Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Тема «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение»
Цель – создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Параграф учебника»
Задачи
- образовательные: углубить знания учащихся о лексике, слове и его лексическом значении; отработать умения правильно определять лексические значения слов
- развивающие: формирование способности освоения способа действия при нахождении определения в предложении.
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Планируемые результаты
- личностные- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
- метапредметные:
познавательные - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над определением
коммуникативные – управлять собственным речевым поведением; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
регулятивные - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности,
- предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Организация пространства – Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечения из пособия. Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации. – СПб.: изд. ЛЕМА, 2017
Технологическая карта урока
(Извлечения из Положения о ТК урока )
1.1.Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации процесса обучения на уроке в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.2.Технологическая карта урока — технологическая документация урока, способ графического проектирования урока в виде таблицы, в котором представлено описание деятельности участников образовательного процесса пошагово от цели до результата с использованием этапов выбранной педагогической технологии.
1.3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой курса (темы, модуля и т.п.) и является обязательным средством представления профессионального опыта для педагога, работающего в классах, реализующих ФГОС.
ПАМЯТКА. Технологическая карта урока
1 часть ТК. Пояснительная записка
Ф.И.О. Герберг Марина Вячеславовна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение»
Цель – создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Параграф учебника»
Задачи
- образовательные: углубить знания учащихся о лексике, слове и его лексическом значении; отработать умения правильно определять лексические значения слов
- развивающие: формирование способности освоения способа действия при нахождении определения в предложении.
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Планируемые результаты
- личностные- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
- метапредметные:
познавательные - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над определением
коммуникативные – управлять собственным речевым поведением; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
регулятивные - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности,
- предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Организация пространства – Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки
Тип урока Урок усвоения новых знаний
2 часть ТК. Этапы работы на уроке
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Технологии (если используется) | Действия | используемый материал (слайды, стр. учебника и т.п.) | Задания для учащихся | Форма работы и контроля[1] | Формируемые УУД[2] | |
1 | Самоопределение к деятельности – 2 мин. | |||||
Актуализация знаний Предъявляет задания. На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» | - Распределите слова высказывания по группам - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? | Ф, Г | Л, К, Р | |||
Мотивирование. Целеполагание. Предъявляет проблему и организует диалог. | Карточки | Решите проблему. Представьте себе, что вы работаете над изданием учебника русского языка для 5 класса. Вам необходимо составить параграф учебника на тему «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение» Давайте подумаем над тем, что необходимо знать и уметь для создания параграфа учебника?» Как вы думаете, пригодятся ли нам созданные вами параграфы? Где мы сможем ими воспользоваться? - | Ф, Г | Л, К, Р | ||
2 | Учебно-познавательная деятельность – 30 мин | |||||
Предъявление нового материала и закрепление | упражнение №319 | Прочитайте в учебнике в упражнении 319 о том, что такое лексика. | И | |||
карточки | Рассмотрите, пожалуйста, карточки с упражнениями, которые лежат у вас на столах. Вам нужно отобрать тот практический материал, который вы поместите в свою работу. Вы видите, что заданий к упражнениям нет. Вам самим придётся их придумать. Формулировка заданий к отобранным упражнениям, распределение заданий от простого к сложному. | И | ||||
карточки | Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.) - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе ГИА -11, задание А3 | И | ||||
Диагностика освоения учебного материала | карточки | Письменный контроль освоения содержания темы. Выберите из своего параграфа одно из упражнений, выполните его.
2.Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 3.Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу ГИА -11, задание А3, А-5 | ||||
3 | Интеллектуально-преобразовательная деятельность-10 мин. | |||||
Предъявляет задание последовательно на трех уровнях самостоятельности, постепенно выясняя, кому из учащихся нужна помощь. | Приступите к оформлению эскиза вашего параграфа. Допишите новый теоретический материал, подпишите задания к упражнениям, распределите упражнения от простого к сложному. Разместите ваш материал по порядку на листе А3. Кому сложно выполнить работу самостоятельно, обратитесь к материалу параграфа, который предлагают вам авторы вашего учебника. Те, кто не может выполнить задания при помощи дополнительного материала, обратитесь за помощью ко мне. | И | Л, П, К, Р | |||
4 | Рефлексивная деятельность – 3 мин. | |||||
Самоанализ и самооценка деятельности Организует обсуждение учащимися анализа своей работы на уроке. | Достигли ли цель урока? Представьте свою работу, расскажите о том, какие трудности возникли у вас при выполнении задания, как работала ваша группа. | И | Л, П, К, Р | |||
Подведение итогов (оценки) и пояснение ДЗ Составьте для своих товарищей упражнение по изученной теме, которое можно будет поместить в параграф учебника. | Запишите домашнее задание. | Л |
[1] Формы работы: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
[2] УУД : Л - личностные, метапредметные: П-познавательные , К- коммуникативные , Р –регулятивные, ПР- предметные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-303679-1431876352.jpg)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-869227-1482323845.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1086226-1543171125.jpg)
Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1159578-1567493340.jpg)
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-67775-1648480045.jpg)
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....