урок русского языка в 5 классе "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный урок - это урок усвоения новых знаний. Материал поможет учителю организовать коллективную, индивидуальную, групповую работу на уроке . Урок оснащён презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5a_klasse.doc74.5 КБ
Office presentation icon bezudarnaya_glasnaya_5_klass.ppt574.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка в 5 а классе

на тему:  «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Дата проведения – декабрь 2016г.                                                                                                           Учитель Лисенкова Е.А.

Тема урока:            

 «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией Е.А.Быстровой. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

Цели

Личностные: 

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные 

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

 Предметные

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока.                

Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, фронтальный опрос, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух, скрип снега под ногами) Поверните лицо к солнышку, порадуйтесь ему, улыбнитесь друг другу, мне. Начинаем наш урок. Вы готовы?

Слайд 2

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

 -  Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучение темы «Орфография».

- Скажите, что изучает этот раздел науки о языке?

- Для чего нужно изучать орфографию?

- Что такое орфограмма?

 - Посмотрите на стихотворение, написанное на доске.

Снежная сказка.

Пропл…сали по сн…гам

Снежные метели.

Снегири сн…говикам

Песню просв…стели.

У заснеженной р…ки

В снежном переулке

Звонко носятся  сн…жки,

Режут снег  снегурки.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать  слова с пропущенными буквами?

-Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы?

-Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

- Запишите тему урока в тетрадь. (слайд 1)

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? ( поработать с учебником, словарём,обратиться за помощью к интернету).

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: доказательства.

 Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Уточнение понятия безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1. (Работа с учебником стр.                           )

2. Выполнение упражнения №    ( учащиеся выходят к доске, записывают примеры с объяснением)

3. Самостоятельная работа по вариантам (слайд 3) По окончании организуется взаимопроверка.

(В это время 1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы в стихотворении)

4. Обратите внимание на листочки с заданием №1 , они лежат у вас на столах:

Сп...шу в кино,    сп...шу  упражнение, резиновые м...чи, стальные м...чи, пол…скать котёнка, пол…скать бельё.

Работа в парах. Учащиеся обсуждают задание.Дети записывают эти словосочетания, подбирают проверочные слова.

- Ребята, что мы должны учитывать при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)

- Некоторые слова в русском языке звучат совершенно одинаково, но пишутся по-разному. Такие слова называются ОМОФОНЫ. Надо быть очень внимательным при подборе проверочных слов к ним, надо учитывать значение корня.

5. Работа в парах. Решение лингвистической задачи.

(устная работа)

(Листочки лежат на столах) Кто быстрее, задание дано по рядам. Проверяется вслух

  1.  «Четвертое лишнее»:  
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.

  2. Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.

  3. Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.

  4. Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;
  • Работа со стихотворением;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

1. Повторение понятий безударной гласной;

2.Безошибочное написание безударной гласной в корне слова;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению безударных гласных в корне слова

1. Работа с заданием (слайд 5) Выбрать только те слова, которые являются проверочными.

(К доске выходят по одному учащиеся и выписывают слова)

2. Самостоятельная срезовая работа (листочки лежат на столах, их надо подписать, учитель в конце урока соберёт листочки и проверит)

I Вставь нужную букву. Выбери нужное проверочное слово. 
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

II. Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. 

Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

3. Работа с текстом «Белка» (слайд 7) Дети работают устно, находят на экране слова на нужную орфограмму.

4. Вывод.

Стихотворение о безударном гласном (читает Лаптева Лиза)

Познавательные УД:

  • Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Продолжите фразу:

Я научился…        Я хотел бы…

Выставление оценок за урок.

Наш урок проходит в преддверии Нового года. Дед Мороз готовится дарить подарки детям, спешит украсить новогоднюю ёлочку. Мы тоже примем в этом участие. Подумайте, как для вас прошёл урок и положите в мешок Дедушки Мороза разноцветные шарики:

Зелёный – Я молодец! Я всё понял!

Жёлтый – Я немного ошибался сегодня, но я уверен в своих силах!

Синий – Мне было сегодня трудновато, но я буду стараться!

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие  регулятивных  УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфография. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Слайд 3

Подумай, какую гласную надо вписать в каждое слово? Напиши, вставляя пропущенные буквы. «о» - «а» Р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля. «е» - «и» Стр..жи, зм..я, з..мля, с..стра, з..ма, зв..зда, л..сты, св..ча, стр..ла, п..сьмо, д..ревья, гн..здо.

Слайд 5

Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Осенний – осень,осенью». Обозначь орфограмму. Садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник. Лесистый - лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы. Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька. Синеет - синька, синева, синеватый, синий, посинел. Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

Слайд 7

Белка Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком занесло поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Выбери из текста 2-3 слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Данный материал можно использовать в качестве карточек...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Безударные  гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...

Конспект урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением."

Разработка урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" в 5 классе...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...