технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Островская Елена Петровна

Технологическая карта  урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, «Русский язык», 5 класс, М, «Просвещение», 2017

Тема урока: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Цели урока:

1) углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль;

2) образовательная: развивать орфографические  навыки   к познавательной, мотивацию к познавательной деятельности;                      

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: изучение нового материала

УУД:

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция,  оценка своего действия.

Регулятивные: осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые  в ходе работы с темой

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Чтение  и анализ сочинений – описаний предмета.

      2.беседа

-Всегда ли для обозначения мягкости  согласных  употребляется мягкий знак?

-Всегда ли мягкий знак делает согласный мягким,

Бывает ли мягкий знак  лишним, избыточным?

Для чего в таком случае он нужен?

Мягкий знак , стоящий на конце слова после шипящей в глаголах, обозначает принадлежность глагола ко 2 лицу ед.ч. наст.вр.: едешь, купишь.

Учащиеся

дают ответы.

Мягкий знак , стоящий на  конце слова после шипящей в существительных, обозначает принадлежность  существительного к 3 склонению: тушь, ложь, ветошь.

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1.Самостоятльные наблюдения и чтение  теоретического материала учебника(параграф 60 стр. 138-139).

2.Запишите под диктовку пары  слов ( без мягкого знака и с мягким знаком), рядом запишите звуки, которыми слова отличаются.

Мел-мель(л)

3.беседа

-Чем отличаются друг от друга слова, которые мы только что записали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают пары слов под диктовку.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Какой вывод о роли  мягкого знака можно сделать.

Слова различаются  всего одним  звуком , точнее , качеством звука, а смысл слов меняется. Значит , мягкий знак играет в слове смыслоразличительную роль.

Учащиеся вывод делают самостоятельно.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

1. Упр 303.-отработка правильного произношения, выполнение задания письменно.

2. Упр. 304- комментированное письмо

3.Упр.305- комментированное письмо

Учащиеся  выполняют задание письменно.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

1. Упр.306

2.Словарная работа

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.(параграф 60, упр. 307)

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....