Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Тема «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение»

Цель – создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Параграф учебника»

 

Задачи

- образовательные: углубить знания учащихся о лексике, слове и его лексическом значении; отработать умения правильно определять лексические значения слов

- развивающие: формирование способности освоения способа действия при нахождении определения в предложении.

- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

 

Планируемые результаты

- личностные- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алго­ритма выпол­нения задачи

- метапредметные:

познавательные - объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе работы над определением

коммуникативные – управлять собственным речевым поведением; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

регулятивные - проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности,

- предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Организация пространства – Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.;  словари, карточки

Тип урока Урок усвоения новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечения из пособия.  Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации.  – СПб.: изд. ЛЕМА, 2017

Технологическая карта урока

(Извлечения из Положения о ТК урока )

1.1.Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации процесса обучения на уроке в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта на ступени  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

1.2.Технологическая карта урока — технологическая документация урока, способ графического проектирования урока в виде таблицы, в котором представлено описание деятельности участников образовательного процесса пошагово от цели до результата с использованием этапов  выбранной педагогической технологии.

1.3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой курса (темы, модуля и т.п.) и является обязательным средством представления профессионального опыта для педагога, работающего в классах, реализующих  ФГОС.

ПАМЯТКА. Технологическая карта урока

1 часть ТК. Пояснительная записка

Ф.И.О.  Герберг Марина Вячеславовна
Предмет: русский язык
Класс: 5

Тема «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение»

Цель – создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Параграф учебника»

Задачи

- образовательные: углубить знания учащихся о лексике, слове и его лексическом значении; отработать умения правильно определять лексические значения слов

- развивающие: формирование способности освоения способа действия при нахождении определения в предложении.

- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Планируемые результаты

- личностные- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

- метапредметные:

познавательные - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над определением

коммуникативные – управлять собственным речевым поведением; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

регулятивные - проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности,

- предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Организация пространства – Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.;  словари, карточки

Тип урока Урок усвоения новых знаний

2 часть ТК. Этапы работы на уроке

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии (если используется)

Действия

используемый материал (слайды, стр. учебника и т.п.)

Задания для учащихся

Форма работы и контроля[1] 

Формируемые УУД[2] 

1

Самоопределение к деятельности – 2 мин.

Актуализация знаний

Предъявляет задания.

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Ф, Г

Л, К, Р

Мотивирование. Целеполагание.

Предъявляет проблему и организует диалог.

Карточки

Решите проблему.

Представьте себе, что вы работаете над изданием учебника русского языка для 5 класса. Вам необходимо составить параграф учебника на тему «Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение» Давайте подумаем над тем, что необходимо знать и уметь для создания параграфа учебника?» Как вы думаете, пригодятся ли нам созданные вами параграфы? Где мы сможем ими воспользоваться?

-

Ф, Г

Л, К, Р

2

Учебно-познавательная деятельность – 30 мин

Предъявление нового материала и закрепление

упражнение №319

Прочитайте в учебнике в упражнении 319 о том, что такое лексика.

И

карточки

Рассмотрите, пожалуйста, карточки с упражнениями, которые лежат у вас на столах. Вам нужно отобрать тот практический материал, который вы поместите в свою работу. Вы видите, что заданий к упражнениям нет. Вам самим придётся их придумать.

Формулировка заданий к отобранным упражнениям, распределение заданий от простого к сложному.

И

карточки

Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.)

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

ГИА -11, задание А3

И

Диагностика освоения учебного материала

карточки

Письменный контроль освоения содержания темы. Выберите из своего параграфа одно из упражнений, выполните его.

  1. .Прочитайте ЛЗ слов на карточках
  2. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
  3. Старый, бывалый, опытный воин.
  4. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

2.Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

3.Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу

ГИА -11, задание А3, А-5

3

Интеллектуально-преобразовательная деятельность-10 мин.

Предъявляет задание последовательно на трех уровнях самостоятельности, постепенно выясняя, кому из учащихся нужна помощь.

Приступите к оформлению эскиза вашего параграфа. Допишите новый теоретический материал, подпишите задания к упражнениям, распределите упражнения от простого к сложному. Разместите ваш материал по порядку на листе А3. Кому сложно выполнить работу самостоятельно, обратитесь к материалу параграфа, который предлагают вам авторы вашего учебника. Те, кто не может выполнить задания при помощи дополнительного материала, обратитесь за помощью ко мне.

И

Л, П, К, Р

4

Рефлексивная деятельность – 3 мин.

Самоанализ и самооценка деятельности

Организует обсуждение учащимися анализа своей работы на уроке.

Достигли ли цель урока?

Представьте свою работу, расскажите о том, какие трудности возникли у вас при выполнении задания, как работала ваша группа.

И

Л, П, К, Р

Подведение итогов (оценки) и пояснение ДЗ

Составьте для своих товарищей упражнение по изученной теме, которое можно будет поместить в параграф учебника.

Запишите домашнее задание.

Л


[1] Формы работы: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

[2] УУД : Л - личностные,  метапредметные: П-познавательные , К- коммуникативные , Р –регулятивные, ПР-  предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

"Лексика. Слово и его лексическое значение"

quot;Лексика. Слово и его лексическое значение"...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".

Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....