"Причастный оборот", урок русского языка, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Калиненкова Татьяна Игоревна

Знакомство учащихся с понятием "причастный оборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot_7_klass.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 7 класс

«Причастный оборот»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом-предложением с союзным словом «который».

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми, формировать навыки грамотного письма.

Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Ход урока:

1. Организация класса к уроку.

- Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать всех на уроке.

 2. Актуализация знаний. Работа по образованию причастий. Опрос по прошлым темам.

- Ребята, что называется причастием? (Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола).

- В чём состоит особенность этой части речи? (Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).

- Перечислите признаки прилагательного у причастия. (Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).

- Назовите признаки глагола у причастия. (Возвратность, время, вид).

- Форм какого времени не имеют причастия? (Форм будущего времени).

- На какие вопросы отвечает причастие? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия? (С именами прилагательными).

- Как же отличить причастие от прилагательного? (У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).

- Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён. (Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-)).

3. Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала:

Учитель: Ребята, вы слышали   историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий?

Дети: Нет.

Учитель: В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал: Король: Восхваляйте  моё имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно. Слуга: Я слуга, который служит.

Ты - поданный короля, который изучает.

Ты тот,  который читает

Ты тот, который  думает

Ты тот, который верил

Ты тот, который знал

Учитель: Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:

Король: Я король, который любит.

Принцесса: Любящий…

Король:  Я тот,  который восхищается вами.

Принцесса: Восхищающийся

Король:  Годы, которые мне остались…

Принцесса: Оставшиеся…

Король:  Я хочу посвятить вам.

Принцесса:  Хорошо,  но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Учитель: Представьте, как обрадовались подданные короля!

Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

Образуйте причастия:

Дети:

-Я слуга,  изучающий

-Я  поданный короля, читающий

-Я поданный короля, думающий

-Я слуга, веривший

-Я слуга, знавший

Учитель: А теперь подберите  зависимые слова к причастиям.

Мальчик, изучающий (что) книгу.

Слуга, думающий (о чём?) об отдыхе.

Читающий (что?) книгу учёный.

Веривший (во что?) в науку  звездочёт.

Дворецкий, знавший (кого?) короля

Учитель:

 -Теперь зачеркните красной пастой определяемое слово.

-Что у вас осталось?

-Причастия и  слова

-В данных словосочетаниях  определите главное слово,  поставьте крестики.

Какая часть речи является главным  в словосочетаниях?

-Причастие.

-Правильно. От него  можно задать вопрос  к остальным словам. Значит остальные слова являются зависимыми по отношению к причастию.

-Так что осталось?

 -Причастие с зависимыми словами

-А кто знает, как называется причастие с зависимыми словами?

-Причастный оборот.

-Так как называется тема сегодняшнего урока?

-Причастный оборот.

-Молодцы. Теперь вы знаете,  что причастие с зависимыми словами называется причастный оборот. 

Хорошо. Теперь откройте стр. 37. Проанализируйте словосочетания. В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком - главным?

опавшие листья                                                     опавшие с тополя

(В первом словосочетании причастие является зависимым словом, а во втором – главным.)

Учитель: Молодцы. Теперь прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?

Опавшие листья шуршали под ногами.

Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.

(Причастия определяют слово листья. Во 2 и 3 предложениях причастие имеет при себе зависимое слово. Во 2 предложении причастие с зависимым словом стоит впереди определяемого существительного, а в 3 -после него.)

Учитель: А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:  

           X

 

 X

          прич.

+сущ.,                                                        прич. +

сущ.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

(Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей).

Учитель: Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

– Найдите причастные обороты

– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту.

Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.         

– Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и знака препинания в различных случаях местоположения причастного оборота

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение правила (параграф 14).

- Сформулируйте тему и цель урока.

Устная работа:

Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.

Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.

Предложения на доске:

  • Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
  • Раненый капитан покинул строй.
  • Блестящий предмет лежал на столе.
  • Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
  • Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
  • Мы любовались наступившей весной.
  • Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).

- Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?

(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).

 Домашнее задание: Выписать из текста предложения с причастным оборотом.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогамиИспуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшелые ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причастный оборот" - урок русского языка в 6 классе (гимназическом)

ТЕМА: «Знаки препинания при причастном обороте»Цели:Формирование умения находить причастный оборот в предложении;Формирование умения ставить знаки препинания при причастном обороте;Закрепление умения ...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Обобщение по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот". Урок русского языка в 7 кл

Данный урок составлен на основе УМК В.В.Бабайцевой и адресован обучающимся 7 класса. В разработке урока учтены требования ФГОС. Включает в себя обобщение материала по теме "Деепричастие. Дееприча...

Презентация по теме "Причастный оборот" по русскому языку для 7 класса

В презентации содержится материал о понятии "Причастный оборот". Также о выделении причастного оборота на письме. Расположен материал на опережение: подготовка к сдаче ОГЭ....