Доклад на педагогическом совете "Рациональное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку

Доклад на педагогическом совете "Рациональное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера , по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, т.е при использовании ИКТ в процессе преподавания под информационной технологией подразумевается совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

     Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом обогатить образовательные потребности каждого субъекта процесса обучения, значительно расширяют возможности предъявления учебной информации в целом .Компьютер  позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует формированию у учащихся рефлексии .Обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом объективность оценивания результатов учебного процесса. С помощью ИКТ можно обучать сотрудничеству, активизировать познавательную деятельность, осуществлять дифференцированный, личностно - ориентированный подход, разрешать проблемы разноуровневого  и группового обучения. Возможность использования компьютера на уроке впечатляют , создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности.

     Знание ИКТ значительно облегчают подготовку к уроку, делают уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными .Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный процесс к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов .Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Информационные технологии в обучении целесообразно использовать:

  1. при изложении нового материала – визуализация знаний;
  2. закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);
  3. системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  4. самостоятельной работы учащихся (проекты, презентации по теме, обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы).

В любом случае использование ИКТ должно быть уместным и хорошо спланированном как в методическом, так и в техническом отношении.

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования, которое обеспечивает следующее:

  1. вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации возможностей ИКТ;
  2. высокий эстетический и эмоциональный уровень преподавания;
  3. формирование у учащихся навыков подлинно исследовательской деятельности;

Использование ИКТна моих уроках выражается  в работе с готовыми обучающими программами; поиске в сети ИНТЕРНЕТ; изучении учебных тем методом организации проектной деятельности;

формирование пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов;

 изучении темы или её элементов методом поисково-исследовательской работы;

 создании творческих работ, презентаций;

подготовке кроссвордов, викторин.

Я активно использую при проведении уроков Интернет – ресурсы:

кадры из фильмов;

литературно-критические материалы по изучению обзорных и монографических тем;

творческие работы на основе художественных текстов и критических статей;

материалы текстового контроля;

      Таким образом, школьники воспринимают информацию разносторонне: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ученик получает возможность творчески самореализоваться.

      Урок остаётся основной формой обучения, однако его назначение меняется с учётом специфики использования современных ИКТ. Теперь он ориентирован на удовлетворение учебно-познавательных потребностей учащегося, обеспечивая максимальную свободу развития и саморазвития его личности. В условиях функционирования новой информационной среды обучения, основанной на современных ИКТ, основные цели и задачи обучения конкретному предмету предполагают также и наличие двух обстоятельств: развитие в процессе обучения способностей учащихся к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной среде ИКТ и формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами обработки информации. Формирование практических умений по компьютерной обработке информации .

Следует отметить, что интерес современного учителя русского языка и литературы к новым средствам обучения растёт год от года.

Современный учитель должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующий этим средствам, критериям. Отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе возможно:

Органично включить электронное средство обучения в учебный процесс, систематически использовать его наряду с традиционными средствами обучения;

Обеспечить все основные этапы работы с учебным материалом (урок-презентация, урок-закрепление, урок-обобщение, тренировка, самостоятельная работа, контроль), организуя их на основе компьютерного обучения и учитывая при этом возрастные особенности учеников;

Полноценно использовать электронные ресурсы (учебно-справочные, наглядные, тренировочные, контрольные материалы) и механизмы их оперативного извлечения и представления в разных формах, для того чтобы самому осуществлять их компоновку в зависимости от целей и задач обучения или предложить это сделать ученикам в рамках решения проблемной, поисковой задачи.

Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

-обогащение словарного запаса;

-овладение нормами литературного языка;

-знание лингвистических и литературоведческих терминов;

-в подготовке к ЕГЭ;

-наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время достаточно много.

«Лишь слову жизнь дана…» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоявшая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков; позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышает интерес к урокам русского языка; активизирует познавательную деятельность учащихся.

Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенции, навыки общения.

Для проведения уроков русского языка я использую такие материалы как «Страна Лингвиния», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку» 11 класс и презентации 5-11 класс.

Конечно ,из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника.

На уроках обобщения изученного уместно использование итогового тестирования, которым завершается каждая тема. Обобщающий тест который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно…

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляются с заданием и получают заслуженные оценки.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными , с привлечением большого иллюстрированного материала , с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев ,услышать актерское прочтение стихов , прозы и классическую музыку.На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал нахожу не только я , но и сами учащиеся, работая с ресурсами Интернета, составляя презентации, подбирая иллюстрации и пр. Использование презентаций позволяет решить несколько задач на уроке конкретно и в целом в  процессе обучения:

активизация внимания;

эстетизация обучения;

восполнение недостающих наглядных средств обучения;

демонстрация презентации, правила публичного выступления.

На уроке, посвященном теме «Творчество С. Есенина», звучат стихи в его исполнении, при изучении темы гордого одиночества в лирике Лермонтова прозвучал романс « И скучно, и грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого либо писателя, урок «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «С.Есенина», «Н.В.Гоголя» и т.д. Анализ эпизода «Смерть Базарова» 10  класса начинаем с просмотра отрывка из фильма «Отцы и дети». Анализ отрывка из романа «Война и мир» с просмотра отрывка из фильма «Война и мир» и т.д.

Программа «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» содержит материал по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к  их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Часто материал для уроков литературы находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Используя метод презентации в рамках ИКТ, мы стимулируем интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем публичное выступление учеников, учим работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируем коммуникативную культуру ученика.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, я могу с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • Повысить объем выполняемой работы на уроках в 1,5-2 раза;
  • Усовершенствовать контроль знаний;
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

     Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмет; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

       В результате использования новых технологий я решила следующие проблемы: удалось развить языковую интуицию даже у самых слабых учащихся, у ребят появился интерес к учебной работе в школе и дома, русский язык и литература стали для ребят интересным предметом. У них развивается осознанная речь, произвольное внимание, воображение и различные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы поднимает учебный процесс на качественно новый уровень...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы ...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...

Доклад на тему "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную обобщению опыта....

Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы...