развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».
материал по русскому языку (6 класс)

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.

Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и желание их решать.

 В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа, оценки информации, самореализация творческих способностей.

Развитие творческих способностей обучающихся есть один из способов мотивации их в процессе обучения. Жизнь требует сегодня от человека не шаблонных действий, а быстрой ориентировки, творческого подхода к решению разного рода задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле.

На мой взгляд, именно в школе начинается процесс становления творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка и

литературы с учетом требований ФГОС».

Каждая творческая работа – результат детского самовыражения в слове, которое не  может и не должно быть ровным и гладким. Рассмотреть самостоятельный художественный замысел, проследить ценность собственного взгляда, мнения, по-настоящему проверить своего ученика в свободном полете – вот главная задача учителя.

                        В.А. Синицын

Введение. Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.

Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и желание их решать.

 В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа, оценки информации, самореализация творческих способностей.

Развитие творческих способностей обучающихся есть один из способов мотивации их в процессе обучения. Жизнь требует сегодня от человека не шаблонных действий, а быстрой ориентировки, творческого подхода к решению разного рода задач. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле.

На мой взгляд, именно в школе начинается процесс становления творческой личности.

Актуальность.  В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. Ученик  сегодня должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

  К сожалению, мы наблюдаем снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к чтению.

Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю:

- неумение учащихся анализировать прочитанное и выделять из имеющихся те знания, которые следует применять в данном случае;

- для успешного выполнения задания учащемуся следует осуществить цепочку мыслительных действий, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий у детей отсутствуют;

- у ребенка отсутствует  умение анализировать, обобщать видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства ее решения.

Следовательно, цель моей работы – предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

-собрать практический материал по названной теме;

-систематизировать его;

-привлечь внимание коллег к актуальности проблемы.

Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.

Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда.

Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

Основной задачей на уроках русского языка и литературы , на мой взгляд, является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках необходимо ставить и задачу  научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

- написание сочинений, изложений.

- рецензирование сочинений;

- игры;

- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.

- творческие задания на дом;

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

Большое место в преподавании русского языка и литературы занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Уроки развития речи.

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

На уроках развития речи можно провести работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 6 класса можно предложить написать свои книги - сказки. В.А.Сухомлинский писал: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире.

Виды работ на уроках развития речи.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение.

1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка и литературы. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

К творческому процессу относится и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Существуют разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения следует уделять лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе.

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

- слова памятки каждого предложения записывай;

- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

- помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

- из слов составь все предложения;

- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

- закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Творческие словари.

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Я согласна с ним полностью. Мы "оживили" букву, создали её "образ" в конкретном слове. Писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву интересно, весело, легко, мы становимся волшебниками, ведь обычная буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой: А В Т О М О Б И Л Ь Ш О С С Е

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

 «Справочное бюро».

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Два человека получают задание по карточкам.)

Задание. Выберите и запишите на доске слово, соответствующее данному значению. Расскажите о выбранном слове, используя все данные словаря, составьте с ним словосочетание или предложение.

Карточка 1

«Соглашение взаимных уступок»

Компонент

компромисс
комплект

Карточка 2

«Узкое, крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания»

Галантерея
оранжерея
галерея

Игра «Узнай слово»

Какие слова в русском языке имеют следующие латинские корни?

См. запись на доске:

terra (лат.) – «земля» (территория, терраса, террариум);

vitre (лат.) – «стекло» (витрина, витраж);

memor (лат.) – «память, воспоминание» (мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист);

patria (лат.) – «родина, отечество» (патриот, патриотизм).

В подборе слов может оказать помощь «Словарь иностранных слов» (учитель демонстрирует словарь). Знание иностранных корней поможет запомнить правописание некоторых слов с непроверяемыми гласными.

Эти творческие словарики дают мне возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять главное в определенном слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами.

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.

    Цель литературного образования - приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника . 

Достижение этой цели предполагает:                                                        

-чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического вкуса школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Использование методов и приёмов игровой технологии. Как известно, игровые приемы дают простор творческому развитию ребёнка.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях  к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. В 6 классе мосле изучения первой части учебника можно предложить  ученикам выполнить работу «Я рисую героя – я представляю героя», в которой ученики должны нарисовать портрет любимого героя, а на обратной стороне написать его характеристику.

Создание презентаций по теме урока. При работе над созданием презентаций учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления прочитанного текста, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и способностей. Кроме презентаций ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе, составлять самостоятельно тесты по изученным темам

Метод творческого чтения. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что необходимо на первом этапе работы по изучению произведения.

Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.

Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

Знания, которые получают дети на таких уроках, не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.

Необходимо регулярно проводить на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину

так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени.

Написание сценария мультфильма, киносценария – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.

Синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии, как способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций, как идёт восприятие нового материала. К тому же синквейн – это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Данный приём изменяет атмосферу в классе, делает её более творческой, способствует улучшению эмоционального состояния ребят.

Исследовательская деятельность. Суть этой работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основе новых выводов. Работа по анализу различных текстов на уроке русского языка и литературы открывает неожиданный смысл, новые образы, приводит учащихся к новым художественным открытиям. Основным способом открытия новизны является сравнительный анализ текстов. Сравнение различных вариантов текста (А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), сравнение стихотворения с его полемическим адресатом (М.Ю.Лермонтов. «Родина»), сравнение поэтического произведения со стихотворениями других авторов на эту тему.

Поэт, употребляя единственные в своем роде слова, добывает новое знание о мире и людях, то знание, которого он не имел до написания текста. В ходе исследования школьникам становится ясно, что поэт, приступая к стихотворению, не имеет готовых ответов, он ищет слова для решения ситуации, не дающей ему самому покоя. Дети сначала учатся анализировать художественный текст по вопросам, предложенным учителем, а затем уже могут разрабатывать и предлагать свои вопросы для анализа того или иного произведения. Характер поставленных вопросов дает представление об уровне умений, навыков, осознании развития мысли в целом тексте.

Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции. При чтении лекции обращаю внимание учащихся на вопросы плана, привлекаю их к обсуждению, использую средства наглядности. В заключении лекции следует углубить знания, даю установку на запоминание, делаю выводы по основным ее этапам Логическим продолжением лекции является семинарское занятие. Уроки-семинары целесообразно проводить в старших классах. В ходе решения задач семинара не только развивается мышление учащихся, но и самостоятельность, активность, целеустремленность. Школьники учатся использовать все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и интуицию, догадку. Большим воспитательным потенциалом семинара обладает коллективное решение проблем и задач, при этом учащиеся учатся слушать и слышать других, аргументировать свое мнение, признавать свои ошибки или доказывать правоту, строить решения.

При этом учитель должен использовать проблемные методы обучения, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, предположить. Учащиеся готовят сообщения, иллюстрации, защищают их перед «экспертным советом», подбирают и инсценируют отрывки из произведений великого драматурга; учатся сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, то есть получают необходимые навыки, требуемые от исследователя. 

Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.

Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту активности детей не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках (это отмечает большинство учителей - предметников), способствует повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как

- умения сопоставлять явления и факты;

- умения выделять главное;

- умения составлять из отдельных элементов целую картину;

- умения формулировать общую проблему;

- умения делать философские, нравственные выводы.

Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определенных результатов:

-могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений;

-достигли положительной динамики в показателе  грамотности и качестве знаний.

Использованная литература

Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.

Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...

«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....