Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Комплексный анализ текста.
тренажёр по русскому языку (9, 11 класс)

Комплексный анализ текста – это исследовательская деятельность, позволяющая:

- сблизить преподавание русского языка и литературы;

- обобщить и систематизировать знания учащихся, необходимые и при анализе текста, и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- целостно рассмотреть текст в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

                                                                                     Статных С.А.(МБОУ гимназия №1)

Текстологический подход к преподаванию русского языка позволяет осуществить интеграцию курсов русского языка и литературы и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Текст – содержательно-смысловое, композиционное  и языковое единство, к изучению которого можно подходить как целостно, так и разноаспектно. Направленность приемов на анализ-синтез какой-либо одной стороны высказывания или всего текста в целом позволяет систематизировать знания учащихся по всем разделам языкознания. Необходимо научить учащихся понимать смысловую нагруженность текста, оценивать форму исходного текста, уметь выражать свое отношение к содержанию текста, к поднятым проблемам, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным. Важно научить рецензировать свой текст, чтобы учащиеся создавали работы творческие.

Главная задача языкового образования – формирование коммуникативной компетенции. Поскольку текст – высшая единица коммуникации, учить  анализировать структуру, содержание, форму текста, правильно  его интерпретировать и развивать умение создавать собственный текст – задача учителя.

Комплексный анализ текста – это исследовательская деятельность, позволяющая:

- сблизить преподавание русского языка и литературы;

- обобщить и систематизировать знания учащихся, необходимые и при анализе текста, и при подготовке к ЕГЭ;

- целостно рассмотреть текст в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации,

- познакомить с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации,

- познакомить с различными критериями оценки текста и научить применять их на практике,

- повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию;

-  научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста,

- научить определять уместность, логичность, последовательность и точность каждого элемента текста,

- владеть культурой как устной, так и письменной речи в различных сферах применения языка;

- развить умение самостоятельно создавать текст как творческую работу,

- учить  приемам ведения   конструктивного диалога.

Необходимо показывать учащимся, насколько языковые возможности слова раскрываются при внимании к слову. Умение верно анализировать текст, объяснять его лингвистическую природу помогает строить диалог с текстом:

- учить видеть, слышать и чувствовать текст;

- пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

- формировать эстетический вкус;

- развивать образное мышление, создать условия для творчества;

- учить общению, формировать коммуникативную личность.

Образный потенциал слова велик, и ученики при таком анализе учатся определять полисемантичность слов и полиассоциативность понятий,   звуковую и цветовую организацию текста.

Виды анализа текста:

-смысловой,

-структурный,

-композиционный,

-языковой (или лингвистический), разновидностью которого считаются стилистический и грамматический анализ.

Смысловой анализ текста включает:

-определение коммуникативной задачи автора,

-выяснение значения неизвестных слов,

-раскрытие функций заголовка,

-определение темы,

-определение основной мысли,

-соотношение темы, идеи с заголовком,

-выделение ключевых слов, предложений,

-осмысление шрифтовых выделений,

-анализ примеров, приведение своих,

-поиск ранее известного и нового в тексте,

-установление разнообразных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями (вопросы по содержанию).

Задания на осмысление текста могут быть различными:

-постановка  вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);

-составление плана;

-построение «линии смыслового развертывания текста» (композиционная схема, схема грамматической связи предложений);

-передача содержания текста в форме опорного конспекта;

-подробный пересказ текста;

-компрессия текста (сжатый пересказ, тезирование, конспектирование);

-аналитическое связное (письменное или устное) высказывание читателя о тексте.

Структурный анализ:

-устанавление макро- и микросвязей (определение микро- и макротем, деление текста на завершенные в тематическом или смысловом отношении части);

-группировка частей по смыслу (или перегруппировка в более крупные или мелкие);

-установление смысловых  и грамматических связей между частями текста (предложениями);

-определение причин абзацного деления.

Языковой анализ представлен как:

-стилистический анализ,

-лексический анализ,

-анализ изобразительно-выразительных средств,

-фонетический  и орфоэпический анализ (звуковая организация текста),

-орфографический анализ,

-морфемный и словообразовательный анализ,

-морфологический анализ,

-пунктуационный анализ,

-синтаксический анализ.

Таким образом, проведя анализ в комплексе, исследуя  различные уровни словесного «воплощения», ученик постепенно начинает чувствовать слово, думать над словом, искать его истинный смысл, выражать свою индивидуальность – себя – в слове. Овладевая русским поэтическим языком, ребенок начинает воспринимать образность художественного текста, совершенствовать свою речь. Чем глубже и шире читательский опыт, тем больше сторон открывается учащимся в художественном тексте. Так при анализе ученики овладевают главным – искусством быть ЧИТАТЕЛЕМ,

ТЕКСТ 1. 

Великий сеятель земли.

1. Иногда думается: а отыщет ли человек в своем языке другое какое-нибудь еще слово, как это, - Земля? 2. Когда мы пишем его с большой буквы, то разумеем целую планету, ставшую обителью множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих Вселенную. 3. Как бы сужаясь, слово это заключает в себе сразу и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого, однако, рождаются все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.

        4. Постоянно преображаясь, оно становится то метафорой, то основанием мудрой народной присказки или поговорки, то символом, обозначающим и крайнюю бедность, и неслыханное богатство. 5. Неизменно неся на себе огромную социальную нагрузку, слово «земля» часто становится то в заголовки политических, философских, экономических трактатов, то в названия лирических произведений… 6. Нередко оно употребляется и для обозначения страны. 7. В этом случае люди говорят: «Моя земля!» - что для нас, россиян, ассоциируется с понятием России, дорогой нам до слез, до сладкого сердцебиения.

                                                                                                        М. Н. Алексеев.

  1. Определите тему, основную мысль отрывка из книги М. Н. Алексеева «Великий сеятель земли».
  2. Определите, к какому стилю и типу речи относится текст.
  3. Докажите, что слово «земля» становится то метафорой, то символом.
  4. Что значат для вас слова «Моя земля»? Письменно ответьте на поставленный вопрос.
  5. Докажите, что основной композиционный прием, используемый писателем, - антитеза. С какой целью автор применяет это художественное средство? Выпишите антонимы из текста. Определите, какие из антонимов являются контекстуальными.
  6. Какое синтаксическое средство выразительности стало средством связи 4 и 5 предложений?
  7. Выпишите из предложений 2 - 4 вводные слова. Составьте с выписанными словами предложения, в которых слова утратили свою синтаксическую функцию. Определите, к какой морфологической категории они относятся.
  8. Выпишите из предложения 3 словосочетания со связью согласование. Определите часть речи зависимых слов.
  9. Выпишите из предложения 6 словосочетания со связью управление.
  10. Выпишите из предложения 5 словосочетания со связью примыкание.
  11. Определите способ образования слов: сужаясь (предложение 3), разнообразие (предложение 3), нагрузка (предложение 5), название (предложение 5), нередко (предложение 6), обозначение (предложение 6), сердцебиение (предложение 7).
  12. Из предложений 2 – 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  13. Из предложений 2 – 3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  14. Из предложений 1 – 3 выпишите указательные местоимения.
  15. Из предложений 2 – 3 выпишите определительное местоимение.
  16. Из предложений 3 – 6 выпишите относительные местоимения.
  17. Из предложений 1 – 4 выпишите действительные причастия.
  18. Из предложений 3 – 6 выпишите частицы.
  19. Напишите номер простого предложения с обособленными распространенными однородными определениями.
  20. Напишите номера простых предложений с обособленными распространенными обстоятельствами.
  21. Напишите номер предложения с обособленным нераспространенным приложением.
  22. Напишите номер сложного предложения, одна из частей которого является безличным предложением.
  23. Прочитайте «Лихое зелье» Солженицына А. И. (текст 2) – одну из «крохоток» писателя – и определите, в чем М. Н. Алексеев и А. И.Солженицын видят веру в человека?
  24. Напишите рецензию по данному тексту М. Н. Алексеева, используя в качестве аргумента высказывание В. Г. Короленко:

 «Слово не есть мертвое и внешнее зеркало; оно есть в то же время оружие живого, движущегося, совершенствующего духа. Оно есть орудие совершенствования…

Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает – другим людям. И это до такой степени органически связано с самой сущностью слова, что замкнутое, не переданное, не разделенное, - оно глохнет и умаляется».

           Разверните мысль писателя.

ТЕКСТ 2.

Чтобы не сгореть на воде…

1. Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, — еще недавно чистую благодатную зеленую землю нашу — сегодня омывает Великая Вода. Очищает новый Потоп. 2. Пускай через триста лет — как после татаро-монгольского ига, — но возродится и будет простираться величественно и бескрайне прекрасная земля наша от океана до океана. 3. Будет!

4. Но народ, ее населявший? 5. Что станется с ним?

6. Народ, Род, жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему Изначала. 7. Слово. 8. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи.

9. Только Слово. 10. Не картинка на экране телевизора, «видика», не строка, возникшая и растворившаяся в модном ныне Интернете. 11. Живое Слово живого языка.

12. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, Словом останавливали кровь,          поднимали на подвиг. 13. “Он Слово знает!..” — говорили про удачливого.

14. «В начале было Слово, — сообщается в Евангелии от Иоанна. — 15....В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков...»

16. У всех народов, у русского тоже, существовали творцы новых слов. 17. Из разговорной речи они переходили в литературу: вспомните Тургенева с его «шуршит», «стушевался» Достоевского. 18. Переходили и закреплялись навечно.

19. …Умирает русский язык. 20. Умирает! 21. Сочтите, сколько слов употребляют в разговоре — русских слов?.. 22. Ведь благостные словеса-камуфляж льются и льются, «общественность бьет и бьет в набат» — и что? 23. Ничего...

 24. Горько все это писать…

25. А ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Далем в конце теперь уже позапрошлого века, содержится двести тысяч (!!!) слов. 26. У Ожегова и то пятьдесят семь тысяч. 27. Где они?

28. Ныне в обиходе разговорном (да и у иных писателей!) пятьсот слов русских.

29. Нынешние дети прекрасно знают, что такое «сникерсы» и «памперсы» и тому подобные «баунти», но не знают, что такое мятлик, лисохвост, тимофеевка, льнянка, дрема, иван-да-марья, таволга, — распространенные травы и цветы наших лугов им неизвестны, неинтересны. 30. Но ведь и травы эти еще есть и птицы все еще не уничтожены “цивилизацией”, — это Мир, окружающий телевизоры и компьютеры, прекрасный, благоуханный, многоподробный мир, дарящий мудрость душе и спокойную обоснованность выбора своей судьбы существу, судьбу эту обдумывающему…

                Майя Ганина.

  1. Определите стиль текста. К какому типу речи относится текст? Обоснуйте выбор.
  2. Выпишите ключевые слова. Определите проблему, поднимаемую автором.
  3. Какие средства выразительности помогают передать авторскую позицию?
  4. Выпишите номера предложений, в которых риторические вопросы побуждают задуматься о будущем человечества.
  5. Какова роль интертекстуального* включения?

Раскройте смыл понятия «живое Слово живого языка», прочитав начало из Евангелия от Иоанна и отрывок из трагедии «Фауст» И. В. Гете:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть…

В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…

И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати истины… (Иоанн, 1: 1-5, 14).

«В начале было Слово». С первых строк

Загадка. Так ли  понял я намек?

Ведь я так высоко не ставлю слово,

Чтоб думать, что оно всему основа.

«В начале Мысль была». Вот перевод.

Он ближе этот стих передает.

Подумаю, однако, чтобы сразу

Не погубить работы первой фразой.

Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?                            «Фауст» И. В. Гете.

Почему в библейском тексте и в статье  М. Ганиной понятие «Слово» дается с заглавной  буквы, а в произведении И. В. Гете – с прописной? Что достигается благодаря приданию нового смысла?

  1. Выделите микротемы. Составьте развернутый план текста.
  2. Выпишите номера предложений, в которых лексический повтор служит средством связи с предыдущими предложениями.
  3. Выпишите номера предложений, в которых парцелляция усиливает экспрессивную окраску текста.
  4. Какой троп замедляет в конце текста ход рассуждения автора, наполняя текст лирической тональностью?
  5. Выпишите из текста окказионализм. Какое емкое понятие передает индивидуально-авторское слово?
  6. Выпишите номер предложения, в состав которого входят односоставные определенно-личное предложение и неопределенно-личные предложения.
  7. Среди предложений 25 - 30 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) соподчинением придаточных.
  8. Среди предложений 5 - 10 найдите простое предложение с обособленным определением.
  9. Выпишите из предложения 23 словосочетания с подчинительной связью согласование, управление, примыкание. Определите часть речи зависимых слов.
  10. Выпишите из предложений 29 – 30 причастия. Определите их разряд.
  11. Выпишите из предложений 2 - 9 частицы.
  12. Выпишите из предложений 16 -17 союз.
  13. Выпишите из предложений 12 -13 слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
  14. Определите способ образования слов: изначала (предложение 6), подвиг (предложение12), разговорный (предложение 17), обиходе (предложение 28), обоснованность (предложение 30).
  15. Напишите рецензию, используя в качестве аргумента размышления  Е. Евтушенко (отрывок из романа «Ягодные места»):

…«народ». Слово изрядно замусоленное, затертое, столько раз употребляемое всуе, а все-таки могучее. Слово это нельзя слишком часто говорить — его надо думать. Отделенный сейчас от своего народа таким огромным преодоленным пространством, космонавт, может быть как никогда раньше, почувствовал себя частью этого народа, словно был запущен в космос на невидимой ниточке, выдернутой из хоругви на Куликовом поле, освященной Сергием Радонежским, или из паруса первого петровского ботика, или из флага над рейхстагом. Разъединенные по своим избам, баракам, коммунальным кухням, кооперативным квартирам с глазками, встроенными в двери, люди иногда забывают, что они — народ и что есть историческая ниточка, связывающая их из раздробленности, оторванности, отчужденности в единое целое. Народу надо напоминать, что он — народ».

*Интертекстуальность – включение одного текста в другой. Текст есть пространство пересечения других текстов.

ТЕКСТ 3.

Лихое зелье.

        1. Сколько же труда кладет земледелец: сохранить зерна до срока, посеять угодно, дохолить до плодов растения добрые. 2. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки – не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. 3. То-то и пословица: лихое зелье – не скоро в землю уйдет.

        4. Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?

        5. Видя невылазность  человеческой истории, что в давнем-давнем давне, что в наисегодняшнем сегодня, - понуро склоняешь голову: да, знать – таков закон всемирный. 6. И нам из него не выбиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами.

        7. До конца человечества.

        8. И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.

                                                                                                      А. И. Солженицын.

  1. «Лихое зелье» - одна из «крохоток» (серия микрозарисовок, притч, эссе, дневниковых записей) писателя.  Найдите основные понятия, раскрывающие проблему, поднятую писателем.
  2. Определите основную мысль текста. В каком предложении выражена идея текста?
  3. Определите символику названия текста.
  4. В чем советует писатель искать опору, свет надежды, жизненные ориентиры?
  5. В чем своеобразие языка писателя? В чем особенности  «Словаря языкового расширения» Солженицына?
  6. Найдите  книжные и просторечные  слова. Как писатель преодолевает разрыв между книжным и просторечным языком?
  7. С какой целью в текст  вводятся окказионализмы? Как расширяет писатель смысловые оттенки слова?
  8. Определите способы образования индивидуально-авторских слов.
  9. Определите, какое синтаксическое средство связи использовано в предложениях     6 - 8.
  10. С какой целью писатель многократно использовал тире? Определите, в каких предложениях ставится авторский знак. Напишите номера этих предложений.
  11. Напишите номер сложного предложения, одна из частей которого является безличным предложением.
  12. Напишите номера бессоюзных сложных предложений.
  13. Напишите номер сложного предложения с однородным  подчинением придаточных.
  14. Выпишите из предложения 1 словосочетание с подчинительной связью примыкание.
  15. Выпишите из предложения 2 словосочетания с подчинительной связью согласование. Определите часть речи зависимых слов.
  16. Выпишите из предложения 8 словосочетание с подчинительной связью управление.
  17. Из предложений 4 – 8 выпишите страдательное причастие.
  18. Из предложений 5 – 8 выпишите указательное местоимение.
  19. Определите, к какой морфологической категории (части речи) относится слово что (предложение 5).
  20. Выпишите из предложения 2 слова, образованные бессуффиксным способом.
  21. Найдите в предложениях 5-8 слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
  22. Из предложений 1 – 3 выпишите предлоги.
  23. Напишите рецензию по данному тексту.

ТЕКСТ 4.

Матренин двор (отрывок).

   1. Летом  тысяча девятьсот пятьдесят шестого  года  из пыльной горячей  пустыни я возвращался  наугад - просто в  Россию. 2. Мне  просто хотелось  в среднюю  полосу  -  без  жары,  с  лиственным  рокотом  леса.  3. Мне хотелось затесаться и затеряться  в самой нутряной*  России -  если такая где-то была, жила.

    4.  Каждую  букву  в  моих документах  перещупали, походили  из  комнаты  в комнату и куда-то звонили. 5. Тоже и для них редкость была - все день просятся в  город, да покрупней.   6. Сперва и разговаривать со мной не  хотели. 7. Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт».

     8. Торфопродукт?  9. Ах,  Тургенев не  знал, что  можно  по-русски  составить такое!

10. В Торфопродукт легко было приехать. 11. Но не уехать.

    12.  А    на  этом  месте  стояли  прежде и  перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. 13. Потом их  вырубили - торфоразработчики и соседний  колхоз. 14. Председатель его, Горшков, свел под корень  изрядно гектаров леса  и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз и возвысив.

    15.  Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные, худо  штукатуренные бараки  тридцатых  годов  и,  с  резьбой  по  фасаду,  с остекленными  верандами, домики  пятидесятых.

     16. Над  поселком  дымила  фабричная  труба, туда  и  сюда  сквозь  поселок проложена  была узкоколейка, и паровозики, тоже  густо-дымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами.

     17. Вот куда завела меня  мечта о тихом уголке России…

     18. Мне не  спалось  на  станционной скамье, и я чуть свет опять  побрел по поселку. 19.  Теперь  я увидел крохотный  базарец.  20. По рани единственная женщина стояла там, торгуя молоком. 21. Я взял бутылку, стал пить тут же. 22. Меня поразила ее речь: она не говорила,  а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии:

     23. - Пей, пей с душою жела'дной. Ты, пота'й, приезжий?

     24. - А вы откуда? - просветлел я.

     25. И  я узнал,  что  не всё вокруг торфоразработки, что есть  за  полотном железной дороги - бугор, а за бугром - деревня, и деревня эта - Тальново, испокон она здесь, еще когда была барыня-"цыганка" и кругом лес лихой стоял. 26. А  дальше  целый  край  идет деревень:  Часлицы,  Овинцы,  Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подале, к озерам.

    27. Ветром  успокоения потянуло на меня от  этих названий: они  обещали мне кондовую** Россию.

     28. И я попросил мою новую  знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом. 29. Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мостиком. 30. Милей этого места  мне  не  приглянулось   во   всей   деревне:   две-три  ивы,  избушка перекособоченная,  а  по пруду  плавали  утки,  и выходили  на  берег  гуси, отряхаясь.

                                                                                                      А. И. Солженицын.

* перен. Глухой, как бы исходящий изнутри.

 ** Исконный, сохранивший старые обычаи, устои (устар.). Кондовое купечество. 

  1. Укажите стилевую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Определите тип речи.
  2. Найдите ключевые слова, словосочетания. Озаглавьте текст.
  3. В каком предложении выражена основная мысль текста? В чем, по мнению писателя, нужно искать выход из пустоты?
  4. О. Мандельштам писал, что язык прозы А. И. Солженицына – это «язык пространства, сжатого до точки». Найдите описание поселка и определите, как писателю удается передать  масштабность такого явления, как  разруха и запустение?
  5. Какие языковые средства помогают передать основную мысль писателя? Укажите метафоры, олицетворения, эпитеты.
  6. Найдите предложения, в которых ирония становится средством выражения авторской позиции – горечи по утраченному,  боли о заброшенности человека.
  7. Найдите окказионализмы в тексте, определите лексическое значение индивидуально-авторских слов.
  8. Как писателю удается поменять тон повествования?  Какую лексику использует автор?
  9. Найдите среди предложений 5 – 13 такое, в котором парцелляция становится средством связи между предложениями.
  10. Среди предложений 7 - 19 найдите сложные  предложения, одна из частей которых является безличным предложением.
  11. Среди предложений 16 – 26  найдите сложное   предложение с однородным подчинением  придаточными. Напишите номер этого предложения.
  12. Среди предложений 16 – 22  найдите простое   предложение с обособленным распространенным обстоятельством.
  13. Среди предложений 2  – 13  найдите простые односоставные безличные  предложения. Напишите их номер.
  14. Среди предложений 2  – 13  найдите простые односоставные неопределенно-личные   предложения. Напишите их номер.
  15. Выпишите из предложения 22 словосочетание  с подчинительной связью согласование.
  16. Выпишите из предложения 1 наречия.
  17. Выпишите из предложения 2 частицу.
  18. Выпишите из предложения 15 предлоги.
  19. Определите способ образования слов: рокот (предложение 2), сперва (предложение 6), разговаривать (предложение 6), по-русски (предложение 9), выгодно (предложение 14), приезжий (предложение 23), успокоение (предложение 27), название (предложение 27).
  20. Напишите рецензию по тексту, используя в качестве аргумента отрывок из романа-мифа «Коралловая Эфа»  Тимура Зульфикарова: 

    ...Русь! Слеза ты моя!.. — повторял я... 

    Я глядел на златоплещущие леса и думал о том, что у японцев есть всенародный праздник цветущей сакуры-сливы, когда все японцы в блаженном забытьи созерцают цветущее дерево... 

    А Русь — это страна неоглядных лесов, страна золотых, неистовых, целительных листопадов, и нам нужен праздник листопадов, и чтобы в эти золотистые, бархатистые, шелковистые, парчовые дни мы бежали из обреченных городов и бродили в опадающих дубравах, осыпанных золотыми, нежными листьями... 

    О, как бы дети и старики полюбили эти праздники листопадов!.. 

    Русь! Слеза ты моя... 

    А вот только сейчас, с этой сыновней болью потери Ты, кроткая, незнакомая, впервые наго, остро, болезно, мучительно открылась мне... 

   Эти черные, как рана, обугленные, словно побывавшие в огне войны, деревеньки с малыми именами: Едрово... Пнево... Ручьи... Самогонки... Колодцы... Листопады... Грибки... Зайцеве... Песенки... Паны... 

   Эти непроезжие, трясучие, дремучие дороги, давно уже никуда на земле не ведущие, а только уходящие в Царствие Небесное, что ли?..  

   Потому что деревеньки, куда вели эти дороги, уже повымерли, уже подгнили, уже подплыли, уже пали в конские щавели, лопухи, бурьяны, уже они от одиночества насмерть соскучились, обрушились, измучились… 

   Россия сельская, деревенская, святая, избяная, кормильная повсеместно пустела и уходила в траву... 

   О, Боже!..

   Ай, Русь! Не победили тебя татары! Французы! Немцы! коммунисты… а победили Тебя бесы-демократы и великие забвенные травы! травы! травы! да! да! да... 

   Повсюду было победное восстание варвара-сорняка!.. И в городах, и в деревнях... 

   Русь! Слеза ты моя!.. Но такие вымахали травы — что ни видать Тебя!

   Ау! Где ты, старуха-изба с веселыми  ситцевыми геранями?.. 

   Да куда я?.. Но! Впервые от сыновней боли я почуял, полюбил обреченно, смертно, до сердечных колебаний, замираний и перебоев, с великой разрывчивой, раздирающей любовью — эти согбенные деревеньки, эти готовые к закланью пилами и топорами леса, эти непроезжие, потерявшие обличье, как бомжи, дороги и тропы... Бомжи-дороги... Бомжи-тропы!.. Бомжи-леса... Бомжи-деревни...

    Я много ездил по миру, много видел стран и пейзажей, но этот — русский — один неслыханный в мире! - волнует, сладко коробит, мучит меня... 

ТЕКСТ 5.

Отраженье в воде.

1. В поверхности быстрого потока н_различить отражений н_близких, н_далеких: даже если н_мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в не_угомонной смене воды отраженья не_верны, не_отчетливы, не_понятны.

2. Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившийся, или в озерке, где вода не продрогн_т, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую гладь неба.

        3. Так и ты, так и я. 4. Если до сих пор н_как н_увидим, все н_как н_отразим бессмертную чеканную истину, не_потому ли, значит, что еще движемся куда-то? 5. Еще живем?..

                                                                                                     А. И. Солженицын.

  1. Текст спишите, пропущенные орфограммы объясните.
  2. Выпишите все словосочетания с главным словом существительным, определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
  3. Выпишите наречия из текста.
  4. Выпишите  из текста причастия, определить разряд, время, суффиксы выделите.
  5. Выпишите из предложений 1 - 2 частицы.
  6. Выпишите  из предложений 1 - 2   сочинительные союзы.
  7. Выпишите  из предложений 1 - 2   слова, образованные приставочным способом.
  8. Выпишите из предложения 1 - 2 слова, образованные приставочно-суффиксальным  способом.
  9. Определите способ образования слов: отражений (предложение 1), (в) смене (предложение 1), остановившийся (предложение 2), (в) заводи (предложение 2), гладь (предложение 2), бессмертную (предложение 3).
  10. Напишите номер сложного предложения, одна из частей которого является определенно-личным предложением.
  11. Напишите номер сложного предложения, одна из частей которого является безличным предложением.
  12. Напишите номер сложного предложения с параллельным подчинением  придаточных.
  13. Напишите номер сложного предложения с однородным  подчинением придаточных.
  14. Какое средство выразительности стало средством связи 4 и 5 предложений?
  15. Определите, к какому стилю и типу речи относится текст.
  16. Определите основную мысль текста. Найдите основные понятия, раскрывающие проблему, поднятую писателем.
  17. Раскройте смысл притчи, выразив авторскую позицию.
  18. Напишите рецензию по данному тексту, используя в качестве аргумента притчу Енгибарова Л. «Обыкновенное – необыкновенно» (текст 4).

ТЕКСТ 6.

Обыкновенное – необыкновенно.

          1. Весной Ручеек выбился из-под горы и понесся, журча, вниз по лужайке.

2. - Я самый-самый, - запел он, хотя, что это такое, еще не знал. 3. Ручеек был молод и мог стать любимым, даже самым-самым. 4. Перед ним был огромный лес, за которым - поле, потом опять лес и опять поле, деревни и города и много еще чего удивительно красивого и трудного на земле, по которой так легко скакать, потому что она покатая, покатая...

5. А чтобы не погибнуть и добраться до прекрасного синего моря, нужно пробиваться через бурелом, выдерживать засуху, поить людей и животных, вертеть мельничные колеса, быть храбрым водопадом, сливаться с другими и идти к Морю...

6. - Нет, - подумал Ручеек, - я самый необыкновенный!

7. И свернул к большой Реке. 8. Он незаметно юркнул в нее и спокойно поплыл вместе с ней к Морю.

9. А она, широкая душа, даже и не заметила...

10.Она тащила корабли, давала свет, стерегла карасей и сомов от рыболовов и кошек. 11. Да мало ли у нее было забот...

12. Так прошли весна, лето, наступил сентябрь, и Река разлилась - впереди показалось Море.

13. Тут Ручеек отскочил в сторону и зазвенел:

14. - Я самый необыкновенный: я пробился к Морю! 15. Но вдруг увидел, что таких «необыкновенных», которые прятались в Реке, очень много...

16. А все почести, мосты и набережные люди отдали Реке, которая делала обыкновенные нужные на земле дела. 17. Обыкновенные.

18. И вообще, обыкновенное - необыкновенно.

                Л. Енгибаров.  

  1. Определите, к какому стилю и типу речи относится текст.
  2. Раскройте жанровое своеобразие притч.
  3. Каков иносказательный смыл текста?
  4. Дополните ассоциативный ряд: пробиваться – выдерживать – добираться – опускаться – подниматься - … Какое слово должно быть последним -  т. е. передающим  осмысленность  жизни человека?
  5. Какое средство выразительности использует автор в названии притчи?
  6. Определите лексическое значение слова «необыкновенный» в предложениях 14, 15.
  7. Среди предложений 13 -18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстуального антонима и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
  8. Найдите среди предложений 12 -18 слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
  9. Выпишите из предложения 5, 11  и 16 слова, образованные бессуффиксным способом.
  10. Из предложений 1 – 3 выпишите относительное местоимение.
  11. Из предложений 5 – 12 выпишите частицы.
  12. Среди предложений 7 - 13 найдите предложение без сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.
  13. Выпишите из предложения 13 -15  словосочетания с подчинительной связью примыкание.
  14. Выпишите из предложения 15 словосочетание с подчинительной связью согласование.
  15. Среди предложений 1 - 10 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
  16. Напишите номер сложного предложения, части которого являются безличным предложением.
  17. Среди предложений 1 - 6 найдите сложное  предложение с последовательным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  18. Напишите рецензию по данному тексту.

ТЕКСТ 7.

Доктор Живаго (отрывок из романа).

1. Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. 2. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. 3. Несмотря ни на что, было против правил оставаться к этому в безучастии. 4. Надо было делать то же, что делали другие. 5. Шел бой, и надо было отстреливаться, потому что невозможно было ни поддаваться страху, ни отступать, когда в него и товарищей стреляли.

         6. Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым он сочувствовал. 7. Стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречащим его намерениям, и, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью никто из нападающих не становился, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

        8. Как ни опасался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий выдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. 9. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни.

        10. Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

                                                                                                        Б. Л. Пастернак.

  1. Выпишите из 6 предложения слова, в которых все согласные звонкие.
  2. Выпишите из 6 предложения слово, в котором 2 согласных звука.
  3. Выпишите из 2 предложения слово с глухим твердым шипящим звуком.
  4. Выпишите из 7 предложения слово с твердым звонким шипящим звуком.
  5. Выпишите из 3 предложения слово, в которых все согласные глухие.
  6. Определите часть речи  слов: однако (предложение 1), немыслимо       (предложение 1), выше (предложение 1), совершавшегося (предложение 2) , вокруг (предложение 2) ни на что (предложение 3), против (предложение 3),  которым предложение 3), то предложение 4).
  7. Определите разряд прилагательных из 6-10 предложения.
  8. Выпишите из 6-8 предложений все местоимения, определите их разряд.
  9. Выпишите из 1-2 предложений переходные глаголы.
  10. Выпишите из 6-7 предложений субстантивированное причастие (причастие в роли существительного).
  11. Выпишите из 2 абзаца наречие степени.
  12. Выпишите из 1 абзаца производные предлоги.
  13. Выпишите из 2-5 предложений подчинительные  союзы.
  14. Определите способ образования слова приказ.
  15. Выпишите из предложения 2 словосочетание  с подчинительной связью согласование.
  16. Выпишите из предложения 7 словосочетания с подчинительной связью примыкание. Определите часть речи зависимых слов.
  17. Выпишите из предложения 4 словосочетание с подчинительной связью управление.
  18. Выпишите из предложения 6 - 7 слово, образованное приставочно-суффиксальным  способом.
  19. Определите тип подчинительной связи в словосочетании приказ отступить.
  20. Запишите номера предложений, в которых есть составные именные сказуемые.
  21. Выпишите все составные глагольные сказуемые из текста.
  22. Подчеркните в тексте обособленные согласованные определения и выпишите номера предложений, в которых они встречаются.
  23. Найдите обособленные обстоятельства и выпишите номера предложений, в которых они встречаются.
  24. Среди предложений 1 - 5 найдите простое предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  25. Среди предложений 1 абзаца найдите сложноподчиненное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.
  26. Выпишите номера предложений, в которых придаточные определительные.
  27. Среди предложений 4 - 8 найдите сложные  предложения с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номера этих предложений.
  28.  Среди предложений 2 - 5 найдите сложное   предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  29. Среди предложений 4 - 8 найдите сложное   предложение с однородным подчинением  придаточными. Напишите номер этого предложения.
  30. Определите стиль и тип речи текста.
  1. художественный стиль; повествование;
  2. художественный стиль; рассуждение с элементами повествования;
  3. публицистический стиль; описание;
  4. публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования.
  1. Аргументируйте свою точку зрения.
  2. Найдите в тексте слова высокого стиля. С какой целью автор их использует?
  3. Познакомьтесь с фрагментом рецензии на прочитанный вами текст. Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

        Текст Б. Пастернака затрагивает философскую тему осмысления человеческой жизни. Этому способствует большое количество __________(предложение 1, 2, 5), которые необходимы автору для речевого оформления своих рассуждений о вечной проблеме жизни и смерти. _________ из 2 предложения («приковала его неволя», «в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него») придают тексту не только образность, но и философский настрой, а __________(« на живот, а на смерть», «стрелять сдуру») усиливают этот эффект. Размышления, раскрывающие суть человеческой натуры, не могут обойтись без такого приема, как __________ («шел бой», «опасался доктор»), подчеркивающего способность человека оголять правду перед лицом опасности.

Список терминов:

  1. гротеск
  2. парцелляция
  3. метафора                                                    
  4. эпитет  
  5. олицетворение                                                                                              
  6. фразеологизм
  7. ирония
  8. вопросительные и восклицательные предложения
  9. сравнительный оборот
  10. однородные члены
  11. инверсия

                                           

  1. Определите тему, основную мысль текста.

Напишите сочинение – рецензию. В качестве аргумента используйте размышления писателя,  публициста Ф. Искандера:       «Нормальный человек  может  срубить дерево,  некоторым  образом чувствуя жалость к нему, с еще большим чувством жалости, но преодолевая его, он может зарезать животное,  чтоб  воспользоваться  его  мясом,  но  перед  убийством человека  для нормального человека  встает  невидимая,  но  хорошо ощущаемая стена -  это сама психическая  сложность человека.  Человек слишком сложен,

чтобы убивать его. Убивая человека, ты слишком многое убиваешь заодно с ним, и прежде всего свою душу.

     Убийство  человека  -  это  в  миниатюре  уничтожение  жизни на Земле».

ТЕКСТ 8.

Размышления писателя.

1. Но   в  каком  соотношении  между  собой  чу…ство   жалости  и  чу…ство справедливости? 2. Жал…сть к  человеку. 3. Боль за человека. 4. Жалость  выше справедливости, но справедливость долговечней. 5.Вспоминая  момент про…вления жалости  к человеку уже  с некоторого  временного ра(сс,с)тояния  мы можем ос…знать  что пожалуй переборщили. 6. Этот человек был (не)досто…н этой степ…ни жалости.

    7. Но вспом…ная справедливое  решение по отношению к человеку мы не можем себе сказать, что переборщили по части справ…дливости. 8. Жалость я уверен  (не)объ…снима (н…)какими  рац…ональными  соображениями она идет к человеку (с)верху, от Бога.

    9. Однако почти всякий  человек  иногда мучительно  вспоминает  случаи  из своей жизни, где должен был про…вить жалость, но не про…вил. 10. В чем дело, где был в тот миг наш Бог?  11. Думаю  сигналы (с)верху были,  но мы сами  в то время были  (на)столько  расчеловече(н,нн)ы,  что не  могли  их  принять. 12. Однако человек нравстве(н,нн)о  (не) тупой сохраняет этическую память  и  во(с,сс)танавливая картину своего  равнодушия мучается,  кается и тем самым проч…щает  пр…емник  своей души. 13. Чувство справедливости можно сказать более горизонтальное: пытаясь найти  справедливое решение  по  отношению  к человеку, мы как  бы  мысле(н,нн)о переб…гаем от этого человека ко многим другим и от многих - как вывод - к этому одному.

     14. Первоначальным толчком  к  чу…ству справедливости может  быть жалость к человеку, но в развитом виде чу…ство справедливости - это жалость к истине, любовь к  ней. 15. Но человек в сложных случаях жизни отталк…ваясь от  жалости, может  поистине  запутаться  в  поисках  формулы  добра  что  приводит  к  самым безжалос…ным и несправедливым выводам.

     16. Таким был  наш  социализм на  практике.  17. Можно  со всей  безусловностью утверждать,  что  первоначальным толчком  всех социалистических  теорий была жалость  к обездоле(н,нн)ому  человеку.  18. Как же могло  получиться, что учение в основе которого  лежала жалость к человеку пор…дило самое безжалостное общество?  19. И не совсем случайные слова Горького  стали его лозунгом: жалость ун…жает  человека.   20. Ведь,  кроме  пр...рожде(н,нн)ых   палачей,  были   же  среди революционеров  искре(н,нн)ие,  желающие  добра  люди?  21. Неужели  они  не  видели прот…воречия между об…явле(н,нн)ым ид…алом этого государства - любви к народу и самым  безжалостным  отношением  к  нему в  жизни?  22. Безусловно  видели,  но оправдывали по (не)скольким достаточно сер…езным причинам.

     23. Чем безупречней выполнение еди(н,нн)ого революцио(нн,н)ого долга, тем свободнее чу…ствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь  он  дальше других  пошел  ради  будущей  справедливой  жизни.  24. Так  он к…мпенсирует свое  революцио(н,нн)ое  усердие  и  пор…ждает  новые  (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости.

     25. Но   куда  девае(т,ть)ся   жалость?  26. Ведь  мы  говорим  не  о   пр…рожде(н,нн)ых человеко(не)навистниках и лицемерах, но об искре(н,нн)их людях.

     27. Из живого  опыта жизни  человек  знает,  что иногда к  человеку  надо  про…вить безжалостность для  его  же  пользы. 28. Так  безжалостен  учитель,  оставляющий (не)радивого  ученика  в  школе   после  занятий,  так  безжалостен  родитель, наказывающий расшалившегося  ребенка, так безжалостен хирург,  распарывающий живого человека.

     29. Хитрый механизм пр…способляемости  легко затм…вает разум. 30. Революционер благосл…вляющий пролитие крови охотно уподобляет  себя  хирургу  чаще всего забывая, что хирург прол…вает кровь  человека для  того, чтобы спасти именно этого  человека.  31. А  революционер  прол…вает  кровь  этого  человека,  чтобы сохр…нить верность иде… правильность которой (н…)чем (не) доказа(н,нн)а.

32. Произошло то, о чем я  уже говорил, - подмена жалости к человеку жалостью  к сказке, понятой как новая истина.  33. Можно  сказать,  что  революционеры  зар…зили  грехом  теор…тизирования достаточно  большую  часть  народа  которая  пошла  за  ними.  Платонов в "Чевенгуре" это  замечательно  описал. 34. Все  коммунисты этого произведения  вполне искренние  люди,  и они бесконечно теор…тизируют о справедливости и безжалостно уб…рают тех кто по их мнению мешает устанавл…вать будущее царство справедливости.                    

                 Ф. Искандер.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обоснуйте свой выбор.
  2. Определите способ образования слов: расстояние, учение, сверху, безусловность, безжалостный, угнетение, подмена,  безжалостно, соотношение, переборщить, приемник, несправедливый, пролитие, бесконечно, вывод.
  3. Выпишите из 15 и 34 предложений слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
  4. Определите часть речи выделенных слов. Определите разряд прилагательных, местоимений, причастий.
  5. Выписать из 31 предложения местоимения.
  6. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях: почти всякий,  в тот миг,  пытаясь найти, к  этому одному,  наш  социализм,  оставляющий ученика, убирают тех,   восстанавливая картину,  всех  теорий, вспоминая момент, желающие  добра,  перебегаем к другим, настолько расчеловечены, его лозунгом.
  7. Выпишите из 32 предложения словосочетание с подчинительной связью примыкание.
  8. Выпишите из последних 3 абзацев номера сложноподчиненных предложений, части которых соединены последовательной связью.
  9. Выпишите из 16-22 предложений  номера тех сложноподчиненных предложений, одна из частей которых является односоставным безличным предложением.
  10. Определите, какое синтаксическое средство выразительности  использует автор в 28 предложении.
  11. Определите, какие  средства связи использованы автором в 31 предложении.
  12. Какова идея текста? Выпишите ключевые понятия, определяющие позицию автора.
  13. В каком стиле написано эссе Ф. Искандера «Размышления писателя»?
  14. Найдите в тексте аргументы, подтверждающие мысли писателя о необходимости разграничения понятий милосердия и справедливости, жестокости и безжалостности.
  15. Найдите в тексте индивидуально-авторское слово. Какую смысловую нагрузку оно несет?
  16. Напишите рецензию по предложенному тексту, используя в качестве аргумента аллегорический образ лестницы из притчи Л. Енгибарова : «Да, главное в нашей жизни - лестницы, потому что ведь в конце любая дорога - это та же лестница, только вначале незаметная. И особенно опасны кривые, когда из-за поворотов не чувствуешь, что опускаешься все ниже и ниже.

Вот что рассказала мне старая лестница, ведущая вверх, которая очень страдала, когда по ней скатывались вниз.

Не обижайте лестницы!»

ТЕКСТ 9.

Подспорье.

1.Бомбили Париж. 2.Было утро, когда (не)далеко от дома упали сразу четыре бомбы, пр…вратив в развалины два здания (на)против. 3.Обычно Иван Сергеевич вставал рано, а тут зал…жался в постел…. 4.Это и спасло ему жизнь. 5.Окна разбиты вдребезги, спинку его рабочего кресла (на)сквозь изр…шетили острые осколки. 6.Маленький листок бумаги влетел в комнату и опустился прямо ему под ноги. 7.Это была р…продукция «Богоматерь с Иисусом» итальянского художника Алессо Бальдовинетти. 8.Как залетела она сюда? 9.Видимо Царице Небесной было угодно сохранить жизнь русскому писателю-эмигранту, больному и одинокому. 10.На следу…щий день в одном из прав…славных храмов он отслужил благодарственный молебен. 11.И – за работу.

12.Старае(т,ть)ся много писать, продолжает роман «Пути небесные», посвяще(н,нн)ый светлой памяти своей супруги Ольги Александровны. 13.Студент юридического факультета Московского университета он многим обязан в своем духовном становлени… именно ей худенькой, синеглазой девушке дочери генерала Охтерлони героя обороны Сев…стополя. 14.Это она предл…жила свадебное путешествие не куда-нибудь, а на Валаам.

15.Книга «На скалах Валаама» вышла в 1897 г. 16.Расходилась она вяло, почти весь тираж Шмелев продал за гроши букинистам, а (в)начале первой мировой войны н…(у)одного букиниста найти книгу было нельзя. 17.Почти 10 лет Шмелев не писал (н…)чего, но в Троице-Сергиевой Лавре извес…ный старец Варнава благосл…вляет Ивана «на путь».18.И Иван Сергеевич начинает писать.

19….Был голодный 1921 год. 20.Шмелева, писателя, узнают, и супруги по приезд… в Феодосию получают в подарок сверток - буханку хлеба. 21.Эта буханка стала  лучшим его гон…раром. 22.Талант был признан. 23.И процветать бы ему, крепнуть на своей земле, пита(т,ть)ся ее самобытными соками. 24.Но в этом(же) страшном 1921 году ра(с,сс)трел…вают сына Сергея. 25.Писатель в одночась… сгорбился, пос…дел, резко ухудшилось зрение. 26.Шмелевы уезжают за границу. 27.Романом «Солнце мертвых» начался эмигран…ский период его творчества.

28.Жизнь во Франции благополучной не получилась: Шмелев часто болеет (мучает застарелая, еще московская, язва желудка), много страдает от критики нового времени, тоскует по России. 29.Он пишет «Богомолье» и «Лето Господне», которые призна(н,нн)ы его лучшими работами. 30.«Лето Господне» – это Красная книга, куда внесе(н,нн)а русская душа. 31.Читаешь и удивляешься – как оно было. 32.И печалишься – потому что ушло.

33.В последние годы ему хотелось монастырского покоя и тишины, (не)спешной молитвы и тихих праздников. 34.И 76-летний Иван Сергеевич Шмелев летом 1950 года отправляется в монастырь Покрова Божией Матери в 150 км от Парижа. 35.Распаковал вещи, расп…хнул окно в зелень монастырского сада, постоял, вдыхая свежий воздух летнего вечера под (не)громкий колокольный звон. 36.И спустя несколько часов умер.37.Так в ликовани…  душевном закончилось его Господне лето.

                                                                                                                Н. Е. Сухинина.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Укажите стилевую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Определите тип речи.
  3. Определите тему и основную мысль текста.
  4. Выделите микротемы и составьте план текста, выписав ключевые слова.
  5. Подготовьте аналитический пересказ по проблеме текста.
  6. Кто еще из русских писателей показал проявление Божественного в человеке? Аргументируйте свой ответ.
  7. Объясните, пользуясь толковым словарем, значение выделенных слов.
  8. Подберите синонимы к выделенным курсивом словам. Определите смысловую нагрузку и стилевую принадлежность слов, обоснуйте выбор автора.
  9. Найдите в последних 3-ех абзацах многозначные слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры, иллюстрирующие остальные значения слов.
  10. Выпишите из предложения 35 слово(а), образованное(ые) бессуффиксным способом.
  11. Выпишите из предложения 14 все словосочетания с подчинительной связью. Определите вид связи.
  12. Выпишите из 1-ого абзаца наречия.
  13. Выпишите из предложений 15, 17, 34 количественные числительные в исходной форме.
  14.  Какую синтаксическую фигуру использует автор для связи 10-11, 31-32, 35-36 предложений?
  15. Среди предложений 13-22 найдите сложное, части которого осложнены обособленными приложениями.
  16. Выпишите из предложений 28-33 номера сложноподчиненных предложений с придаточным определительным.
  17. Найдите среди предложений 23-30 бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.
  18. Напишите рецензию по данному тексту. В качестве аргумента используйте заключительные строки произведения И. С. Тургенева «Фауст»:
    «Одно убеждение  вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь – тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное – вот ее тайный смысл, ее разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы возвышенны они ни были, - исполнение долга, вот о чем следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем лучше, тем дальше уйдешь. Молодости позволительно так думать; но стыдно тешиться обманом, когда суровое лицо истины глянуло наконец тебе в глаза».

ТЕКСТ 10.

Симеон Гордый (отрывок из романа).

1.Парень с чистым розовым лицом, сероглазый и светловолосый, вроде бы ничем, кроме этой деревенской чистоты лица и ясности взора, не примечательный и не отличимый от прочих, зрел на князя без настырности, но и не лукавя, не скрывая любопытного взора: не видал никого, а тут впервой, рядом, в пяти шагах, хозяин Москвы, великий князь Симеон!*

2. А великий князь смотрел, в свой черед, в его сторону и беседовал с осанистым боярином, совсем не замечая парня, не ведая, что его путь сейчас едва не пересекся с путем того, кого он, князь, будет мучительно искать всю свою жизнь, ошибаясь и не находя, будет искать, ибо без него не чает спасения ни себе, ни граду Московскому. 3. А он, грядущий Сергий, нынешний Варфоломей**, пришедший из Радонежа на городовое дело, - вот он, в пяти шагах! 4. Взгляни, протяни руку! 5. Но не видит князь, и - как знать? - лучше ли было бы, кабы увидел, почуял, приблизил к себе? 6. Молодой парень с секирою в руках еще только собирается уйти в монастырь, еще только начинает копить в себе ту силу, что потом на века определит духовную красоту Руси Великой...

7. И провидение недаром отводит князевы глаза в сторону. 8. Не должно мешать этому пути, не должно затворять врата подвигу, не должно рушить медленное и многотрудное восхождение ввысь, к совершенному парению духа. 9. И потому князь, еще раз бегло оглядев работающих, трогает в сопровождении бояр дальше, проплывая ярким изукрашенным видением мимо смердов в посконных рубахах, а Варфоломей, мало передохнув, берется за другорядное бревно, не ведая еще и сам, что его отныне связала с московским князем еще одна долгая нить, нить взаимной нужды и приязни, у которой, так же, как у любой нити, есть начало и есть конец, и в конце этом от него, Варфоломея, будет зависеть уже не только участь Москвы, но и всей Великой Святой Руси, всего обширного Залесья и иных земель, покуда еще не подчиненных московским самодержцам и даже отнюдь не чающих этого подчинения.

Д. М.  Балашов.

* Семён Ива́нович (Симео́н Иоа́ннович) по прозвищу Го́рдый (1317 – 1353 г.г.) князь московский и великий князь владимирский  (ярлык от хана в 1341 г.), князь новгородский с 1346 г. по 1353 г. Старший сын великого князя Ивана Калиты  и его первой супруги княгини Елены.

** При правлении князя Симеона ещё малоизвестный монах Сергий из Радонежа основал под Москвой Троицкую обитель.

  1. Прочтите отрывок из романа Д. М. Балашова «Симеон Гордый» и определите, какие слова в тексте являются основополагающими. Выпишите слова, раскрывающие идею текста.
  2. Прочтите определения из философского словаря

(Духовное Восхождение - аскетический труд подвижника с целью подъема на высоты духовной жизни, в "соседство Бога" - А. С. Пушкин, где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают нужный для его постижения духовный опыт. Подвижничество – особая аскетическая деятельность христианина. Подвиг есть борение человека с собою силами тела и души, самопротивление и самопринуждение: воздержание, пост, чтение и слышание слова Божия, покорность воле Высшего в судьбе, молитва и др.)

и раскройте лексическое значение понятий: «духовная красота Руси Великой» (предложение 6), «провидение отводит князевы глаза» (предложение 7), «врата подвига» (предложение 7), «многотрудное восхождение ввысь» (предложение 7),   «совершенное парение духа» (предложение 7), «нить взаимной нужды» (предложение 9).

Какой троп, используемый автором, помогает передать  высший смыл бытия?

  1. Определите стиль текста, тип речи.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Выпишите из текста слова высокого стиля. Какие слова устаревшей лексики (историзмы, архаизмы) употребляет писатель? Что достигается благодаря их использованию?
  4. Найдите предложение, которое связано с предыдущими при помощи лексического повтора и сочинительного союза.
  5. Найдите предложение, в котором художественное средство - синтаксический параллелизм - усиливает смысловую весомость каждого слова.
  6. Найдите портретную характеристику героев. Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателю создать образы?
  7. Выпишите номер предложения, осложненного обособленными однородными определениями, обособленными однородными обстоятельствами.
  8. Выпишите номера предложений с обособленными распространенными приложениями.
  9. Выпишите номер сложного предложения, в состав которого входят односоставные безличные предложения.
  10. Выпишите номер простого односоставного определенно-личного предложения.
  11. Выпишите из предложения 7 словосочетания  с подчинительной связью согласование и примыкание.
  12. Определите способ образования слов: провидение (предложение 7), отныне (предложение 9), участь (предложение 7), подчинение (предложение 7).
  13. Выпишите из предложения 6 местоимения. Определите их разряд.
  14. Выпишите из предложения 5 частицы.
  15. Напишите рецензию, используя в качестве аргумента высказывание Ирины Алексеевны Лер — представительницы первой, самой трагической и горькой эмиграции:

«Для нас, русских, XX век был веком антихриста. Он явился в Россию в 17-ом году. Мы не можем знать и сказать, какое у него лицо, какое происхождение. Но это он уничтожил русскую православную церковь. Антирелигиозность и сегодня — катастрофа для России. Не забывайте, что даже Достоевский говорил, что только православие спасет Россию».

В качестве второго аргумента используйте исторический факт (статья журналиста Игоря Ростовцева «Рукоять меча Божьего»):

«Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России.

Владыка решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук и не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Не вкушал пищу, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился. Каждое утро Илии приносили сводки с фронтов Великой Отечественной о числе убитых и о том, куда дошел враг.

Через трое суток бдения митрополиту Илии явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, — сдавать нельзя. Пусть вынесут, — сказала Она, — чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве, затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка немедленно связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.

А в 41-м Сталин вызвал к себе высших представителей православного духовенства и обещал исполнить все, что передал Илия, ибо не видел возможности спасти положение. Не было сил, чтобы сдержать врага. Немцы под Москвой. Волоколамское шоссе защищала лишь горстка панфиловцев. Голод и смерть гуляли по русской земле. Непонятно, как держался Ленинград. Помощи практически не было. Боеприпасы и продовольствие, что удавалось подвозить в осажденный город, были каплей в море.

Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг умирающего Ленинграда. И город выстоял. В который раз подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и, пока Казанская Ее икона в городе и есть молящиеся, враг в него не войдет.

После Ленинграда Казанская икона начала свое победное шествие по России. Заступилась Божия Матерь и за столицу. Сразу после того, как с ней облетели вокруг города на самолете, немцы бежали, гонимые каким-то паническим ужасом. Оставляя за собой трупы и разбитую технику. Никто из гитлеровских генералов так и не понял, что же случилось на самом деле.

Потом был Сталинград. Там перед Казанской иконой шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Икона была среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько бы усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у реки, но с ними была Казанская икона, и их не смогли столкнуть.

А за несколько дней до этого гитлеровцам удалось рассечь на три части войска армии генерала Чуйкова. Оставалось малое — добить. Но в самый критический момент бойцы увидели на небе нечто такое, что заставило их замереть, — в ночном осеннем сталинградском небе появилось Знамение, Божий Знак, указывающий на спасение и победу. Мало осталось в живых тех, кто еще помнит это. Но достаточно сказать, что среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием была церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом Преподобного Сергия Радонежского».

ТЕКСТ 11.

Милостыня.

1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.

4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

5. Он вспоминал...

6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9.  И горько ему было на сердце и стыдно.

10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.

11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.

12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

13 . - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!

15.  - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.

16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

17. Старик ничего не ответил - и задумался.

18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.

23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

                                                                                                         И. С. Тургенев.

  1. «Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя. О каких философских категориях  размышляет И. С. Тургенев в притче «Милостыня»? Определите тему произведения.
  2. Каков основной композиционный прием использует И. С. Тургенев? Какие понятия разграничивает писатель?
  3. Найдите в тексте просторечные слова и слово высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
  4. Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев? 
  5. Какую синтаксическую средство выразительности  использует автор в 12 предложении?
  6. Раскройте аллегорический подтекст притчи.
  7. Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
  8. Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
  9. Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
  10. Выпишите номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
  11. Среди предложений 11 -18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
  12. Среди предложений 4 - 8 найдите сложное   предложение с однородным подчинением  придаточными. Напишите номер этого предложения.
  13. Среди предложений 1 - 10 найдите простое предложение с обособленными однородными  обстоятельствами.  Напишите номер этого предложения.
  14. Выпишите из предложения 18 словосочетания с подчинительной связью примыкание.
  15. Из предложений 20 - 22 выпишите местоимения, определите их разряд.
  16. Из предложения 1  выпишите предлоги.
  17. Из предложений  8 - 10  выпишите частицы.
  18. Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
  19. Из предложений 15 - 23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное  образовано от прилагательного).
  20. Выпишите из предложения 12 слово, образованное бессуффиксным способом.
  21. Напишите рецензию по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя  XIX в. Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»): «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила,  что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили… Да если б этот идеал возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться  наш гражданин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста» 11 класс...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...