Лексическая работа. ОГЭ. 6, 7, 8 задание
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Писарева Олеся Олеговна

10 вариантов работы с текстом №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_vyrazitelnosti_6_7_8_zad_oge.docx59.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1. "Во дворе нашего сада..." Текст по Ф. Искандеру.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.  
(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай. 
(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась. 
(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила. 

(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами. 
(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера. 
(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она. 
(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно. 
(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить. 
(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу? 
(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал. 
(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке: 
(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу? 
(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка. 
(35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала: 
(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере? 
(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу. 
(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось. 
(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину. 
(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 
(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. 
(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим. 
(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 
По Ф. Искандеру 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем. 
2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал. 
3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее. 
4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие. 
5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. 

 ОТВЕТ

145


ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. 
2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 
3) Бессилие лжи было очевидным. 
4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 
5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 

 ОТВЕТ

25

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5). 
Выпишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

падает/падала/падать

 ВАРИАНТ 2. " Он проснулся ночью...". Текст по В. Железникову.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1) Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2) То ли от ветра – мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 
(4) Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5) А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6) А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино. 
(7) Он ждал этого кино целую неделю. (8) И фильм-то был старый – «Золушка» и он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. (9) Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. (10) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное. 
(11) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12) Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13) И остаётся один на всём свете. 
(14) Он лежал в темноте и слушал каждый шорох. (15) И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16) Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле. 
(17) Ничего не было слышно из-за ветра – ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19) Это ещё больше пугало мальчика. 
(20) Снова скрипнула половица. (21) Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22) Он хотел крикнуть и позвать мать. (23) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера. 
(24) Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова. 
(25) Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26) Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27) Потом отец сонным голосом спросил: 
(28) – Который час? 
(29) – Спи, спи, – ответила мать. (30) – Ещё рано. 
(31) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32) И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала у него лоб. 
(33) Дворники заговорили под окнами. (34) Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35) Пролетел самолёт. 
(36) – Хабаровский, «Ту-114», – сказал отец. (37) – Скоро вставать. 
(38) Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы. 
(39) – Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40) Несправедливо. 
(41) – Переругал, – ответила мать. 
(42) – Придётся извиниться, – сказал отец. (43) – И отпустить его в кино. 
(44) Но Серёжка этого ничего уже не слышал. (45) Он крепко спал. (46) И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете. 
В. Железников 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Серёжа очень хотел пойти в кино, потому раньше не видел этот фильм. 
2) Родители не разрешали Серёже играть в футбол. 
3) Отец понял, что несправедливо отругал сына, поэтому решил извиниться. 
4) Подслушав разговор родителей, мальчик узнал, что его отпустят в кино. 
5) Мальчику приснилось, что он ушел из дома навсегда. 

 ОТВЕТ

35

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола. 

1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера. 
2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное. 
3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. 
4) И остаётся один на всём свете. 
5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 

 ОТВЕТ

14

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Найдите в тексте контекстный синоним к слову НЕПРАВДА (предложение 8). 
Напишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

сказка

 ВАРИАНТ 3. "Пойдём на Чатыр-Даг..." Текст по В. Железникову
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1) – Пойдём на Чатыр-Даг, – сказал первый мальчик. 
(2) – Скучно, – сказала девочка. (3) – Мы там недавно были. 
(4) – Давайте искать сердолики, – сказал второй мальчик. 
(5) – Жарко, – ответила девочка. (6) – Солнце слепит глаза, и ничего не видно. 
(7) Они сидели поджав ноги. (8) Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи. (9) А девочка – лицом. (10) У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (11) Ребята только что вылезли из моря. 
(12) – Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я. 
(13) Они посмотрели на меня, и девочка сказала: 
(14) – Каждый день придумывают одно и то же. (15) Скучно… 
(16) – А она ничего не придумывает, а только скучает, – сказал первый мальчик. 
(17) – Да, тяжёлое ваше дело. 
(18) Они вздохнули. (19) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо. 
(20) – А знаете что, – сказал я, – вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. 
(21) Только обязательно. 
(22) – Интересно. (23) А кто будет первым вожаком? – спросила девочка. 
(24) – Ну кто? (25) Кто-нибудь из вас троих. 
(26) – Нас не трое, – сказал второй мальчик. (27) – Нас четверо. (28) Сейчас ещё Димка придёт. 
(30) – Димка у нас странный, – сказала девочка. 
(31) – Чем же он у вас странный? 
(32) Она засмеялась: 
(33) – Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи. 
(34) – А однажды он устроил там обсерваторию, – сказал первый мальчик. (35) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль. 
(36) – А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем. (37) Иду я. (38) Тихо. (39) И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. (42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43) Смотрю – никого. (44) Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45) Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем». 
(47) – С морем? – удивился я. 
(48) – Ну да. (49) Оно ведь живое. 
(50) И в это время появился сам Димка. (51) Он летел стрелой. (52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные. 
(53) Ребята повернулись в его сторону. 
(54) – Я видел, я видел гремучую змею! – сказал Димка. (55) – Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56) Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58) И я примчался за вами. 
(59) Мальчишки тут же вскочили. 
(60) – А она нас не укусит? – спросила девочка. 
(61) – Трусиха! – сказал первый мальчик. 
(62) – Девчонка! – поддержал его второй. (63) – Пошли, Димка, без неё. 
(64) – Что ты, – сказал Димка девочке и тихо добавил: 
(65) – Эта змея обыкновенный уж. (66) Про гремучую я придумал для интереса. (67) И убивать мы её не будем. (68) Ужи – безвредные змеи. 
(69) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек. 
(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71) Он научит их всех мечтать… 
В. Железников 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Ребята считали Диму странным. 
2) Ребята решили выбирать себе вожака, потому что им было скучно. 
3) На скале в море Дима однажды устроил обсерваторию. 
4) Дима нашел змею и хотел ее убить, чтобы добыть яд для лекарств. 
5) Девочке было неинтересно смотреть на змею, поэтому она не пошла с ребятами. 

 ОТВЕТ

13  

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 
1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. 
2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек. 
3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль. 
4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 
5) Он летел стрелой. 

 ОТВЕТ

15

 
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Найдите в тексте антоним к слову СКУЧНО (предложение 15). 
Напишите этот антоним. 

 ОТВЕТ

интересно

 ВАРИАНТ 4. "Пусти! – крикнул Валерка..." Текст по В. Крапивину.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте. 
(3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика. 
(4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет. 
(6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте "зайцем", потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса. 
(9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив. 
(12) Однажды ночью "Менделеев" неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет. 
(18) – Зачем ты его таскаешь с собой? 
(19) Валерка ответил неохотно: 
(20) – Так... Карта там. 
(21) – Ну и что? 
(22) – Я отмечаю... путешествия. 
(23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я. 
(24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув: 
(26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь. 
(29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса. 
(30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос. 
(31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи. 
(33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36) 
Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле. 
(39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет. 
(42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он. 
(43) – Вот растяпа! – изумился Виталий. 
(44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка. 
(45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет. 
(46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он. 
(48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода. 
(49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок. 
(52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул. 
(54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения. 
(58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом. 
(63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу? 
(66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови. 
В. Крапивин 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) У Валеры не было билета на пароход, поэтому он плыл «зайцем» 
2) На своей карте Валера отмечал только те места, в которых побывал. 
3) Пароход остановился из-за поломки, поэтому ребята отправились гулять в лес. 
4) Валера отказывался уходить из леса без планшета, поэтому ребята опоздали на пароход. 
5) До плавания ребята не знали Валеру. 

 ОТВЕТ

35

 


ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 
1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры. 
2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. 
3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. 
4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. 
5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. 

 ОТВЕТ

24

 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените разговорное слово ТАСКАЛ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом. 
Напишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

носить|брать

 

 ВАРИАНТ 5. "Один великий царь..." Текст по А. Куприну.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 

(1) Один великий царь велел привести к себе поэтов и мудрецов своей страны и спросил он их: 
(2) – В чем счастье? 
(3) – В том,– ответил поспешно первый,– чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать... 
(4) – Выколоть ему глаза,– сказал царь равнодушно. 
(5) – Следующий!.. 
(6) – Счастье – это власть. (7) Ты, царь, счастлив! – вскричал второй. 
(8) Но царь возразил с горькой улыбкой: 
– Однако я страдаю от болезни и не властен исцелить ее. (9) Вырвать ему ноздри, каналье. (10) Дальше!.. 
(9) – Быть богатым! – сказал, заикаясь, следующий. 
(10) Но царь ответил: 
– Я богат, а вопрошаю о счастье. (11) Довольно ли тебе слитка золота весом в твою голову? (12) Ты получишь его. (13) Привяжите ему на шею слиток золота весом в его голову и бросьте этого нищего в море. 
(14) И царь крикнул нетерпеливо: 
– Четвертый! 
(15) Тогда вполз на животе человек в лохмотьях, с лихорадочными глазами и забормотал: 
– О премудрый! (16) Я хочу малого! (17) Я голоден! (18) Сделай меня сытым, и я буду счастлив и прославлю имя твое во всей вселенной. 
(19) – Накормите его и, когда он умрет от объедения, придите сказать мне об этом. 
(20) И пришли также двое. (21)Один – мощный атлет с розовым телом и низким лбом. (22)Он сказал со вздохом: 
– Счастье в творчестве. 
(23) А другой был бледный, худой поэт, на щеках которого горели красные пятна. (24) И он сказал: 
– Счастье в здоровье. 
(25) Царь же улыбнулся с горечью и произнес: 
– Если бы в моей воле было переменить ваши судьбы, то через месяц ты, о поэт, молил бы богов о вдохновенье, а ты, о подобие Геркулеса, бегал бы к врачам за редукционными пилюлями. (27)Идите оба с миром. (28) Кто там еще? 
(29) – Смертный! – сказал гордо седьмой, украшенный цветами нарцисса.(30) – Счастье в небытии! 
(31)– Отрубите ему голову! – молвил лениво властелин. 
(32) – Царь, о царь, помилуй! – залепетал приговоренный и стал бледнее лепестков нарцисса. (33)– Я не то хотел сказать. 
(34)Но царь устало махнул рукой, зевнул и произнес коротко: 
– Уведите его... (35)Отрубите ему голову. (36) Слово царя твердо, как агат. 
(37) Приходили еще многие. (38) Пришел и мудрец. 
(39) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?» 
(40) Мудрец же – и он был истинный мудрец – ответил: 
(41) – Счастье в прелести человеческой мысли. 
(42) Брови у царя дрогнули, и он закричал гневно: 
(43)– Ага! Человеческая мысль! Что такое человеческая мысль? 
(44) Но мудрец – ибо он был истинный мудрец – лишь улыбнулся сострадательно и ничего не ответил.  
(45) Тогда царь велел ввергнуть его в подземную темницу, где была вечная темнота и где не было слышно ни одного звука извне. (46) И когда через год привели к царю узника, который ослеп, оглох и едва держался на ногах, то на вопрос царя: "Что? И теперь 
ты счастлив?" – мудрец ответил спокойно: 
(47) – Да, я счастлив. (48) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль. 
(49) – Что же такое мысль? – воскликнул царь нетерпеливо. (50) – Знай, что через пять минут я тебя повешу и плюну в твое проклятое лицо! (51) Утешит ли тебя тогда твоя мысль? (52) И где будут тогда твои мысли, которые ты расточал по земле? 
(53) Мудрец же ответил спокойно, ибо он был истинный мудрец: 
(54) – Дурак! (55) Мысль бессмертна. 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Счастье заключается в богатстве, власти, здоровье. 
2) В воле царя было дать людям счастье. 
3) Можно быть счастливым, не имея ничего, достаточно человеческой мысли. 
4) Счастье можно получить, если поменяться судьбой с другим человеком. 
5) Царь приказал привязать слиток золота и бросить нищего в море. 

 ОТВЕТ

35

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 
1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль 
2) Но царь возразил с горькой улыбкой. 
3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?» 
4) Что такое человеческая мысль? 
5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать... 

 ОТВЕТ

25

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Замените устаревшее слово «молвил» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

сказал

 

 ВАРИАНТ 6. "Есть люди, которые болезненно переживают..." Текст по А. Алексину.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?» 
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое… 
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. 
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством. 
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников: 
– (17)Как пишется «в течение»? 
(18)Ему отвечали. 
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно? 
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:  
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал! 
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире… 
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил: 
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться? 
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила. 
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.  
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: 
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване: 
– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным? 
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)* 

*Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности. 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Голубкин теснил Ваню, если он ему специально неправильно подсказывал на уроке. 
2) Ваня украл диктанты, чтобы не остаться на второй год. 
3) Сеня Голубкин перестал завидовать, после того как Ваня Белов ему помог. 
4) Голубкин считал, что все удачи приходят к людям «за его счет» 
5) Ваня не перестал верить людям, после того как Голубкин его разочаровал. 

 ОТВЕТ

45



ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным? 
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. 
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. 
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал 

 ОТВЕТ

15

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Замените разговорное слово «чудились» (из предложения 3) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

видеться|мерещиться|казаться

 ВАРИАНТ 7. "Теперь на каждом уроке..." Текст по А. Лиханову.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди. 
(3) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна. 
(4)Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул. 
(9) После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему: 
(10) — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся. 
(11) Сашка опустил голову. 
(12)— Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись. 
(17)Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу. 
(18)— Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения! 
(21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком. 
(22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков. 
(27)Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 
(30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова. 
(34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил. 
По А. Лиханову 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 


Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру. 
2) Учитель математики поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему. 
3) Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали. 
4) Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы. 
5) Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы. 

 ОТВЕТ

35

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 
1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения. 
2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 
3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. 
4) Однажды Свирид такой номер выкинул. 
5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. 

 ОТВЕТ

14

 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените просторечное слово «обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 ОТВЕТ

обманет

 ВАРИАНТ 8. "Дружба начиналась очень давно..." Текст по В. Пескову.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры. 
(8)Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет… 
(9)А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров. 
(13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами. 
(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика… 
(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 
(28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку… 
(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал… 
(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай. 
(37)Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность. 
(38)– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает. 
(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу. 
(43)– Возьмем. 
(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой: 
(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами. 
(54)Летчик огорченно молчал. 
(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было. 
(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами. 
(60)– Нет, не вернется, – сказал геолог. 
(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку: 
– Гляди… 
(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. 
(68)Люди переглянулись: 
(69)– Без человека не может… 
(В. Песков) 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака. 
2) Кубарю очень понравилось летать на самолете. 
3) Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона. 
4) Летчик ценил собачью преданность. 
5) Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме. 

 ОТВЕТ

34


ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. 
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. 
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. 
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. 

 ОТВЕТ

14

 
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6). 
Выпишите один из этих синонимов. 

 ОТВЕТ

бросил|кинул

 

 ВАРИАНТ 9. "Никаких следов..." Текст по М. Пришвину.
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 

(1)Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. (2)Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано искусству. (3)Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. (4)Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле... 
(5)Но вот однажды пришла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей пролепетал свое люблю. 
(6)Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила: 
- (7)А что это значит "люблю"? 
- (8)Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел... 
(9)И он еще много сказал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого. 
- (10)Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повторила она, - да ведь это же у всех, так все делают... 
- (11)А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. (12)Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди. 
(По М. Пришвину) 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Художник умер, уверенный, что любви нет. 
2) Признание художника в любви было особенным, необычным. 
3) До встречи с Фацелией вся жизнь художника была посвящена искусству. 
4) Фацелия ждала необычного признания в любви. 
5) Художник думал, что только особенные люди могут испытать великое счастье. 

 Ответ

34

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 
1) Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. 
2) Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. 
3) Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила: 
4) Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле... 
5) Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди. 

 Ответ

135

 
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Подберите синонимы к слову пролепетал (предложение 5). 
Напишите один из этих синонимов. 

 Ответ

пробормотал, вымолвил, проговорил, промямлил

 ВАРИАНТ 10. "Приносят ли аисты счастье?" Текст по В. Пескову
Прочтите текст и выполните задания 6-8. 
(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты. 
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел... 
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень. 
(22) - Аисты приносят счастье? 
(23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами. 
(24)- Что счастье... (25)Сын с войны не пришел. (26)Бабка пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило... (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем. 
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку. 
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят. 
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца... 
(46)- Аугуст, Аугуст! - позвали из дома. 
(47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой. 
(49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает. 
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать. 
(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август. 
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья. 
(61)- Аугуст, Аугуст... - позвали из дома. 
(62)Мы попрощались. 
(63)...Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати.  
(по В. Пескову) 
* Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент. 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад 
2) Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью. 
3) Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье. 
4) Старику помогали управляться с хозяйством. 
5) Старик Аугуст потерял на войне сына. 

 Ответ

235

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ.ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 
1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. 
2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. 
3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. 
4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. 
5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. 

 Ответ

135

 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Подберите синоним к словосочетанию «ДУШИ НЕ ЧАЕТ» (из предложения 52). 
Напишите этот синоним. 

 Ответ

любить, обожать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для лексической работы по теме "животные"

Эту  презентацию можно использовать по теме "Animals"  во 2 классе (Учебник "Spotlight"), а также при работе по другим учебникам....

Лексическая работа на уроках русского языка.

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы...

Словарно-лексическая работа

Словарно-лексическая работа для учащихся 10 кл. По лексическому значению дети должны записать слово...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературы 5-8 кл

Изучение лексики в школе очень важно, оно имеет как познавательные, так и практические цели.  Развивают эстетический и языковой материал. Изучение лексики помогает учащимся овладеть богатством ро...

Лексическая работа в 5 классе

Расширение лексического запаса школьника - процесс длительный и трудоемкий. Чтобы вызвать интерес у учащихся к данной работе, можно использовать игровые технологии....

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Лексическая работа на уроках русского языка

Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы....