Система уроков по драме А.П. Чехова "Три сестры"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Суенкова Александра Валентиновна

Система уроков по драме А.П.Чехова «Три сестры»

10 класс.

Цели: 1. Проследить вместе с автором, как развивается тема пьесы, как движется её действие.

            2. Подвести ребят к главным мотивам пьесы: мечта и мечтатели, мечта и действительность, неспособность мечтателей бороться за реальное воплощение своей мечты, бездейственность, тоска о лучшей жизни.

            3. Уделить должное внимание каждому действию.

             4. Обратить внимание на своеобразие построения пьесы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uroka.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по драме А.П.Чехова «Три сестры»

10 класс.

Цели: 1. Проследить вместе с автором, как развивается тема пьесы, как движется её действие.

            2. Подвести ребят к главным мотивам пьесы: мечта и мечтатели, мечта и действительность, неспособность мечтателей бороться за реальное воплощение своей мечты, бездейственность, тоска о лучшей жизни.

            3. Уделить должное внимание каждому действию.

             4. Обратить внимание на своеобразие построения пьесы

1 урок

1 действие.

1. Проверка д/з

А) прочитать пьесу

Б) определить сезон, время года и дня.

2. Вступительное слово учителя.

А) Своеобразие чеховских драм.

1. Рассказ о причинах провала «Чайки»

Б) Общие вопросы на восприятия.

1.Понравилась ли вам драма Чехова «Три сестры»

2.Все ли вам было понятно?

 3. Какая сцена показалась наиболее интересной и ярко запомнилась?

4.Чем интересно знакомство с пьесой для человека нашего времени?

    Знакомство с героями пьесы.

III. Работа над текстом пьесы.

-Давайте обратимся к тексту и посмотрим:

Когда происходит действие пьесы?

(1д. 5.05 полдень, весна, праздник, свет.)

 2д. 8ч. вечера, праздник – масленица, зима.

3д. 3ч. ночи, пожар. Лето.

4д. прощание, осень, полдень.

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/23/sistema-urokovhttps://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/23/sistema-urokov

               Всего 1,5 года

Но обращаем внимание на то, что у Чехова всё действие вложено в сутки. Это природный цикл.

-Откройте 1д. пьесы.

  1. Как Чехов использует цветовую гамму в начале 1действия?

            Значит ли она что-нибудь?

(три цвета платья, как бы три судьбы. Ирина – в белом, Маша – в чёрном, Ольга – в синем).

- Майский  полдень.

       2. Найдите слова – описания дня?

( « На дворе солнечно, весело»)

-Атмосфера чистоты, света, прелести жизни – характерно для начала пьесы. Праздник Ирины. (именины). Она в белом платье.

       3. Найдите в тексте: «Отчего так счастлива Ирина?

       4. Какие мысли волнуют её?

           (это мысли о счастье)

- А счастье – в беззаветном труде во имя красоты и правды, конечно,  мысль о любви, и о Москве.

Ирина чувствует, что она может дать много счастья людям. Весна. Мелодично перекликаются голоса «Трёх сестёр», как звонок голос именинницы!».

       5. Как вы думаете: «Что это начало праздника или вступление в новую жизнь, полную счастья?

Тема ожидания счастья открывает пьесу.

        6. Но почему вся эта атмосфера чистоты света кажется напряжённой, как будто слышится в ней слишком высокая, звенящая нота?

   - Тоскует Маша. Она верит в мечтательность сестёр. Она думает о своём сидя с книгой в руках. К ней привязалась одна фраза.

        7. Что это за фраза найдите в тексте и прочитайте её.

(!У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»)

- Эта фраза её тоска.

Цепь. Хождение по кругу. Маша в плену у жизни.

Именины, дни рождения – это всегда даты, подчёркивающие движение, ход времени. Маша решает уйти с праздника.

         8. Так каков же этот  праздник?

Ожидание счастья или прощание с надеждой на него?

- Маша окончательно прощается с молодостью, с мечтами. А Ольга ещё хочет надеяться – хотя бы ради Ирины: Она мечтает о Москве! Но слышны грубые реальные голоса реальной жизни.

Удивительно красивый, музыкальный текст Ольги перекликается с текстом реплик Чебутыкина, Тузенбаха, Соленого, доносящихся из соседнего зала.

        9. Найдите это в тексте и прочитайте.

- Такую же роль насмешки играет и насвистывание Маши, заменяющее её реплики в ответ на мечты Ольги и Ирины.

10  Найдите это в тексте.

11  Понимают ли сестры друг друга

(нет)

- После того как заканчивается  перекличка с сёстрами появляются другие герои.

12. назовите их. Какую роль они выполняют, отвечая на реплики сестёр?

13. Как вы думаете, какова главная тема 1д.?

(появление Наташи. Она разрушит и погубит надежды сестёр)

- так мотив праздника переплетается с темой тревоги, прощание  с мечтами.

14. какой ещё сигнал из тёмного мира нахлынет сюда с цветами и тортом?

(появление Протопопова)

15.Как торт взволновал Машу? Прочитайте

- и вдруг снова подъём. Появление Вершинина. Снова мысли о Москве. Своеобразное появление Кулыгина.

16. Когда появляется Кулыгин? Что мы узнаем о нём?

- Он жалок в своём стремлении видеть только форму явлений и не видеть их сущность, не замечать правды. То ли  дело Вершинин. Это тёплый вихрь.

17. Что же сделалось с Машей?

(она влюбилась, она остаётся)

Вывод: В 1д. даны все главные идейные, философские мотивы пьесы. Начат спор между Вершининым и Тузенбахом?

18. Зачитайте эти строки.

19. Как вы думаете, на чьей стороне автор?

(На стороне Вершинина).

- Чехов мечтает вместе с ним. Эта мечта всей пьесы.

IV.  Обобщение : Вывод.

  1. в чём гениальность Чехова?

(он осуждает бездейственное ожидание будущего, разговоры о нём вместо поисков путей и способов борьбы за него)

  1. Каково главное событие 1д?

(появление Н. в розовом платье с зелёным поясом.).

  1. Какие чувства вызывает появление Н. у окружающих?

(Ольга испуг.)

-Остра деталь в конце: - плачущий голос Наташи. Предложение Андрея. Наташа не уверена ни в чём, поэтому она «вползает в дом».

4. Как вы думаете, к чему готовит нас Чехов?

д/з

  1. Озаглавить 1д.
  2. Прочитать 2д.
  3. Умение отвечает на вопросы.

2 урок.

Цель: Продолжение 1 урока.

1.Проверка д/з

2.переход к главному событию 2 д.

-Какое это событие?

(ожидание ряженых и запрещение Наташи принимать их в доме).

-Вспомните, когда происходит действие?https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/23/sistema-urokov

Все мечтали о нём. Тузенбах – играть всю ночь на рояле.

                                  Кулыгин

Родэ

           

     3.Почему Наташа запретила праздник?

     4. Запретив праздник другим, как поступает она?

     5.Какова главная цветовая  гамма этого действия? (вечер, сумрак, нет света)

-Наталья – хозяйка, с её приходом в дом связывается скука, сумрак, нечто мёртвое, тупое, узкое. Наталья погасила праздник – вот тема 2 действия. Она – хозяйка дома.

6. каким представлен Андрей в этом действии?

(нерешительным, он капитулирует перед женой, предаёт сестёр, проигрывает деньги)

7. Завершена ли победа Натальи?

(нет она продолжает своё наступление).

- с именем ребёнка она добивается всего.

8. Какую роль играет Чебутыкин?

(прочитайте)

9. Прочитайте спор Солёного с Чебутыкиным.

10. вызывает ли эта сцена смех. ( Да. Гротесковая сцена).

11.Что такое гротеск?

(преувеличение)

12. Какое пародийное сопоставление использует Чехов?

(сопост.сестёр с Натальей) Сстры выше Натальи во всём

13. Какие замечания допускает Наталья по отношению к сестрам? Прочитайте.

14. Нужно ли отметить диалог Андрея с глухим сторожем управы Ферапонтом?

15. Где хочет оказаться Андрей?

(в Москве).

16. Что на это бормочет Ферапонт, прочитайте.

17.Что дальше продолжает вычитывать из газет Чебутыкин?

(Цицикар! Экзотично звучит это слово! Но в этом далёком Цицикаре свирепствует грязь, нужда

III. Вывод урока: Обобщение

- Не ждите перемен от перемены места, а ждите их от перемены жизни!

Д/З Как можно озаглавить это действие?

3 урок

Цель 1.Проследите за ходом событий 2 действия

  1. Ответить на вопрос: « О чём эта пьеса?»
  1. Проверка д/з
  2. Слово учителя, вопросы

1 Чем необычна композиция этого действия?

2.Какую роль играет пожар?

( С пожаром сгорает всё. Все надежды сестёр о Москве, их надежды о счастье. Дом  формально переходит к Наташе, и вот этот реальный Наташин дом не горит. Сгорает дом сестёр. И это катастрофа.

Надо отметить небывалое в мировой драматургии соотношение между внешним и внутренним действием. В этом своеобразие Чехова.

  1. Что говорит Ольга об этой ночи?
  2. Все герои совершают не типичные поступки, какие, прочитайте?
  3. Для чего появляется в 3д.Ферапонт? Прочитайте его фразу?

- Сейчас тоже горит Москва, но только 3-х сестёр.

6. Кто же поджёг и разрушил все их мечты, сжёг их дом?

(Наташа со свечкой проходит через сцену из правой двери в левую молча).

  1. Какую роль играет потеря ключа Андреем?
  2. С чем сравнивает свою душу Ирина? (прочитайте)
  3. Чем окрашен финальный акт (прощанием)

(Уходит Вершинин с бригадой. Навсегда уходит из жизни Тузенбах, Прощание с домом, А Наташа приветствует начало новой жизни!)

10. Как она размышляет о завтрашнем дне?

(Тонкое сочетание осенней грусти и осенней ясной бодрости окрашивает финал «Жизнь задела 3-х сестёр» - пишет Анненский.)

  1. Как ведут себя сёстры в конце драмы?

(жмутся друг к другу)

- Потеряв все они не потеряли главного – своей души, веры в жизнь, в будущее. Приближается великая гроза, и скоро быть может, мы узнаем, зачем страдаем», -слова Тузенбаха в начале пьесы о близкой буре перекликаются с финалом «Пришло время…

- Прочитайте эти слова

-Осудив слабость и бездейственность Вершининых и Тузенбахов, Чехов высоко поднял образы 3-х сестёр, воплощающих грусть о том, что так много пошлости и грубости в жизни, и надежду на близкое будущее, на торжество красоты и свободы.

Вывод: Так как вы думаете, о чём эта пьеса?

(тоска по настоящей жизни)

- согласны ли вы со словами Немировича-Данченко?

«Из неясной, изломанной, запутанной жизни, где всё превращается в усталость и неудачу, - возникает не нытьё , не хныканье, а нечто активное, но лишённое элемента борьбы – тоска о лучшей жизни».

- Так ли это?

Позиция учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Краткость - сестра таланта"

Курс предназначен для подготовки к ГИА. Основные разделы: работа над изложением и сочинением. Приводятся разработки каждого занятия....

Кращі риси українського козацтва на прикладах героїв твору «За сестрою» А. Чайковського

Дослідження того, як на прикладі козаків розкриваються кращі риси характеру українського народу-патріоту; розвивиток творчого та критичного мислення, уваги, спостережливості, уміння грамотно висл...

Научное руководство подготовкой проекта по теме: "Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе "Комнаты здорового ребенка" при детской поликлинике".

Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе «Комнаты здорового ребёнка» при детской поликлинике. Автор: Котлярова Наталья Владимировна, студентка ...

Из опыта работы. Урок. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Урок литературы в 10 классе. Драма "Гроза". Система образов. Смысл названия...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...