Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды.
статья по русскому языку

Абдуллова Гельнара Джумбаевна

Преподавание русского языка в современных условиях требует от филолога совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Абдуллова Г.Д.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды.

     На сегодняшний день в российской школе сложилась уникальная ситуация, когда русский язык изучается не только как государственный и родной для большинства учащихся, но и как иностранный для многих национальных детей.

Русский язык, давно перешагнув национальные границы, стал средством коммуникации, в том числе и народов республики Мордовия. Совокупность социальных, исторических и лингвистических факторов способствовала выдвижению именно русского языка на роль средства межнационального общения народов России и за ее пределами. Чтобы русский язык был един для всех, он должен будет усваиваться в одной своей форме – в форме русского литературного языка. Самое главное, чтобы ученики имели желание изучать русский язык, а для этого необходима мотивация, постараться пробудить интерес к предмету преподавания. И в этом поможет инновационная методика преподавания.

Инновационная методика преподавания – это та, при  которой учитывается в межнациональном образовании параллельное изучение русского и мордовских языков в разных сферах, но с учетом конкретной ситуации. Важное условие овладения русским языком учащимися Мордовии: языковая среда, постоянно звучащая речь.

Преподавание русского языка в современных условиях требует от филолога совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным. Методы поликультурного образования.

Все многообразие методов можно свести к четырем группам:

-методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания – достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий,

драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень культурной идентификации воспитанников;

-методы получения практических умений и навыков – решаются

за счет использования словесных методов (объяснения, этические беседы);

-рефлексивные методы – анализ, проблематизация, депроблематизация.

-методы моделирования и проектирования деятельности.

В методике изучения русского языка как неродного должны быть учтены особенности влияния родного языка. Обучаемые часто строят речевые высказывания на русском языке по моделям родного языка, не учитывая несоответствие грамматического строя родного и русского языков. Лингвистический фактор является одной из важнейших причин возникновения ошибок в речи тех, кто изучает русский язык как неродной.

Коммуникативно значимые ошибки нарушают понимание смысла отдельной фразы, диалога, разговора в целом, в связи с чем делают затруднительным продолжение разговора, причинами которого являются: нарушения координации и согласования, например: моя рельсбольшой мозоль (наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употребление рода имен существительных; нарушение в управлении формой слова, например: он здесь для учиться;  нарушение в порядке расположения частей предложения, например: друг сказал, мы надо помогли ему, чтобы; употребление слова без учета его семантики;  искажение ритмико-интонационной структуры высказывания, например: кто игрушка есть (когда фраза воспроизведена без повышения интонации – ровным тоном). Также затрудняют воспринимать содержание речи орфоэпические ошибки. Внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и достаточным внимание не воспринимается. Затруднение вызывает

постановка ударения в именительном падеже множественного числа (договора вместо договоры, шофера вместо шофЁры). Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания.

Чтобы искоренить значимые ошибки, использую инновационные подходы к преподаванию русского языка. Они, прежде всего, связаны с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы ученики не получали готовых знаний, а научились их добывать. Особенно это важно, когда ты понимаешь, что перед тобой лежит нелегкая задача: научить ребенка говорить грамотно.

Для этого нужны совершенно новые инновационные подходы, как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях полиэтничной среды основаны, прежде всего, не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по русскому языку, понимания того, что причина плохого знания русского языка связана с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного подхода к преподаванию русского языка как неродного. Инновационный подход к преподаванию русского языка как неродного актуален и в связи с введением новых форм итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 классе. Это требует от словесника выбора эффективных форм работы с текстами разных типов и стилей речи, аудирования, говорения. В связи с этим особого внимания требуют уроки развития речи, уроки комплексного анализа текста. Создать собственный текст, интерпретировать текст, предлагаемый для анализа, учащимся, чтобы выразить свои мысли на неродном языке, мало знать правила. Для этого нужно прежде всего расширить активный словарь. Как сделать это на уроках русского языка? Помогает система предтекстовых упражнений, характерная для методики преподавания иностранного языка. Эта система заключается в следующем:

-составление представления о содержании текста в целом

-языковая догадка на уровне ситуационных моделей

-толкование незнакомых слов

-словообразовательный анализ синтаксических конструкций

-опознавание интернациональной лексики

-составление текста по аналогии, включение в текст ключевых слов и т. д.

Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке русского языка. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке русского языка относятся:

-перевод с русского на родной язык

-обратный перевод

-выстраивание ассоциативного ряда

-словесное (графическое) изображение слова

-проговаривание и т. д.

Также эффективным является работа в группах. Тем самым создаются определенные речевые ситуации, привлекаются к беседе учащиеся, для которых русский язык является неродным. Все это способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

Инновационные подходы в работе с одаренными учащимися

Одним из важных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания. Разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В работе с одаренными учащимися нужно использовать информационные технологии по следующим направлениям:

1. Проведение медиа-уроков.

От того, насколько грамотно методически и технологически изготовлен, произведен, сконструирован урок, зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у них наглядно-образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.

2. Организация дистанционного обучения.

Потенциальными пользователями такой системы являются дети, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком-то из научных направлений, но не имеющие опытного наставника;  

дети, родителям которых приходится часто менять место жительства;

школы, где существует проблема нехватки кадров;

дети с ограниченными возможностями.

Наконец, дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения.

3. Организация и проведение интернет-олимпиад по предметам.

Онлайн олимпиады по предметам -это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.

Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.

Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.

В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.

4. Проведение интернет-тестирования.

Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей.

5. Проведение интерактивных недель.

С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуально проведение таких недель для старшеклассников, позволяющее проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.

При использовании информационных технологий с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в сети Интернет ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:

• использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

• поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;

• психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;

• дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;

• дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т. д.

Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами ин-формационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.

Таким образом, использование инновационных технологий с одаренными учащимися позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса. Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Каждый учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Литература

1.Болотина Т.В. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде / Т.В. Болотина, И.А. Мишина. – М., 2013

2.Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство как среда профессионально-личностного саморазвития: Монография / А.И. Бондаревская. – Ростов н/Д: «Булат», 2010

3.Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме/ А.Н. Джуринский. 2-е изд.,Москва: Издательство Юрайт, 2017- 257 с.

4.Жукова О.Г. Поликультурное образование / О.Г. Жукова. – Казань: Изд-во Казанского гос. университета, 2008 – 89 с.

5.Кадырова Ф.М.Поликультурное образование: инновационно

ориентированный курс / Ф.М. Кадырова, Н.А. Агафонова. – Казань

6.Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Э.Р. Хакимова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009 – с. 460-461


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Эссе Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях билингвизма

Инновационные подходы к преподаванию русского языкав условиях билингвизма...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

Организация обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...

Организация обучения детей-инофонов русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды

Технологическая карта урока русского языка для организации обучения детей-инофонов русскому языку  в условиях поликультурной образовательной среды...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...