Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Небольшая статья в помощь учителям русского языка и литературы. Какие новые формы смыслового чтения предлагают требования ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы

Чтению и работе с текстом в школе всегда уделялось большое внимание.

Требования ФГОС подразумевают несколько изменить старые формы работы на новые. Чтение относится к базовым умениям, необходимым для продуктивной работы, для свободного общения с людьми, для владения компьютером.

Сегодня необходим грамотный читатель, способный не просто быстро читать, а способный сразу понимать прочитанное, осмысливать, анализировать полученный текст.

Термин «смысловое чтение» подразумевает понимание читающим той информации, с которой он работает.

Виды чтения достаточно разнообразны :

-ознакомительное, то есть быстрое чтение с пониманием основных смысловых частей, но без установки на последующее воспроизведение.

-изучающее, то есть точное понимание информации,  и ее воспроизведение.

-просмотровое, способное выделить необходимую часть или разделить текст на части.

Смысловое чтение-это метапредметный результат освоения образовательной программы. Все универсальные действия задействованы в смысловом чтении. В личностные входят мотивация чтения, отношение к себе и другим. В познавательные – логическое мышление, творческое воображение, увеличение запаса слов и др. В регулятивные – способность выполнить поставленную учебную задачу и выбор формы деятельности. В коммуникативные - научиться работать в группе или коллективе.

Современная школа использует довольно разнообразные методы развития смыслового чтения

Работа с текстом включает в себя три этапа:

-работа с текстом до чтения;

-работа с текстом во время чтения;

-работа с текстом после чтения.

Одним из самых распространенных приемов является прием «Толстых и тонких» вопросов. Работа по составлению таких вопросов хорошо идет в любом классе. Учащиеся посильнее составляют «толстые» вопросы, требующие понимания прочитанного . Слабые учащиеся способны составить «узкие», для ответа на которые требуется только знание текста.

Прием «Составления записей» тоже достаточно прост и понятен, он может быть в любой удобной для учащегося форме, вплоть до рисунков или простых таблиц.

Известна форма «Ромашки Блума», где на каждом лепестке пишутся вопросы для уточнения того, что сказал учени , или объясняющие вопросы, или творческие вопросы. Лепестков может быь столько, сколько удобно учителю.

Прием «Инсерт» требует пометки в тексте : V-уже знал; +- новое ; -- думал иначе;-?- не понял

Прием «Чтение в кружок» подразумевает от каждого читающего предельного внимания, так как экземпляр текста только один . Слушающие задают вопросы тому, кто прочел очередной абзац, проверяя , как он понял прочитанное, и так работа идет по кругу.

Приемов для смыслового чтения сегодня вполне достаточно для того, чтобы учитель выбрал те из них, которые подходят для работы с тем или иным классом

Использованные ресурсы:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...

Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....