Открытый урок в 5 классе, знакомимся с глаголом.
материал по русскому языку (5 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Материал открытого урока в 5 классе на тему "Глагол", самоанализ урока, работы учеников.2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_2_rus_5_kl.docx27.1 КБ
Файл kartochki_glagol.docx14.1 КБ
Файл samoanaliz_uroka_5_a.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

17.05.2016.

Тема открытого урока в 5 А классе: «Морфологический разбор глагола».

Урок  разработан  в  рамках  текстоориентированного  и  деятельностного подходов к обучению русскому языку в средней школе.

Место урока в образовательной предметной программе: № 202. 

Вид урока: урок усвоения нового знания, нового видения учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных по русскому языку.

Форма урока: комбинированная.

Цель урока: познакомить  учащихся  с  порядком  морфологического  разбора глагола;  формировать  умение  производить  устный  и  письменный  разбор глагола

Планируемые результаты: 

Предметные:  знать  порядок  морфологического  разбора  глагола,  уметь производить морфологический разбор;

метапредметные:  развивать  способность  извлекать  информацию  из различных источников;

личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;  формировать мотивацию  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной деятельности.  

Регулятивные УУД: 

-  определять  и  формулировать цель  деятельности  на  уроке  с  помощью учителя;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с изучаемым материалом;

познавательные УУД:

 - закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;

 -  совершенствовать  умения  правильно  выполнять  морфологический  разбор глаголов;

 - закреплять навыки грамотного письма;

коммуникативные УУД: 

- формировать правильную грамотную речь;

 - обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

- учиться работать в паре.

Оборудование: доска,  письменные  принадлежности, раздаточный  материал,  индивидуальные  карточки,  учебник.

 Методы  и  приемы  обучения:  фронтальный  опрос,  беседа  с  элементами эвристики, самостоятельная работа, работа по карточкам, выразительное чтение, работа в парах.  

Ход урока:

  1. Организационный момент, мотивация.  

 Добрый день, ребята! Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость. Прочитайте про себя  предложения, написанные на доске:  

- речь, слово, выражение.

… - часть речи.

… - название буквы Г в славянской и русской азбуках.

Ребята, как вы заметили, какое то слово на доске зашифровано и не указана тема урока. Так о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Кто догадался, какое слово нужно подставить вместо многоточия? (ГЛАГОЛ)

- А почему именно глагол? (дети отвечают)

А теперь обратите внимание на следующую запись: «Глаголом жги сердца людей…» А.С. Пушкин.

-Как вы понимаете смысл этой фразы? (глаголом можно побудить людей к чему-либо, можно опечалить их, обрадовать и т.п.).

2. Актуализация знаний. Работа с текстом, с вопросами, наблюдение, осмысление, проблемный вопрос?

- Ребята, а теперь прочтите высказывания А. Югова и С.Шевцова, постарайтесь определить смысл этих высказываний, а затем расшифровать тему урока.

1) «В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка» А. Югов.

2) ГЛАГОЛ -

Поэт, в плену возвышенных идей

Не игнорируй прозу средней школы;

Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,

Необходимо твёрдо знать глаголы.

(Дети называют всевозможные варианты, почему глагол – артериальная кровь языка, почему, чтобы «жечь глаголом сердца людей», нужно твёрдо знать глаголы).                                                                                                

 - Как вы думайте, почему мы начали урок именно с такой беседы?

(Да,  вы  абсолютно  правы.  На  сегодняшнем  уроке  мы должны убедиться, что без глаголов наша речь не может существовать, как живое существо без крови. Следовательно, чтобы влиять с помощью глаголов на эмоции человека, нужно знать глаголы, правильно их употреблять).

- А что значит знать глаголы? Когда мы будем правильно владеть глаголами? Что для этого требуется?

(Правильно – знание морфологических признаков глагола).

- Значит тема нашего сегодняшнего урока как должна звучать? (Дети догадываются, что на уроке мы будем повторять морфологические признаки глагола и будем учиться выполнять морфологический разбор глагола).

3. Первичное усвоение новых знаний.

Задание1.  Давайте запишем в своих тетрадях, пропустив строчку, поставив цифру 1, 2-3 глагола из данного стихотворения. (Глагол.Общее значение)

-  Глагол  –  это  самая  богатая  часть  речи.  О  различных  грамматических категориях  глагола  мы  говорили  достаточно  долго,  посвятили  ему  далеко  не один  урок.  Давайте  с  вами  вспомним,  какие  грамматические  категории  мы знаем?

- Сейчас  мы  выполним  несколько  заданий,  чтобы  повторить материал  о них. Задание2 -  У  вас  на  партах  лежат  тексты (оранжевые карточки).  Это  отрывок  из  рассказа  Вениамина Александровича Каверина «Кнопка». Давайте прочитаем этот отрывок.

 - Как  вы  думаете,  о чем  этот  рассказ? (О войне, ведь в  нем говорится о взрывах снарядов, о поиске шофером машины укрытия).

- Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.  

 Все  ближе  слышались  разрывы  снарядов.  Черные  столбы  земли, перемешанной  с  дымом,  вдруг  вставали  среди  дороги.  Шофер  свернул  и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.

  - Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой)

 - А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме?  (О виде).

 – Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного  вида,  которые различаются  по  вопросу,  который  им  можно задать.Глаголы  совершенного  вида  отвечают  на  вопрос  что  сделать?,  а глаголы несовершенного вида – что делать?)

- Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

  Задание 3 (по вариантам).

 Выпишите  глаголы (жёлтые карточки),  укажите  их  вид  (1  вариант  выписывает  глаголы сов.в., 2 вариант - глаголы несов.вида. Далее обмен тетрадями, взаимопроверка, выставление оценок)

Светило  солнце,  и  снег  уже  подтаял.  Все  ленинградцы прислушивались  к  капели  и  улыбались.  Это  кончалась  трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице  незнакомые  прохожие.    В  воздухе  появился  запах  весны, весело защебетали птицы. 

- А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме?  (о спряжении).

Задание 4. А  сейчас  нам  с  вами  предстоит  небольшая  экскурсия  в  мир  звуков природы.  Расслабьтесь,  наслаждайтесь  красотой  и  необычайной  музыкой.  Но, слушая, вместе  будем называть действия, происходящие в природе, используя как  можно  больше  синонимов.  Записывать  эти  глаголы  вы  будете  в  тетради через запятую.

 - Ребята, что делает море? (шумит, волнуется, бурлит) - Птицы! Их действия? (пою, щебечут, свистят) - Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит) - Ветер что делает? (дует, гудит, свистит) - Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят).  - Определите спряжение глаголов, которые вы записали.

 -  Итак,  какие  морфологические  категории  мы  с  вами  повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  Руки к верху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И опять к себе прижмем.

5. Первичная проверка понимания. Проблемная задача (+преемственность)

 -  Ребята, на какие две группы делятся морфологические признаки глагола? (постоянные и непостоянные признаки). Какие  признаки мы ещё не назвали?  

-  Выполним  теперь  несколько  заданий  на  повторение  непостоянных признаков глагола. (1 ученик работает с карточкой у доски, остальные записывают предложения и по цепочке, комментируя, определяют непостоянные признаки глагола – число, время, наклонение).

Задание 5.  Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число.

  1. Мы гордимся военным и трудовым подвигом нашего народа  Задание 5. (Работаем  по  цепочке,  комментируя  свои  действия).  Параллельно  один ученик работает у доски (с карточкой).   Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число.

Недалеко  от  линии фронта  храпели (мн.ч. пр.вр.) красноармейцы. Ребята  служат  в одном полку ( служат мн.ч. наст.вр). Мы победим врага (победим мн.ч. буд.вр), Мальчик  заплакал  от боли (заплакал ед.чпр.вр).  «Их  разведчик  идет!»  - сказал  он  тихо,  будто самому себе.   (идет сказал ед.чнаст.вр, пр.вр).

   Задание 6. Проверяется разбор предложения. – Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым.  

– Мы закончили повторение ранее изученных сведений о глаголе. Давайте  посмотрим  на  нашу  схему  в  тетради  и  на  доске,  и  попробуем сформулировать тему урока. Запись темы в тетрадь.

 - Ребята, как вы думайте, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? - Что научимся выполнять?  2.  Знакомство  с  теоретическим  материалом  учебника.  Сравнение схемы.  3.  Формирование  умений  и  навыков  морфологического  разбора глагола (комплексный анализ текста). (Выразительное  чтение  учителем;  текст  представлен  на индивидуальных карточках).  

«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их  нельзя  оставлять,  у  обоих,  как  это  проще  объяснить,  высоко  отбиты  ноги, они  истекают  кровью.  Тут  минута  дорога,  каждая  минута.  И  вдруг,  когда  я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я

7  немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А  тут  я  разглядела:  чужой  медальон,  чужие  часы,  все  чужое.  Эта  форма проклятая.  И  что  теперь?  Тяну  нашего  раненого  и  думаю:  «Возвращаться  за немцем или нет?». Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград…  Самые  страшные  бои.  Самые-самые.  Моя  ты  бриллиантовая… Не может быть одно сердце для  ненависти, а второе  – для любви. У человека оно одно»

(С. Алексеевич «У войны не женское лицо»).

 – О чем  этот отрывок, какова его основная идея? Обратите внимание на название  книги.  (Даже  в  самых  ужасных  нечеловеческих  условиях  нужно оставаться  человеком,  особенно  это  необходимо  женщине,  сердце  которой более чуткое и нежное). – Но  в  какой-то  момент  героиня  оказывается  перед  выбором:  нужно  ли спасать  врага?  Вам  понятны  ее  смятения?  Как  бы  вы  поступили  на  ее  месте? (Ответы учащихся. Резюме учителя: К врагу нужно быть беспощадным, но до тех пор, пока он  может ответить. Проявлять жестокость и бессердечие к тому,  кто  слабее  в  эту  минуту:  не  это  ли  лучшая  проверка  на  нашу человечность,  на  то,  чего  мы  стоим?  Героиня  проявила  жалость  к  врагу, показав тем самым, чем отличается советский солдат от фашиста. Прежде всего человечностью).

6. Первичное закрепление. Работа с учебником.

А теперь, ребята, прочтём план-образец морфологического разбора глагола со  стр.292 учебника и выполним упр. 79 стр.293 (сделаем морфологический разбор только выделенных глаголов из упражнения появляются (звёзды), (затмение) закончилось, (вы) не увидите).

С помощью фронтального опроса дети отвечают.

7. Обобщение и систематизация знаний.

- А теперь сами себя быстренько проверим, хорошо ли мы сегодня поработали, всё ли повторили о глаголе?

Выполним тест с карточки и друг друга провертим! Базовый уровень. Карточка 1 – тест; Повышенный уровень. Карточка 2, 1, 3.

Денис К. – списывание, чтение.

Учащиеся выполняют задание,  изучают, наблюдают, сравнивают, делают вывод, готовят письменное высказывание

7. Информация о Д.З. Что мы готовим к пятнице ? Кто приступил к созданию проектов? Какие трудности встретились?

  1. Рефлексия.

Учитель: организует самооценку учебной деятельности

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.

  1. Какую цель ставили  в начале урока? Достигли ли цели?
  2. Какая тема урока?
  3. Что нового вы узнали?
  4. Какие затруднения испытали?

Расскажите по схеме:

Я знаю, запомнил, смог.

  1. Чему научились на уроке?
  2. Оцените свою деятельность на уроке, используя следующие действия: поднятая правая рука – отлично; левая - хорошо; встаньте – надо ещё поработать

Оценивание работы детей. За сегодняшний урок получают оценки…..

Морфологический разбор глагола из 2 предложения 5. Подведение итогов урока, домашнее задание.  - Итак, что мы повторяли сегодня на уроке? - Что для вас было новым? Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора. Как  бы  вы  оценили  свою  работу  на  уроке?  Что  вам  удалось,  а  в  чем, наоборот, были недоработки? (Ответы учащихся).  Домашнее задание, выставление оценок. 8  1.  Сегодня  мы узнали о … 2.  Теперь я могу… 3.  Я научился… 4.  Мне было трудно… 5.  Своей работой я …    



Предварительный просмотр:

ТЕСТ  по теме: «Глагол»

1. Укажите суффикс глагола прошедшего времени.

 А) -ат;   Б)-и;  В)-л:  Г)-ал.

2. Укажите окончание глагола второго спряжения.

А) -ут;  Б) -ишь; В) - ет; Г) -ем.

3. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:     ^ ^ □ ^

А) вскипятила; Б) встретился; В) встряхнула: Г) встрепенулся.

4. В каком слове пропущена буква «е» в окончании глагола?

 А) завис..т;  Б) увид…т;        В) стел…т;       Г) гон...т.

5. Какая из характеристик предложения Дай мне бумагу неверна?

 А) повествовательное:     Б) невосклицательное; В) простое;

Г) распространенное;   Д) односоставное.

6. Какой глагол стоит в неопределенной форме?

А) принес бы;    Б) принеси;    В) принести;   Г) принесу; Д) принесем

Проверка теста (взаимопроверка), оценивание.

6 -«5»,  5- «4»,  3-4 «3».

Измените словосочетания так, чтобы в них были употреблены антонимичные глаголы с приставками. Назовите приставки.

Выбежать из комнаты — …, подъехать к дому  —  ...,   отодвинуть от себя —…,   влезть на дерево — ...,  залезать в окно — ...,  приплыть к острову — …,  уехать из деревни — ...,  подплыть к берегу — ..., уйти из дома — ...,  внести вещи в лифт — ...

***

Все  ближе  слышались  разрывы  снарядов.  Черные  столбы  земли, перемешанной  с  дымом,  вдруг  вставали  среди  дороги.  Шофер  свернул  и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.

***

Светило  солнце,  и  снег  уже  подтаял.  Все  ленинградцы прислушивались  к  капели  и  улыбались.  Это  кончалась  трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице  незнакомые  прохожие.    В  воздухе  появился  запах  весны, весело защебетали птицы.  

«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их  нельзя  оставлять,  у  обоих,  как  это  проще  объяснить,  высоко  отбиты  ноги, они  истекают  кровью.  Тут  минута  дорога,  каждая  минута.  И  вдруг,  когда  я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я

Седьмого  немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А  тут  я  разглядела:  чужой  медальон,  чужие  часы,  все  чужое.  Эта  форма проклятая.  И  что  теперь?

 Тяну  нашего  раненого  ные темы мы записали слова: преподавать историю, шорох в лесу, строго запретить, маленький цыплёнок, попросить прошения, густая сгущёнка, сильное землетрясение, тихий шёпот, внезапное появление.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс 5 А

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Тип урока и его структура:

Урок усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2) Актуализация знаний.

3) Первичное усвоение новых знаний.

 Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 Урок  связан с предыдущими уроками в плане повторения орфограмм и усвоенной темы с прошлого урока,  влияет на последующие уроки, т.к. мы ещё будем говорить об устной и письменной речи. На уроке была заметна преемственность через проблемную задачу.

По рабочей программе  и по факту урок №202, хотя на уроки повторения фонетики, орфографии, работе с текстом отводилось больше внимания, т.к. материал многими учащимися усвоен слабо, приходится некоторых детей оставлять после уроков на дополнительные занятия.

В классе 20 учеников, из них 4 девочки и 16 мальчиков: 1 – 8 вида (Кубасов Д., 1 – компенсирующего обучения, 5 детей слабоуспевающих, из них 3-7 вида, они выполняли задания на базовом уровне;5 учащихся – среднеуспевающие и 7 детей – хорошисты, сильные учащиеся. Это всё было учтено при планировании урока.

На уроке присутствовало 15 человек.

Цели урока были следующие: познакомить  учащихся  с  порядком  морфологического  разбора глагола;  формировать  умение  производить  устный  и  письменный  разбор глагола.

Планируемые результаты: 

Предметные:  знать  порядок  морфологического  разбора  глагола,  уметь производить морфологический разбор;

метапредметные:  развивать  способность  извлекать  информацию  из различных источников;

личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;  формировать мотивацию  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной деятельности.  

Регулятивные УУД:  

-  определять  и  формулировать цель  деятельности  на  уроке  с  помощью учителя;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться высказывать своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с изучаемым материалом;

познавательные УУД:

 - закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;

 -  совершенствовать  умения  правильно  выполнять  морфологический  разбор глаголов;

 - закреплять навыки грамотного письма;

коммуникативные УУД:

- формировать правильную грамотную речь;

 - обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

- учиться работать в паре.

Оборудование: доска,  письменные  принадлежности, раздаточный  материал,  индивидуальные  карточки,  учебник.

 Методы  и  приемы  обучения:  фронтальный  опрос,  решение проблемной задачи, беседа  с  элементами эвристики, самостоятельная работа, работа по карточкам, выразительное чтение, работа в парах.

Межпредметные связи: литература.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый.

Логично были связаны между собой этапы урока.

Наглядность использовалась благодаря записи на доске и карточкам.

Контроль сформированности зунов осуществлялся на уроке поэтапно: это проверка д/з – дети ложны были выполнить мини-проекты, связанные с темой «глагол», за отсутствием времени (к сожалению, потеряли время на уроке, долго решая проблемную задачу (опрос)) – (МИНИ ПРОЕКТЫ К АНАЛИЗУ ПРИЛАГАЮТСЯ и ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКЕ ТОЖЕ), осуществлялась на уроке письменная работа у доски с комментированием, фронт. опрос (рефлексия).

Психологическая атмосфера на уроке была хорошая, доброжелательная.

Планируемые результаты, поставленные цели урока стремились достичь, и это определилось через последний этап урока – рефлексию и предыдущий этап – обобщение, кое-что за урок не успели, планировалось чуть больше и хотели обратиться к защите хотя бы одного проекта, который учащиеся готовили в домашней работе.

Минусы урока: 1) Долго решали проблемную задачу, определяли тему урока и то, чему мы должны научиться в течение занятия;

2) не успели прослушать защиту домашнего мини-проекта по теме «Глагол»;

3) не осуществили на уроке словарно-орфографическую работу;

4) не все дети активно включались в беседу на уроке;

5) не успели до звонка отрефлексировать наши действия и записать домашнее задание;

6) не была поставлена (в рамках ФГОС) цель для каждого конкретного ребёнка.

Плюсы урока: если в целом со стороны смотреть урок, думаю, урок получился насыщенный: удалось осуществить разные виды работы – решение проблемной задачи + проверку теоретических сведений о глаголе через фронтальный опрос, работу по карточкам, работу с текстом, с тестом, взаимопроверку, работу у доски с комментированием, беседу, самостоятельную работу по учебнику, рефлексию.

Думаем, в дальнейшем нужно более чётко продумывать систему работы на отдельных этапах урока и хорошо простраивать логическую связь между этапами урока, а также детям с ОВЗ предлагать разные возможности выполнения работы.

17.05.2016.

                                                                              Учитель: Шишмарёва А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...

Разработка урока 6 класс "Чудодейственная сила глагола"

Цель урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь школьников глаголами разных групп: движения, речи, чувства, звучания; привить школьникам интерес к изучению русского...