлагается стихотворение Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?», состоящее из 52 деепричастий:

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,    

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,     

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре -

так падают бурные воды в сверкающем

                                           быстром Лодоре!

 (P. Cayтu, в переводе А. Шмулъяна)

  • Какими средствами языка автор добивается яркого, образного описания действий?

В процессе самостоятельной работы выясняется, что почти все слова стихотворения обозначают добавочное действие, не имеют грамматических форм и в предложении выполняют роль обстоятельства.

Когда учащиеся начинают изучать части речи в средней школе, на первом уроке следует напомнить, что классификация частей речи основана на сумме определенных грамматических значений.

     Дано предложение: «Наш щенок красивее соседского щенка».

Вова сказал, что здесь пять слов, а Настя - 4. Кто из них прав? Какой раздел изучает грамматические значение слов? (Морфология)

Докажите, что знание того, к какой части речи относится слово, необходимо для: выбора орфограмм; постановки знаков препинания в предложении;

правильного разбора по составу.

В 6 классе учащиеся знакомятся с понятием «Несклоняемые существительные» и знают, что не склоняются заимствованные слова, оканчивающиеся на у, и, е, о, ударное а, тогда следует вопрос: «А правомерно ли в рекламе использовать слово «Рама» как неизменяемое: «Нет ничего лучше хлеба и «Рама»?         

Сознательное отношение к языковым фактам невозможно без их осмысления в историческом плане. Не менее важным является и функционально-стилистический аспект преподавания языка, который в условиях традиционной школы осуществляется пока слабо. Его высокий уровень позволит дать более полное представление о богатстве и разнообразии стилистических средств, научить пользоваться ими в любой коммуникативной ситуации, повысить речевую и общую культуру учащихся.

Поэтому необходимо отбирать такой материал на урок русского языка, -чтобы реализовались эти аспекты.

Конечно, это требует более основательной подготовки как учителя, так и ученика. 

Предлагаю ряд таких заданий:

1. одушевленное или неодушевленное существительное «покойник»? Как толкуются понятия «одушевленное   существительное» в вашем учебнике? Какие признаки, на ваш взгляд, необходимо добавить?

В.В. Виноградов писал: «Судьба притяжательных прилагательных лишена перспективы». Как вы думаете, почему?

Почему в качественных прилагательных широко развито синонимия и антонимия?

Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В тридесятом царстве...», объясните значение, образование и употребление числительных.

Как вы считаете, почему в учебнике под редакцией Панова В.М. личные местоимения 3 лица классифицируются как указательные? Согласны с такой точкой зрения?

Если формой, обеспечивающей постановку учебной задачи, анализ и оценку ее результатов ее решения по-прежнему остается коллективный диалог, то процесс решения учебной задачи принимает все более ярко выраженный характер самостоятельной работы учащихся. Первоначально она более эффективна, когда учащиеся решают учебную задачу в группах по 4-6 человек. Например, дается задание сделать анализ предложенных по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы» и предложить наиболее универсальный способ слитного и раздельного написания. По мере освоения способов групповой работы создаются предпосылки для ее индивидуализации. С этого момента центр тяжести в усвоении нового материала переносится на самостоятельную работу учащихся вне класса, а уроки приближаются к семинарским занятиям, где обсуждаются и коллективно оцениваются результаты самостоятельной учебной работы каждого учащегося.

Для индивидуальной работы подбираются задания исследовательского характера. Такие задания чаще связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи.

Примеры заданий такого типа:

Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: Докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль
довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью». Использовать учебники, толковые словари. «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

Формулировка собственных умозаключений   на основе   собранного материала. Например, Модальные частицы в баснях Крылова. Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри». Использование неодушевленных      существительных в значении одушевленных   на   страницах   поэтических   сборников (например, «Родная природа»).

Принципиальная особенность системы развивающего обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменения им самого себя как субъекта учения. Поэтому идея ФГОС гармонизирует с логикой системы развивающего обучения. Разработанные мною приемы квазисследовательской деятельности обучающихся способствуют не только качественному усвоению учебного материала, но и творческому их развитию. Именно участие ребенка в учебном процессе в качестве активного субъекта учения является условием эффективности педагогических воздействий учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы организации квазиисследовательской деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения Цыренова Татьяна Леонидовна учитель русского языка и литературы школы № 32 г.Улан-Удэ

Слайд 2

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, пробуждение интереса к предмету, является актуальной в современных условиях .Развитие учащихся в процессе обучения – один из необходимых результатов любого педагогического труда. Уже в течении 9 лет в школе проводится эксперимент по внедрению системы развивающего обучения. В данный момент мы имеем дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программе развивающего обучения (система Эльконина—Давыдова), обладающих значительным учебным потенциалом. Это обстоятельство не только открывает перед учителями русского языка определенные перспективы, но и налагает определенную ответственность. Учителям, работающим в 5-9 классах, приходится решать качественно новые задачи, позволяющие сохранить у учащихся желание активно познавать мир и самих себя. Думается, что созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на нестандартный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации, созда ющие услови я для поисково-исследовательской деятельности учащихся. При создании таких условий учитель русского языка должен учитывать: - диалектическое единство формы и содержания язык а ; - возможные противоречия между формой и содержанием; - контрастные отношения разновидности того или иного языкового явления; - признаки разных языковых категорий .

Слайд 3

Проблема активизаьности учащихся на уроках русского языка, пробуждение интереса к предмету, является актуабстоятельство не только открывает перед учителями русского языка определенные перспективы, но и налагает определенную ответственность. Учителям, работающим в 5-9 классах, приходится решать качественно новые задачи, позволяющие сохранить у учащихся желание активно познавать мир и самих себя. Думается, что созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на нестандартный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации, создание условий для поисково-исследовательской деятельности учащихся. При создании таких условий учитель русского языка должен учитывать: - диалектическое единство формы и содержания в языке; - возможные противоречия между формой и содержанием; - контрастные отношения разновидности того или иного языкового явления; - признаки разных языковых категорий. Мы накопили некоторый опыт работы, показывающий, что процесс обучения есть процесс решения определенных задач на уроке, в частности лингвистических . Усвоение того или иного способа решения задачи опирается на более точное его воспроизведение, а для овладения понятием и вытекающим из него общим способом построения действий с изучаемым объектом, такой тип учебной активности явно не достаточен. Овладение этим способом действия выражается в умении, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия, отвечающие условиям данной задачи.

Слайд 4

Урок по лексике в 6 классе по теме: «Заимствованные слова» (2 урок по теме) В начале урока учащимся предложено решить лексические уравнения. Нужно было определить, какое слово следует поставить вместо знака равенства, чтобы получилось одинаковое соотношение. палец – перст = лоб - ? брег – берег = млечный – ? ежедневно – всегда = зело - ? джинсы – пиджак = спортсмен - ? Решая данный пример, учащимся предлагалось вспомнить и объяснить правописание заимствованных слов, рекомендуемых к запоминанию, с точки зрения этимологии слова. Легко было дано объяснение словам: футбол – «фут» (англ.) - нога, баскетбол – «баскет» (англ.) – корзина, «бол» (англ.) – мяч. Пришлось поразмышлять над словами «вокзал» и «смокинг». Вы чинно, молча, сложа руки, В собраньях будете сидеть И, жертвуя богиней скуки, С воксала в маскерад лететь. Эти строки из стихотворения А.С.Пушкина «К Маше» (1816г.). Но ведь первая в России железная дорога была проложена в 1837 году.

Слайд 5

Обратимся к словарю Даля. Воксал , сообщает словарь, слово английское, означает «сборная палата, зала на гульбище, где обычно бывает музыка». Но этого слова нет ни в одном англо-русском словаре! Оказывается, слово «воксал» ( из «воксхолл») было составлено из слов: «вокс » - собственного имени Джейн Вокс – предприимчивой владелицы местечка близ Лондона, устроившей зал для публичных гуляний («холл» - зал ). Затем слово «воксал» попадает в польский, затем в русский язык. Поначалу этим словом называлось здание для концертов в Павловском парке, а с проведением железной дороги превратилось в станционное помещение. Смокинг ( от англ. « smoke »- курить ) – костюм для курения. Действительно, атласные лацканы изначально предназначались для того, чтобы пепел, падая с сигар, скользил и не портил вид костюма. Сначала их носили завсегдатаи английских клубов. 5. Аквариум – акваланг = монолог - ? При решении последнего уравнения вспомнили и другие интернациональные словообразовательные элементы, их значения (В.В.Репкин, учебник «Русский язык» 6 класс, стр.83). Далее учитель сообщает, что в языке древних римлян было слово « terra », что означало земля.Было предложено записать слова с этими элементами: территория, террариум, терраса. Один из учеников предложил включить в этот ряд слово «террор». Учащиеся с помощью словаря иностранных слов доказали, что слово «террор» в своем составе имеет не « terra » - земля, а « terror » - страх , ужас, применение насилия.

Слайд 6

Далее от слова «террор» образуем прилагательное, глагол, объясняя значение этих слов.Разбирается одно словосочетание.Нужно учитывать, что на уроках русского языка учителям приходится постоянно удерживать два плана: знания, умения, навыки, с одной стороны, и задачи, стоящие непосредственно в рамках развивающего обучения. Поэтому далее было предложено поработать со следующим текстом: «Вечером 30 октября 1938 года американское радио внезапно сообщило, что на территории США уже несколько минут находится космический корабль с марсианами.Вскоре радиослушатели услышали в записи на пленке звуковой репортаж с места, где происходило первое сражение марсиан с американской армией. Население страны было терроризировано. Люди выбегали из домов, дороги были заполнены автомобилями, происходили катастрофы». Вскоре выяснилось,что по радио шла передача фантастического романа Г.Уэллса «Борьба миров», которую постановщики задумали так, как будто война шла в действительности. - Выпишите из текста предложения: «Люди выбегали из домов, дороги были заполнены машинами, были смертельные случаи». Объясните постановку знаков препинания, орфограммы слабых позиций. На последнем этапе урока учащимся предлагается выполнить лингвистическую задачу, при решении которой делается вывод, что заимствование слова вместе с его окончанием – относительно редкое явление.Чаще заимствуется основа слова. -Даны латинские слова в форме множественного числа и их переводы на русский язык в измененном порядке, у некоторых слов окончание заменено прочерком. Consilia, qlobi, coronae , mixturae, media, radii, qladioli, coni, cisternae, vacua, disciplin_, cact_,opi_, ven_, for_. Посредники, лучи, смеси, маки, шары, учения, жилы, пустоты, водохранилище, советы, колючки, небольшие мячи, венки, центральные площади, шишки. Укажите соответствующие им заимствованные слова в русском языке, найдите переводы всех слов и поставьте вместо прочерка окончание множественного числа у последних 5 слов.

Слайд 7

Данные примеры показывают, что учащиеся учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта. Именно такая поисково-исследовательская деятельность является тем типом учебной активности, которая отвечает цели и содержанию развивающего обучения. Так, например, в самом начале урока «Происхождение русских слов» (6 класс, учебник РепкинаВ.В.) учащиеся выполняют следующие задания: Даны некоторые белорусские существительные : дзень, дз i кабраз, жан iх , жарабен, жываглот, калена, ныц i к, п i ва, рэпа, цяпло. Задание: 1) переведите с белорусского языка глухая цяцера; 2) переведите на белорусский язык береза, дитя, жито, река, рисунок, тина,тень. После выполнения данной лингвистической задачи учащимся предлагается новое задание: - даны некоторые бурятские существительные удэр, хурьгэн, унаган, убдэг .Можно ли перевести эти слова на русский язык без словаря? Путем анализа и сравнения учащиеся делают вывод о том, что бурятский язык относится к другой языковой группе, а белорусский является родственным русскому и имеет с ним общие языковые корни.Сделанный учащимися вывод позволяет не только усвоить содержание нового материала, но и создает предпосылки для самостоятельного исследования других групп языков.

Слайд 8

Квазиисследовательская деятельность особенно эффективна при изучении темы «Лексикология» в 6 классе. При изучении темы « Синонимия русского языка », после усвоения нового понятия, учащимся предлагается подумать: являются ли слова здравница и лечебница синонимами? С точки зрения бытового понимания слов, для большинства людей они может и являются синонимами, так как есть общность значения - в обоих заведениях все-таки восстанавливают здоровье. Для окончательного выяснения сути вопроса ученику необходимо обратиться к «Толковому словарю русского языка» и сделать заключение. Оказывается, что здравница – общее название санаториев, домов отдыха , а лечебница – лечебное учреждение специального назначения (глазная лечебница). Следовательно, эти слова не являются синонимами! А тогда какое слово будет синонимично слову здравница ? (санаторий, курорт); а «лечебнице » ? - больница, госпиталь. Перед тем как ввести понятие антонимии русского языка, учащимся предлагается поработать с «перевертышами », т.е. восстановить первоначальный вид устойчивых выражений типа: «новая ложь», «умирать своей глупостью», «прийти из бытия» и т.д. Какие условия должны быть обязательно соблюдены при выполнении данного задания? (противоположность лексических значений каждого слова; у каждого слова должна сохраняться одна и та же часть речи) При условии выполнения этих требований возникает лексическое явление- антонимия.

Слайд 9

П ри изучении темы «Общеупотребительные, устаревшие и новые слова» подумаем, будет ли являться устаревшим слово «ошеломить» (очень удивить). Проведя этимологический анализ, выясняем, что оно связано со словом «шлем» (шелом - старославянское). Первоначально обозначало «ударить в бою по шлему, ошеломить». То есть устарело первичное лексическое значение слова. Немаловажную роль в усвоении орфографического облика слова может сыграть этимологический анализ, с помощью которого выясняется, как образовалось в русском языке соответствующее слово , из какого языка - источника оно к нам пришло. Например, слова « поразительный», «отразить», «сразить».  Объясните правописание данных слов, зная, что слово «раз» в общеславянском языке обозначало «удар». Восходит ли слово «зараза» к данному корню ? Таким образом, использование на уроках этимологического анализа дает большие возможности для организации поисковой деятельности.

Слайд 10

В среднем звене главным при изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск , попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это н еобходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, слышать и чувствовать язык другого человека, т.е учитель вместе с детьми должен в каждом языковом явлении искать внутренний смысл (он есть!) и все время задавать себе вопрос: зачем? Так, представление о имени прилагательном в пятом классе расширяется за счет введения понятия «непроцессуальности» признака.

Слайд 11

Для этого используем стихотворение З. Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из прилагательных : Все кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко - нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно - довольное, тайно - блудливое, Плоско - смешное и тошно - трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно не достойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежащее, дьявольски костное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно - холодное, жалко ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!

Слайд 12

Учитель обращается к классу с вопросом:  - Какие ощущения вызвало у Вас это стихотворение?  - Врезалось ли в память какое-то прилагательное наиболее остро? Некоторым отчетливей запомнились липкое, сользкое, трупно -х олодное . Потому что они возвращают к реально испытанным когда-то неприятным ощущениям. Пытаемся ответить на вопрос: только ли такие сильные прилагательные влияют на наше восприятие ? Оказывается, что в первую очередь как раз огромное, концентрированное количество прилагательных с отрицательным оценочным значением: они нагнетают отталкивающую атмосферу «всего кругом».  Значит, - говорит учитель , - все прилагательные, которые здесь встретились, можно назвать синонимами ? И читает текст еще раз. Один ученик замечает, что многие прилагательные можно разделить на определенные группы. Например, восприятие «всего кругом» по цвету ( серое и черное ); по отсутствию движения ( застойное, костное, лежачее ); и даже по аналогии с человеческими качествами (грубое, блудливое, трусливое, глупое, хамское ).Учащиеся говорят, что, конечно, нельзя назвать синонимами черный и тесный или страшное и сонное , но…

Слайд 13

Но ... все-таки они окажутся очень близкими по значению, взаимозаменяемыми. Кому кажутся? «Нам» - говорят учащиеся. А еще кому? Конечно! Тому , кто писал это! Для автора, для его восприятия окружающего мира все употребленные в стихотворении прилагательные – слова одного ряда, одного значения, и в этом смысле они синонимичны.  А как вы думаете, - спрашивает учитель,- каким мог быть человек написавшим подобные строки?  Неравнодушным; обидчивым и легко ранимым; он пессимист; он раздражительный и злой.  Ну что ж, а теперь можно прочитать и последние, еще непрочитанные, строки стихотворения : Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, м ы знаем; все будет иначе. На лицах изумление.  Что же меняется?  Всё! Настроение, ритм; уходит отчаяние, появляется надежда, движение. И, кстати, уходят прилагательные, которые никак не связаны с действием, создавали то ощущение застывшей неподвижности жизни , котор о е передалось нам после первого же чтения текста.

Слайд 14

Теперь, когда сами ребята сделали открытие, когда прочитанное осмыслено, можно заниматься грамматикой: она не вызовет раздражения, поскольку данный текст связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Анализ художественного языка начинается не с разбора текста, а с анализа восприятия ребят. Такой путь не может не вызвать интереса к русскому языку: ведь для каждого человека, особенно для растущего, самое интересное, в конечном счете,- это он сам. И не случайно сами ребята после работы с текстом стихотворения З.Гиппиус вызвались попробовать описать свое восприятие «всего кругом». Причем некоторые пошли по пути аналогии (просто другим подбором прилагательных дали то же настроение), а некоторые действительно стремились выразить собственное ощущение жизни.

Слайд 15

Вот одна из наиболее удачных работ, автор которой сумел выразить свой замысел в стихотворной форме: Все вокруг пушистое, Снежное душистое, Квадратное и круглое, Овальное и глупое, Веселое, унылое, Крутое и красивое, Красное и вязкое, Домашнее и классное Все вокруг ужасное, Опасное и страшное, Темное, пустое, Громкое и злое. Колючее и гладкое, Горькое и сладкое, Грубое и нежное, Лохматое, небрежное. Приятное и яркое, Тяжелое и жаркое, Родное и чужое, Мягкое, большое, Непрочное и вечное, Учеба бесконечная… Бельгаев Степа 5 В класс

Слайд 16

Этот пример вплотную подводит нас к принципу, без которого, на мой взгляд, также невозможно успешное обучение: каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желанию выразить и раскрыть свою личность . Сознательное отношение к языковым фактам невозможно без их осмысления в историческом плане. Не менее важно является и функционально – стилистический аспект преподавания языка, который в условиях традиционной школы осуществляется пока слабо. Его высокий уровень позволит дать более полное представление о богатстве и разнообразии стилистических средств, научить пользоваться ими в любой коммуникативной ситуации, повысить речевую и общую культуру учащихся. Поэтому необходимо отбирать такой материал на урок русского языка, чтобы реализовались эти аспекты. Конечно, это требует более основательной подготовки как учителя, так и ученика.

Слайд 17

Предлагаю ряд таких заданий: В.В Виноградов писал: «Судьба притяжательных прилагательных лишена перспективы». Как вы думаете, почему? Почему порядковые числительные некоторые лингвисты относят к относительным прилагательным? Какова ваша точка зрения? Мотивируйте свой ответ. Почему в качественных прилагательных широко развита синонимия и антонимия? Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В тридевятом царстве…». Объясните значение, образование и употребление числительных

Слайд 18

Если формой обеспечивающей постановку учебной задачи, анализ и оценку результатов ее решения по-прежнему остается коллективный диалог, то процесс решения учебной задачи принимает все более ярко выраженный характер самостоятельной работы учащихся . Первоначально она более эффективна, когда учащиеся решают учебную задачу в группах по 4-6 человек. Например, дается задание сделать анализ предложенных по теме «Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы» и предложить наиболее универсальный способ слитного и раздельного написания. По мере освоения способов групповой работы создаются предпосылки для ее индивидуализации. С этого момента центр тяжести в усвоении нового материала переносится на самостоятельную работу учащихся вне класса , а уроки приближаются к семинарским занятиям, где обсуждаются и коллективно оцениваются результаты самостоятельной учебной работы каждого учащегося.

Слайд 19

Для индивидуальной работы подбирается задание исследовательского характера. Такие задания чаше связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи. Пример и задания такого типа: 1. Подбор доказательств к данному умозаключению. Например, докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных определениях, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и четкостью». Использовать учебники, толковые словари. 2. Формулировка собственно умозаключений на основе собранного материала. Например: «Модальные частицы в баснях Крылова», «Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри»».

Слайд 20

Принципиальная особенность системы развивающего обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменения им самого себя как субъекта учения. Именно участие ребенка в учебном процессе в качестве активного субъекта учения отличает развивающее обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических воздействий учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

В статье отражен опыт работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка в среднем звене....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 6-7 классах

                 Организацичя проектной деятельности на уроках русского является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позв...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...