Игровые технологии на уроках русского языка в условиях ФГОС
статья по русскому языку

Игровые технологии на уроках русского языка в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Игровые формы обучения на уроках русского языка –

        путь активизации познавательной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС

        

Педагогическая практика подтверждает, что низкая успеваемость приводит школьника сначала к нежеланию выполнять домашние задания, а потом и посещать уроки.

         У большинства детей длительное переживание способствует развитию депрессивного состояния, стремлению к самоизоляции. И если данную проблему оставить без внимания, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте.

         Помочь в решение этого вопроса может поэтапное игровое развитие. Именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешной работы на уроках.

         Ведь традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысливания языкового материала; он не предоставляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

         Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать.

Применение игры на уроке позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Игровые формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся,  следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке позволяет создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает обстановку.

Игры в сочетании  с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания русского языка, делают процесс обучения более интересным,  способствуют усиленному усвоению изучаемого материала, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес к предмету и  улучшают взаимоотношения, развивают у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации. Напрмер, тест как игровая форма опроса одним из первых завоевал популярность среди учителей, стремящихся разнообразить учебный процесс. Больше всего он приемлем на этапе проверки знаний. Учитель без труда может составить зачетный тест по пройденному материалу. Относительно небольшой по формату, несложный в оформлении, он облегчает процедуру опроса, позволяет экономно расходовать отведенное на урок время и опросить намного больше учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.

Поощряя любые формы активности, стимулируя к действию, давая возможность задавать вопросы, мы создаем атмосферу доброжелательности, непринужденности общения.  А это, так или иначе, не может не сказаться на результатах. Ребята не чувствуют никакого довлеющего над ними контроля, напротив, они сами начинают контролировать свое поведение. И этому частично способствует бригадный метод, когда задания выполняются не строго индивидуально, а всей командой, бригадой. Поэтому на каждом лежит определенная ответственность. Учащиеся проявляют даже некоторое нетерпение, желание действовать немедленно, стараются обходиться без помощи учителя. Выбор той или иной формы работы должен быть обусловлен особенностями коллектива, уровнем подготовки, возрастными показателями, специфичностью изучаемой темы.

Так, для младших классов среднего звена общеобразовательной школы (5-6 классы) наиболее подходящими являются  творческие и развивающие игры,  для учащихся 7-9 классов – интеллектуальные и ролевые.

Главное условие ролевой игры можно выразить в двух словах – «здесь и сейчас». Если идет ролевая игра, и ученик играет какую- либо роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а научным исследователем, экспертом, искусствоведом и т.д.

При изучении нового материала эффективно применять мини- лекции с применением элементов «мозгового штурма». Заключается данная мини- лекция в порождении учащимися различных идей, решений и т.п. по изучаемой теме с последующим обобщением таких ответов. Учащимся предлагается совместно вывести то или иное правило, набор требований и т.д.

Во время игры «Грамматический бой» учащиеся за определенный заранее промежуток времени записывают как можно больше слов, в которых встречаются различные орфограммы, на втором этапе- по очереди называют записанное слово, объясняют его правописание. Все, у кого есть слова, которые подчиняются данному правилу, встают, называют слово, вычеркивают его и т.д. В классе может быть открыт «Лексический магазин» (орфографический, синтаксический и т.д.). Сначала ученики повторяют тему «Лексика», а потом делятся на две группы. Первая группа- это продавцы, они предлагают ребятам из второй группы (покупателям) приобрести товар (карточки с заданиями). Если «покупатель» смог справиться с заданием, товар продан. Учитель выступает в качестве эксперта, если возникают споры между группами. При изучении фразеологизмов можно разнообразить урок, предложив детям следующие задания: подобрать по десять  фразеологизмов с общим для них словом (нос, глаза, нога, голова, язык, зубы и т.д.). Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами (дать, идти, встать, взять, выйти, держать и т.д.)

При изучении темы «Чередующиеся корни» можно предложить ученикам  игру «Орфо-лото». В этой игре из списка слов нужно подобрать по два слова к каждому корню, занесенному в карточку. В игре участвуют только слова с чередующимися гласными в корнях. Если в лото играет один человек, то он сам решает, сколько взять ему карточек, и, заполнив их, сверяется с ответом. Если играют несколько человек или две команды, то игроки получают по одной или по две карточки и вписывают слова под диктовку. Выигрывает тот, кто правильно распределил слова и не допустил ошибок в их написании.

Изучение темы «Имена существительные общего рода» можно закрепить игрой «Цепочка». В ней ведущий зачитывает краткое толкование существительного общего рода, а участники записывают это слово в своей тетради. За каждое правильно записанное слово засчитывается очко, а за удачный пример (из литературы или собственный)- еще одно.

При изучении темы «Обособленные определения» можно применять игру «Грамлабиринт». В ней, чтобы благополучно выбраться из предложений- лабиринтов, нужно вычленить последовательно все причастные обороты, определив, к какому слову относится каждый, и зафиксировав это графически. Затем необходимо дописать пропущенные окончания, определив их при помощи вопроса. Расставить запятые в соответствии с правилом обособления причастных оборотов.

В процессе игры необходимо  развивать у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (кроссворд, текст, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер). Учить детей в ходе подготовки к игре самостоятельно составлять вопросы.

         Во время игры создавать ситуацию успеха, поощрения, которая стимулирует учебную деятельность. А высокую активность можно рассматривать как один из методов преодоления неуспеваемости.

         С помощью применения игровых форм обучения решается одна их главных задач образования - пробуждение интереса учащихся к познанию, к более глубокому изучению предмета.  

         Таким образом, можно сделать следующие выводы: игровые формы обучения применимы для практики всех учителей – словесников, работающих творчески; дают большие возможности для раскрытия умственных и творческих способностей учащихся; способствует развитию познавательного интереса к предмету; помогает создать поисково- творческую и проблемную атмосферу; способствует сплочению классного коллектива; повышает качество знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Совреме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация:  В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любв...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах в условиях реализации ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательно...