Урок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщённо- личные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Бенгардт Елена Ивановна

Урок строится на на формировании умения выявлять особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass_obobshchenno-lichnye_predlozheniya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: Обобщённо- личные предложения

Цели урока:  формировать умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи. Формировать умения объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи. Выявить особенности обобщенно-личных предложений как одного из видов односоставных предложений

Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:

- распознавание обобщённо- личных   предложений;

- классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям;

Личностные УУД:

- осознавать роль обобщённо- личных предложений в устной и письменной  речи;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

Познавательные УУД;

- находить ответы на вопросы ;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;  

- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Ход урока:

 Организация начала урока.

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке.

Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.

– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.

– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

О ком этот текст? О чем заставляет задуматься?

 Подберите заголовок из ряда предложений. Ответ обоснуйте.

Актуализация знаний:

На доске

Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

Корми сына до поры: придёт пора - сын тебя прокормит.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.

Дочерьми красуются, сыновьями в почёте живут.

Родную мать никем не заменишь.

Умей гулять - умей и дитя забавлять.

Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.

Все купишь, кроме отца-матери.

Дочерями красуются, сыновьями в почете живут.

Не пренебрегай советами стариков.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

Что общего у группы  предложений после текста? Как пословицы связаны с темой, которую мы изучали на предыдущих уроках русского языка?

- Какие предложения называются двусоставными? (В которых есть два главных члена предложения).

- Какие  предложения называются односоставными? (Один главный член-подлежащее или сказуемое).

-Какие предложения называются односоставными, двусоставными?    

Составить схему из предложенных определений.

Предложение

Двусоставное

Односоставное

Подлежащее

Сказуемое

Назывное

Определённо-личное

Неопределённо-личное

Безличное

Обобщённо-личное

Определите вид предложения. Укажите, чем выражено сказуемое в каждом из них.

Наш поезд задержался  у деревянного моста.

Сирены вой. Тревога.

Вижу позднюю дорогу да порошу во полях.

Ночью курсантов подняли по тревоге.

На рассвете с реки и с болот потянуло холодом.

По одежке встречают, по уму провожают.

Береги платье снову, а честь смолоду.

 Целеполагание.

Что отличает последние два предложения? На какие предложения они похожи?

 Какой смысл в них заложен?

Что такое пословица? Известно кто выполняет действие в таких предложениях? К кому обращено высказывание? Можно ли назвать конкретного человека или группу лиц?

О чем пойдет речь на уроке?

На какие вопросы мы должны найти ответы? (как отличить обобщенно- личное предложение от предложений других видов)

Усвоение новых знаний. Тренировочные упражнения.

Дайте характеристику предложениям.

Зима.

Умную голову почитают смолоду.

 Как чувствуешь себя?

Светает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Цыплят по осени считают.

Мне грустно.

Тишина.

Вот и мама!

У соседа ума не займёшь.

А судьи кто?

В саду темно.

Дрожит как лист на осине.

По росту одежду кроят.

Какое дивное утро.

Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. Л.Толстой

Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. В.Козлов

Судите не по платью — кто честным кормится трудом, таких зову я знатью. Бернс Р.

Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. С. Ганс

Подберите русские пословицы, синонимичные данным

Бесполезно носить дрова в лес.- В лес дров не носят.

Ошибки — провиант торопливого. - Поспешишь — людей насмешишь.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло. - Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.

Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую. - Как аукнется, так и откликнется.

Потрудись, а потом и требуй. - Что посеешь, то и пожнешь.

Тот, кто спит с собаками, проснется с блохами. - С кем поведёшься, от того и наберёшься

По учебнику упр.154 (Какие предложения являются обобщенно-личными и почему? В какой форме они употреблены?)

Рефлексия.

Я узнал, что… Я понял, что…

Итог урока.

Какие предложения относятся к обобщенно-личным? Как в них выражается сказуемое?

Как отличить обобщенно- личное предложение от предложений других видов?

Для чего мы используем в речи пословицы?

Домашнее задание: упр. 151 или сочинение по одной из пословиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"

Тема урока: «Определенно-личные предложения»ЦЕЛИ:Дать понятие об определённо-личных предложениях;Различать односоставные и двусоставные предложения;Находить определённо-личные предложения ...