Принципы обучения русскому языку
статья по русскому языку

Обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого учитель помогает учащемуся усвоить социальный опыт общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_obucheniya_russkomu_yazyku.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы обучения русскому языку

 

Принципами обучения называют основные идеи, положения, исходные теоретические основания, определяющие выбор методов, приемов и других средств обучения. В основе преподавания русского (родного) языка лежат фундаментальные методические положения, определяемые социально-психологическими функциями языка и спецификой языка как науки.

В современной методике есть несколько типологий принципов обучения русскому языку, которые строятся на разных основаниях. Рассмотрим некоторые из типологий.

Известный отечественный методист А. В. Дудников выделяет стратегические и тактические принципы обучения русскому языку. Стратегические принципы:

 развитие речи – ведущий принцип преподавания русского языка;

 активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие мыслительных способностей школьников в единстве с развитием связной речи. Тактические принципы:

 принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных языковых явлений и категорий;

 принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения в школе при обязательном познании внутренней системы единиц и законов каждого уровня;

 принцип опоры на единицы речи при изучении отдельных уровней языка и на единицы языка – в работе над различными жанрами речи.

Из закономерностей усвоения родной речи, открытых известным методистом Л. П. Федоренко, вытекают следующие принципы обучения русскому языку:

 принцип внимания к материи языка – учитель отбирает такой дидактический материал, который учит ребенка управлять своим речедвигательным аппаратом, учит слушать и слышать звучащий текст, подражать образцам звучащей речи, воспроизводить в собственной речи особенности звучащего текста;

 принцип понимания языковых значений – учитель отбирает дидактический материал, обеспечивающий понимание учениками лексических и грамматических значений тех единиц, с которыми детям приходится работать на уроке;

 принцип развития выразительности речи – учитель отбирает дидактический материал, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка;

 принцип развития чувства языка – учитель отбирает дидактический материал, способствующий запоминанию традиций употребления;

 принцип сопоставления устной и письменной речи – учитель отдает предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, только затем предлагает школьникам перейти к выполнению письменной работы.

Предлагается следующая классификация принципов обучения русскому языку, которая строится на работах М. Т. Баранова, И. Ю. Гац, М. Р. Львова.

Дидактико-методические принципы (общеметодические принципы):

 принцип воспитывающего обучения (привитие уважения и любви к русскому языку, формирование диалектического мышления, связь обучения с внеклассной работой по предмету):

 принцип научности (преподавание предмета с учетом строго проверенных положений науки; использование учителем при подготовке к уроку научной литературы);  

 принцип наглядности (образование у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений);

 принцип преемственности («стыковка» программ, учебников смежных классов; пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучать в средней школе; обобщение и систематизация изученного ранее). Частно-методические принципы:

 принцип дифференцирования языковых явлений и значений;

 принцип опоры на чувство языка;

 взаимосвязь работы по развитию устной и письменной речи;

 принцип тренировки органов речи и пишущей руки;

 принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку;

 принцип внимания к выразительной речи. Специальные принципы:

 принципы изучения фонетики (опора на речевой слух учащихся; принцип рассмотрения звука в морфеме – понимание изменений звука в зависимости от чередования фонем; сопоставление звуков и букв с целью предупреждения их смешения);

 принципы изучения лексики и фразеологии (лексикограмматический – сопоставление лексического и грамматического значений; системный – учет всех элементов лексической парадигмы; контекстуальный – рассмотрение слова в контексте);

 принципы изучения словообразования (структурнословообразовательный – сопоставление структуры слова и способа его образования; лексико-словообразовательный – сопоставление лексического значения и словообразовательного значения модели; мотивационный – определение структуры слова путем его мотивации);

 принципы изучения морфологии (лексико-грамматический – сопоставление лексического значения и категориального значения слова как части речи; парадигматический – сопоставление косвенных форм с исходной; морфолого-синтаксический

– сопоставление части речи и члена предложения);

 принципы изучения синтаксиса (интонационный; морфолого-синтаксический);

 принципы изучения орфографии – основные положения, определяющие правописание в русском языке и способствующие методически грамотному обучению правописанию. Принципы обучения орфографии делятся на общие (ими учитель руководствуется при изучении всех видов орфограмм) и частные. На принципы орфографии учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила.

Общие принципы:  

 русская орфография связана со всем языком – с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). Изучение фонетики обеспечивает ознакомление со способами передачи звуков буквами, морфемики – с позицией орфограммы в той или иной части слова, морфологии – с грамматическими категориями, определяющими выбор орфограмм, синтаксиса – с членами и нечленами предложений;  

 опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Данный принцип определяет, во-первых, обязательность прочного усвоения школьниками опорных для орфографии сведений о языке, во-вторых, необходимость повторения этих сведений перед изучением той  или иной орфограммы;  

 опора на опознавательные признаки орфограмм. Данный принцип предполагает, что в процессе изучения той или иной орфографической нормы соответствующие опознавательные приметы применения правил необходимо называть и учить детей пользоваться этими знаниями в своей письменной речи (т.е. необходимо наличие особых условий, которые сигнализируют о возможной орфографической проблеме). Частные принципы:

 принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме (данный принцип опирается на фонематический принцип русской орфографии);

 сопоставление звука и его фонетического окружения (данный принцип опирается на фонетический принцип русской орфографии);

 принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени (данный принцип опирается на семантический принцип русской орфографии);

 сопоставление семантики слова и структуры слова, сопоставление части речи и члена предложения (данный принцип опирается на лексико-морфологический принцип русской орфографии);

 наблюдение над слоговым составом слова.

Принципы изучения пунктуации – положения, определяющие расстановку знаков препинания в синтаксической конструкции:  

 наблюдение над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его. Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логикопредметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи. Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия:

а) отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения – включения и выключения из него дополнительной информации);

б) определение вида дополнительной информации;

 наблюдение над структурой предложения. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены.

Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц – в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) – непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений. Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов:

а) нахождение грамматической основы (или основ) предложения;

б) обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение

(однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, нечленов предложения);

в) определение разновидности

(однородность, обособленность, нечленство в предложении);

 наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой слух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение. Принцип опоры на речевой слух реализуется в результате интонационного анализа, который складывается из следующих действий учащихся: а) определение вида интонации (интонация предложения, объединения предложений или интонация включения); б) определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная – в простом предложении, противопоставление – в объединениях простых в сложном предложении, звательная – в простом предложении).  

Принципы методики развития речи учащихся (принцип связи развития речи и мышления учащихся; принцип соотнесения внутренней и внешней речи; принцип стилистической направленности в развитии речи учащихся).

 

Литература

  1. Гац, И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка:

учебно-методическое пособие / И. Ю. Гац. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Дудников, А.В. Современный русский язык: учебник для вузов / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.
  2. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. –

М.: Просвещение, 1991.

  1. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М.: Академия, 1999.
  2. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.]; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2000.
  3. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы обучения иностранному языку

Работа содержит доклад и презентацию по теме "Принципы обучения иностранному языку"....

Реализация принципов обучения иностранному языку в начальной школе с использованием УМК «Английский в фокусе»

Современному учителю порой нелегко сделать выбор учебно-методического комплекта в нынешнем многообразии учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагог...

Принципы обучения иностранным языкам.

Познавая законы и стремясь к их использованию в целях эффективного воздействия на природу, человек выдвигает на их основе принципы. Таким образом, принцип – это часто закон, выполняющий функции принци...

Принципы обучения иностранному языку.

Общедидактические цели и частно-методические принципы,которые необходимо и полезно учитывать при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе....

Принципы обучения иностранному языку.

Существует несколько важных принципов,которые необходимо учитывать для успешного изучения иностранных языков....

Принципы обучения иностранному языку.Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка.

Практические образовательные и воспитательные принципы обучения иностранному языку....