Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку

Лаврух Наталья Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне  слова».

Цель. Формировать умение проверять слова с безударной гласной ударением.

Задачи. 

Обучающие:

  1. Повторять и закреплять способы проверки слов с безударной гласной путём подбора проверочных слов.
  2. Формировать умение самостоятельно применять изучаемое правило.

Коррекционно-развивающие:

  1. развитию монологической речи.
  2. Корригировать и развивать устную и письменную речь,
  3. развивать фонематический слух, орфографическую зоркость,
  4. обогащать словарный запас,
  5. Развивать внимание, мышление на основе упражнений в классификации, сравнении, внимание.

Воспитательные

1.Воспитывать сознательное отношение к обучению.

2. воспитывать аккуратность, прилежность в в ыполнении заданий

3. Воспитывать умение работать в парах.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Начнем с разминки. Вы должны отвечать только да или нет.

– Прозвенел уже звонок? (Да!) 
- Сегодня 4 октября? (Да) 
- Время года весна? (нет) 

- День недели воскресенье ? (нет)
- В алфавите 33 буквы?
-Сейчас урок русского языка. (Да) 

- На уроке пишем аккуратно. (Да) 

  – Хотите учиться? (Да!)

 – Значит можно всем садиться! 

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Сегодня мы отправимся в осенний лес. В осеннем лесу много грибов.  И мы их сегодня будем собирать в корзину. Гриб мы будем собирать, если выполним задание. А задания у нас немало. Давайте прочтем, что нам надо сделать/

План работы.

  1. Чистописание
  2. Словарная работа
  3. Правило
  4. Задания от елочки
  5. Работа в парах
  6. Работа с учебником.

Итак, сколько мы должны будем собрать грибов? В конце урока посмотри, сможем ли мы собрать все 6 грибов.

2.Гимнастика для рук.

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой

Вот последний лист с осинки

Бросил ветер на тропинку.

3. Чистописание.

Гимнастику провели теперь можно приступать к работе. Открываем тетради.

Не забываем нашу поговорку

Мы тетрадь свою открыли,

ровно сесть не позабыли

Записываем сегодняшнее число. Классная работа.

Итак, что первое мы должны сделать (Чистописание)

Мы гуляем по лесу и видим осенние листочки.

Но это необычные листочки, на них написаны буквы (читают Саша и Ульяна)

- Какая буква здесь лишняя? (буква д)

Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях составим узор из букв и соединений.    А, О, И, Е, Я, С. (Ульяна и Саша пишет а  и о)

Сначала пишу я, а вы смотрите, потом вы.

Сидим прямо.

Теперь мы можем собрать гриб?

4.  Актуализация знаний

Да, это гласные буквы. А какие бывают гласные?  (Ударные и безударные)

Какова тема нашего урока?

Чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы продолжим учиться проверять безударные гласные с помощью ударения.

5.Словарная работа.

Но есть слова, где безударную гласную нельзя проверить, а нужно запомнить. И это слова из словаря. Сейчас мы вспомним одно из таких слов и будем выполнять словарную работу.

Составить слово из имеющихся букв.(САПОГИ) А почему именно это слово?

Назовите гласные, согласные

-Сколько гласных в этом слове?

- Значит 3 слога? Давайте прохлопаем слово. Повторяем нашу поговорку.

Сколько в слове гласных,

столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

- Поставьте ударение в слове, позовите слово.

- На какую гласную падает ударение?

-Как называется гласный, на который падает ударение?

- Сколько ударных гласных может быть в слове? (Конечно, только один).

-Назовите в этом слове безударную гласную. Она опасная, ее надо запомнить.

Подчеркнем гласные – красным, согласные – синим мелом.

Выполнили словарную работу, можно положить еще один гриб в корзинку.

Итак, что у нас дальше? Правило.

6.Закрепление полученных знаний.

Повторим правило проверки безударной гласной.

Как же мы пишем безударную гласную? Сначала скажем кратко.

Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением.

На дощечках написаны предложения. Составив им, мы получим правило, а также построим домик.

- Что нужно сделать в первую очередь? 

- Что потом? Мы сейчас вспомним.
Составляем правило из разбросанных предложений.

Прочитаю слово.

Поставлю ударение. 
Найду безударную гласную.
Я не знаю, какую гласную надо писать.

Надо, чтобы безударный гласный стал ударным

Проверочное слово

В слове пишу гласную.


Безударный гласный звук, разберёшься с ним не вдруг

Гора, моря, трава, дела

Как правильно писать слова?\

Чтобы не бело сомнения

Ставь звук под ударение

Горы, море, травы, дело

А теперь пишите смело.

Мы составили правило и построили домик.

А кто будет жить в этом домике, мы узнаем позже.

Теперь применим это правило на практике.

Я сейчас повешу таблички и будем записывать слова в 2 столбика: в одном будет проверочное слово, а в другом слово с безударной гласной.

Тр…ва

С...сна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Р…ка

Мы повторили правило и можем положить еще один гриб.

7.Физкультминутка.

Солнечным осенним днем

Мы с друзьями в лес идем. (Ходьба на месте.)

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.)

Вот подул веселый ветер.

Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Вправо – влево, взад – вперед,

Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.)

Долго мы по лесу шли

К елочке мы подошли.

И теперь у нас задание он елочки

Дети посмотрите за елочкой кто-то спрятался.

И мы выполняем задание от елочки.                          

Здесь лиса. Она нам принесла 6 слов. Надо подумать, какое из них проверочное слово, а какое слово с безударной гласной и расставить их в два столбикаа.

Лиса лисы

Звезда звёзды

Стол столы.

Работа в парах.

8.Работа в парах. 

Вам выдаю карточки, на которых написаны 2 предложения. Вам нужно найти здесь слова с безударными гласными, придумать  и записать в скобочах проверочное слово, а также вставить нужную букву.

Выдаю гласные буквы-карточки.
Белка сушит гр..бы (        ). В л..су живет с..ва.  На тр..пе  сл..ды.

Проверяем

Читаем 1 предложение. В каком слове безударная гласная? Какое проверочное слово? Какую букву вставили? У всех такая буква?

- Какое правило используется в этих словах? (Правописание безударных гласных в слове).

9.Работа с учебником.

  Следующее задание – работа с учебником. Работа с учебником.

Выполняем упражнение. С.35 упр.3

Сколько мы собрали грибов?

А сколько сначала надо было?

Какое правило мы сегодня мы сегодня изучали?

10.Рефлексия.

Если вы довольны своей работой, повесьте желтый листочек, если нет – зеленый.


Самоанализ урока.

Тема урока: Проверка безударных гласных в слове.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цель: Закреплять умение проверять слова с безударной гласной ударением.

Задачи.

Обучающие:

1.        Повторять и закреплять способы проверки слов с безударной гласной путём подбора проверочных слов.

2.        Формировать умение самостоятельно применять изучаемое правило.

Коррекционно-развивающие:

1.        Развивать монологическую речь.

2.        Корригировать и развивать устную и письменную речь,

3.        Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость,

4.        Обогащать словарный запас,

5.        Развивать внимание, мышление на основе упражнений в классификации, сравнении.

Воспитательные:

1.Воспитывать сознательное отношение к обучению.

2. Воспитывать аккуратность, прилежность в выполнении заданий

3. Воспитывать умение работать в парах.

 Форма организации урока- фронтальная, парная, индивидуальная.

Целью урока было закрепление полученных на предыдущих уроках знаний.

На уроках использовала приемы деятельностного подхода.

В начале урока во время разминки, настроя на урок, чистописания были применены элементы проблемного обучения на развитие внимания, мышления.

На уроке старалась подвести к тому, чтобы дети сами смогли сформулировать хотя бы не саму цель урока, а чем будем заниматься.

Урок содержал план работы, что также входит в парадигму деятельностного подхода. Дети могли сами отмечать прохождение этапов урока, отслеживать их и видеть, сколько заданий осталось. Игровой сюжет по сбору грибов помог поддерживать интерес на протяжении всего урока.

Дети работали с правилом, предварительно составив его самостоятельно из предложенных пунктов. Дети правило знали, важно было, чтобы они вспомнили его правильный порядок, структурировали  самостоятельно и умели им пользоваться. Важно было, чтобы соблюдался одинаковый алгоритм при определении безударной гласной.

На уроке я также использовала элементы технологии коррекционно-развивающего обучения: задание на развитие языкового анализа и синтеза. Здесь словарная работа, работа со  словами.

На этапе работы с карточками использовала личностно-ориентированное обучение, разноуровневые задания. Ульяне и Саше были даны индивидуальные карточки, Кириллу К и Косте Т. – усложненные задания, с которыми они справились.

При работе с учебником старалась подвести к тому, чтобы дети не только сами читали задание, но и смогли сформулировать, что же нужно в задании сделать.

Были применены здоровьесберагающие технологии на развитие мелкой и общей моторики.

Мотивационно-развивающая деятельность развивалась путем использования наглядного, игрового материала, словесной похвалой.

Смена видов деятельности с опорой на несколько анализаторов способствовала снятию напряжения и утомляемости. Все этапы урока были соблюдены. Цели урока реализованы полностью.

В конце урока проведена рефлексия в виде листочков желтого и зеленого цветов, которые учащимся нужно было подарить лисичке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

конспект урока по русскому языку по теме "Внимание! Опасный безударный гласный!"

Урок посвящен повторению и обобщению знаний о безударных гласных в корне слова, способах их проверки, выявлению данной орфограммы в предложениях.  Данная тема предложена в сочетании с повторением...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"

Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....