Технологическая карта бинарного урока по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Францева Оксана Валерьевна

Урок содержит презентацию и наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка урока88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта бинарного урока

 по русскому языку, литературе "Роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".

 Учителя МОАУ СОШ № 1 с.Возжаевки Белогорского района Амурской области:

        Францева О.В, учитель русского языка, Марченко В.А, учитель литературы.

Тема

Роль частиц в рассказе А.П.Платова "Юшка".

Класс

7 "Б"

Тип урока

Повторительно-обобщающий

Формы работы

Групповая, парная, индивидуальная, коллективная

Используемые технологии

Технология деятельстного метода (ТДМ)

Цели урока

1) Обобщить понятия о функциях частицы как служебной частицы речи;

2) Проанализировать содержание рассказа А.Платонова "Юшка" с точки зрения нравственных понятий: доброта, милосердие, любовь к ближнему.

Задачи

Образовательные: показать своеобразие частиц; совершенствовать навыки анализа художественного текста;

Развивающие: развивать познавательный интерес и литературно - творческие способности образного мышления и воображения; развивать способность обучающихся осмысливать оттенки значения, выражаемые частицами в предложениях художественного текста;

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, самостоятельность, познавательную и творческую активность; на примере литературного героя воспитывать собственные внутренние качества доброты, внимательного отношения друг к другу, заботу о близком человеке.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

-осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; работать с разными по уровню заданиями;

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: - умение находить частицы, определять разряд и их роль в тексте, составлять призыв к доброте, используя формообразующие частицы.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер,  экран с проектором, слайд-презентация, флаеры,   раздаточный материал.

Ход урока.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

О.В.  - Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать  в нашем кабинете. Урок у нас сегодня будет необычный - урок - игра.

        Занятие для вас проведёт молодой педагог, учитель литературы Марченко Виктория Андреевна и учитель русского языка Францева О.В.

Пожелание успеха друг другу и учителю.

Положительное отношение к школе(Личностные УУД)

II

Актуализация знаний.

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

О.В. - Наш урок я хотела бы начать с прослушивания  стихотворения Татьяны Валеевой. (звучит аудиозапись)

 В безликом мире, в этой суете,

В водовороте серых дней,

Давай поговорим о Доброте,

Что спрятана в душе твоей.

Остановись и оглянись назад -

Что от тебя осталось в прошлом?

Лишь опустевший зимний сад,

Который помнит о хорошем.

Давай поговорим о Доброте,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клён о ней шуршит...

Давай поговорим о Доброте.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о доброте)

- Актуальна ли эта тема в наши дни? Приведите примеры, подтверждающие актуальность темы.

- Все ли способны к волонтёрству?

- Какова основная мысль?

- Какие слова - синонимы можно подобрать к слову "доброта?"

Ответы детей

Информация  для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД).

III. Определение темы урока, постановка целей и задач урока.

В.А.- Какие произведения вы знаете, в которых звучит тема милосердия, добра, любви?

- Ребята, найдите частицу, которая призывает к действию. (ДАВАЙ)

(слайд № 2) (картинка из рассказа + слово "частица")

 - Опираясь на подсказку, определите тему урока.

- Запишите тему сегодняшнего урока в оценочный лист, который находится у вас на столах.

- Назовите цели урока: (слайд № 3)

1) Определить роль частиц в рассказе А.П.Платонова "Юшка".

2) Произвести анализ рассказа А.П.Платонова "Юшка".

В.А:  - Чтобы достигнуть поставленных целей, мы должны решить с вами ряд задач. Предлагаю воспользоваться приёмом "вставь пропущенный глагол".Задачи .(слайд № 4)

1) .......(Раскрыть) нравственные проблемы, поднятые автором в произведении.

2) ..... (Повторить) разряды частиц

3) .......(Повторить) и ...... (углубить) полученные знания.

рассказ В.Г.Короленко "В дурном обществе", сказка К.Паустовского "Тёплый хлеб", А.И.Куприн "Чудесный доктор"." рассказ А.Приставкин "Золотая рыбка" рассказ А.Платонова"Юшка".

Просмотр презентации

Отвечают на вопросы  и самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока

Ответы детей

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно  (Регулятивные УУД).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД)

IV. Обобщение и систематизация изученного

Практическая работа

О.В: Невозможно идти к целям, не имея каких - то навыков и способностей. Поэтому я вам предлагаю выполнить, опираясь на свои знания, первое задание.

Задание 1 (индивид. задание)

- На столах у вас в группах дан на каждого ученика тест с вопросами. Вам необходимо выбрать только один правильный ответ. За каждый правильный вариант ответа - 1 балл (макс. 6 баллов)

Слайд № 5. (на слайде тест)

- А теперь проверьте (слайд № 6)

- Поставьте в индивидуальный оценочный лист кол-во балов.

- Итак, переходим к заданию № 2. Слово предоставляется Виктории Андреевне.

Задание № 2 (работа в парах)

В.А: - Сейчас мы с вами проанализируем отрывок из рассказа, в котором автор показывает жестокое обращение детей к Юшке.

1 группа (1 лист на 2 человека)

 - Прочитайте задание.

Вставить вместо пропусков подходящие по смыслу частицы и определить их роль.

_ Обратите внимание, после текста написаны частицы. В случае затруднения, вы можете использовать их в качестве подсказки.

Макс кол-во баллов - 6.

 Проверяем! (слайд № 7).

2 группа (1 лист на 2 человека)

- Прочитайте задание

- Выписать каждой паре 6 глаголов, которые передают отношение детей к Юшке.

 Проверяем!

- Скажите, зачем автор в тексте использует большое кол-во глаголов?

- Что он хотел показать? (жестокость)

- Как Юшка отвечает на их жестокость? (молчит, не пугает их, не гонится за ними)

- Обижаете ли он на них? (нет)

- Почему? (любил людей)

Макс кол-во баллов - 6

О.В: - Для того, чтобы так любить людей, нужно иметь большое сердце.

Самостоятельно знакомятся с тестовым заданием на повторение пройденного материала и выполняют его, затем проверяют и оценивают работу.

Работа в парах по группам. Вставляют подходящие по смыслу частицы, определяют разряд и роль в тексте, а также находят глаголы. Оценивают свою работу.

 Ответы детей.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД).

Перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

IV Релаксация (физминутка)

- Сейчас мы с вами отдохнём, найдём сердца и ответим на вопросы, которые помогают понять, что такое доброта, милосердие, любовь.

Вопросы:

1) Сколько корней в слове милосердие? (мил, серд)

2) Какой частью речи является слово "доброта?" (сущ)

3) Кто проявляет милосердие к людям? Назовите героя. (Юшка)

4) Продолжите предложение - Меня, Даша, народ.....! (любит)

5) Какое доброе дело Юшка сделал для сироты?

6) Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?

- Молодцы!

- Как видим, добро, милосердие, любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и даёт свои плоды.

Выполнение физминутки

Ответы учащихся.

V. Творческая работа.

Задание № 3

В.А: - Как вы считаете, каких людей в нашем, современном, мире больше: равнодушных, чёрствых к чужому горю или всё - таки добрых?

- Можете ли вы, подрастающее поколение, помочь равнодушным, чёрствым людям стать   милосерднее, добрее по отношению к тем, кто их окружает?

- Что для этого нужно сделать?

- А в качестве обращения или призыва, предлагаю создать флаеры.

- Что такое флаер?

- Как мы можем при помощи листовок донести информацию о доброте, сострадании?

- Ваша работа будет оцениваться по тем критериям, которые у вас прописаны после задания (мак балл - 3).

Ответы учащихся.

       Работа в группах.                         Дети выполняют работу, придумывают призыв.

Один из участников каждой группы выходит к доске, зачитывает свой призыв и вешает на неё.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Цель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

О.В : - Какую частицу вы использовали, чтобы передать призыв к доброте?

      - Какую роль она выполняет в вашем предложении?

 - На этом наши задания подошли к концу.

-  А теперь посчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке.

- Поставьте себе  согласно критериям (слайд)  соответствующую  оценку.

Ответы учащихся.

Самостоятельно оценивают свою работу в классе, согласно критериям.

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

VII. Информация о домашнем задании.

В.А. - Изготовить буклет или флаер на тему "Спешите делать добрые дела", используя электронные сервисы Paint, Canva, Редактор.

- Какие глобальные проблемы в 21 веке существуют?

- Ваши предложения о решении этих проблем вы можете изложить, создавая листовку, флаер или буклет.

Ответы детей.

Обучающиеся записывают домашнее задание в оценочный лист.

VIII. Рефлексия

О.В. - Давай вспомним, какие 2 цели, которые  мы поставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Продолжите предложения.

1. Я узнал.....

2. Я научился......

3. Мне понравилось....

4. Я затруднялся.....

5. Знания, полученные на уроке, пригодятся мне ....

В.А - Верьте, что добрых людей вокруг нас намного больше чем равнодушных. И сами старайтесь сделать больше добра!

Спасибо за урок!.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. "Сложное предложение"

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС,...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...