Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pre-_i_pri-_konspekt_uroka_dek.2021.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого урока

Учитель: Ерёмина С.А.

Урок русского языка в 6а  классе по теме: «Правописание приставок ПРЕ-  и  ПРИ-»

Дата проведения: 19.11.2021г.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных  Е-И  в приставках  ПРЕ- и  ПРИ-   и  правильного  их  написания. 
Задачи урока: 
Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Развить умение формулировать определение понятий;
  4. Обогащать словарный запас обучающихся;
  5. Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Развивающие: 

- Осуществление системно-деятельностного подхода;

- Развитие внимания;

- Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- Развивать умение применять новые знания;

- Развитие творческих, речевых способностей обучающихся;

- Формирование логических умений;

Воспитательные: 

- Воспитание интереса и уважения к родному языку;

- Воспитание ценностного отношения к слову;

- Развитие коммуникативных УУД:

 -Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 


Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 

2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: "открытие" новых знаний 
Технология: естественного обучения

Ход урока:

Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

-Здравствуйте, ребята!

Что мы должны с вами взять с собой на урок? Без чего нам не справиться с заданием?

(Хорошее настроение, умение общаться, любовь к родному языку)

На партах лежат тексты с заданиями 1) текст  прочитать;  2) текст списать, вставить пропущенные буквы


1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) Пр..красным вечером Василисе Пр..мудрой пр..снился пр..чудливый сон. Пр..забавные и пр..хорошенькие зайчата скакали вп..прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр..огромная туча. Это пр..летел злой-пр..злой Змей Горыныч. Пр..землился он, пр..сел на травку и пр..задумался. Пр..казал ему Кащей Василису Пр..мудрую найти, пр..пугнуть, к нему пр..вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр..одолимые  пр..пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и –и в приставках).

-Давайте вспомним, что такое приставка (это значимая часть слова, которая стоит перед корнем)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

 (Правописание приставок ПРЕ-  и  ПРИ-)

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? (нет, так как для этого нужно знать правило)

- Вы правы.

-А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока (Научиться правильно писать слова с такими приставками).

Работа с учебником.  Комментированное чтение правила  с.121

-Как вы думаете, от чего будет зависеть написание приставки? (от значения)

-Тогда сейчас мы с вами проведем исследование, которое нам поможет сформулировать правило, работать мы будем в группах, вам нужно заполнить 2 таблицы, сначала мы запишем значение приставки – ПРИ -, проверим, а затем  выполним те же самые действия с приставкой -ПРЕ-, в одном столбике мы будем записывать- примеры , в другом –значение приставок. На парте  у вас карточки с заданиями,  работая с ними, вы получите новые знания.

1. Групповая работа с карточками.  Письменно.  Проверяем, проговариваем,  делаем вывод.

Приближение

 ПРИбежать, ПРИплыть, ПРИехать

= очень

ПРЕлестный,

ПРЕмудрый, ПРЕогромный

ПРИсоединение

ПРИклеить, ПРИшить, ПРИсоединить

= пере

ПРЕрвать

ПРЕодолеть, ПРЕступать

Близость

ПРИморский, ПРИшкольный, ПРИбрежный

 Неполное действие

ПРИоткрыть, ПРИсесть, ПРИлечь

2. Устная работа в парах (карточки)

Найдите «Четвертое лишнее» . Вам надо посовещаться и объяснить почему это слово является лишним.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Проверяем:

Ответы:

  • превозносить  (давать очень высокую оценку кому-либо, восхвалять, близко по значению очень), превосходить (высокую степень качества, близка по значению к слову «очень»), принадлежать  (входить в состав чего-либо, значение присоединения)., превратить  (одно из значений приставки пре: близость к значению приставки пере-: превратить – переделать);
  • приноровиться (освоившись с чем-н., приобрести нужные навыки, сноровку, свойства), приналечь (значение неполноты действия), притягивать  (значение присоединения),  препятствовать   (переступить через какие-то помехи, преград);
  • приниженный (неполнота действия),  приплюснутый (неполное действие), беспрекословный  (не переча, близко по значению «очень»),  привязчивый (значение присоединения);
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.


3.  Работа с учебником упр. 250, 251 (устно)

Определить лексическое значение приставки  ПРИ-

4.  Закрепление. Распределите  и запишите словосочетания в нужную графу.  Выделить приставки.  (карточки)

1.Преинтересный рассказ.  2. Придерживаться за край стола.  3. Привокзальная гостиница. 4.Приклеить на картон.  5.Приехать на автомобиле.  6. Пришкольный участок. 7.Неожиданная преграда.  8. Премиленький ребенок.  9. Приподнять тяжелый шкаф.

10. Пришить пуговицу.


ПРИ-                                 ПРЕ-

5. Устная работа.  Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 
  3. Участок около школы. (Пришкольный).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

10.  Очень длинный. (Предлинный)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия
    Продолжите фразы:

Сегодня на уроке на уроке я понял(а)…

Мне было трудно…


Домашнее задание: с.121 правило учить, упр. 249 (по заданию учебника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Тема: «Правописание приставок ПРЕ - ПРИ» (6 класс)

Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ. В классе обучается ученик с легкой умственной отсталостью. ...

Обобщающий урок по теме "Правописание приставок пре-, при-". 6 класс

Основная технология , используемая на уроке, - дифференцированный подход в обучении. Основные методы работы - групповая и парная....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Буквы Ы-И после приставок урок в 6 классе

урок в 6 классе по русскому языку по теме "Буквы Ы-И после приставок" - плановый урок по программе и учебнику М.М. Разумовской....