Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Попова Ирина Игоревна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.21 КБ
Файл odinnadtsatoe_yanvarya.pptx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема «Словосочетание»

I. Организующий этап

- Здравствуйте. Садитесь.

- Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.

II. На доске записаны слова:

неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.

- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.

- Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?

- Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.

- Вторая пара слов - неизвестный участник. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова: известие, участие.

- Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Посмотреть на плоды, неизвестный участник, чувствовать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Запись темы учителем на доске, учениками – в тетрадях).

- Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.

- Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.

IV. Повторение теории.

Беседа:

  • Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.
  • Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
  • Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
  • Как связаны главные и зависимые слова?
  • Назовите грамматические средства связи в словосочетании?
  • Какие сочетания не являются словосочетаниями?
  • Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.
  • Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.
  • Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
  • Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).
  • Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.

V. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске:

Богатая р…стительность,
Читать выр…зительно,
Изл…жить мысли.

- Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?

- Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.

- Приведите примеры для первого ряда.

- Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).

- Приведите примеры для второго ряда.

- Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).

- Какие словосочетания войдут в третий ряд?

- Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…

(Управление, правописание корней лаг – лож)

- Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одиннадцатое января Классная работа

Слайд 2

Неизвес … ный , на пл … ды , вс … гда , посм …треть, чу… ствовать , учас …ник.

Слайд 3

Словосочетание

Слайд 4

Солнечного дня, жить у моря.

Слайд 5

Богатая р… стительность , Читать выр … зительно , Изл …жить мысли.

Слайд 6

Наступила зима. Девочки и мальчики громко смеялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...