Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.
статья по русскому языку

Кобылкина Татьяна Юрьевна

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.

 

В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания(в виде таблицы, схемы, презентации), ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кобылкина Татьяна  Юрьевна

МОУ Газимуро- Заводская СОШ

учитель русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.

        «Ученик умственно воспитывается лишь тогда,

 когда по отношению к знаниям он занимает

не пассивную, а деятельную позицию».    

(Василий Александрович Сухомлинский)

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Евгения  Семёновна  Полат);

- это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то эта технология будет предполагать совокупность таких методов как исследовательские, поисковые, проблемные , то есть творческие по своей сути. Учителю в этом случае отводится роль консультанта.

В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания(в виде таблицы, схемы, презентации), ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Метод проектов был разработан еще в начале XX века  Джоном Дьюи. В России под руководством Станислава Теофиловича Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода (1905 г). Благодаря введению Федерального государственного образовательного стандарта (стандартов второго поколения) данный метод остается актуальным  и в наши дни.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие компетенции: умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные, поисковые (исследовательские) коммуникативные, презентационные умения.

      На уроках русского языка я часто использую данную технологию при изучении новой темы. Ученики участвуют в составлении конспекта, желательно творческого характера. Такую работу мы проводим чаще в группе. Ребята с увлечением обсуждают, как можно преобразовать материал так, чтобы легче было запомнить изучаемую тему (разрешается использовать цветные ручки, карандаши). После выполнения такого мини- проекта работу представляют, защищают.

Иногда подобные проекты могут выполнять дома (индивидуально). Ученик рассматривает, изучает тему самостоятельно, а затем представляет ее в классе, как готовый продукт.

  Все подобные работы мы стараемся оформлять в тетрадь, которую называем тетрадью для конспектов. В конце каждой четверти я собираю конспекты и выставляю отметку.

      По окончании учебного года мы проводим конкурс «Лучшая тетрадь для конспектов», рассматриваем наличие мини- проектов по изученным темам, качество их выполнения. Плюс такой работы в том, что проекты остаются потом у учащихся на долгие годы, они служат им «шпаргалкой».  В любое время ученик может открыть конспект, повторить материал, который забыл.

Но не все учащиеся стараются вести данную работу качественно.

Также мы выполняем творческие и исследовательские проекты.

В учебнике  Алексея Дмитриевича  Шмелёва есть упражнения  с пометкой « Проектное задание». Некоторые из проектов учащиеся выполняют или будут выполнять.

       Например, ученики 7-А класса готовят  видеоролики, где должны рассказать о значении какого- нибудь нового слова ( гироскутер- двухколёсный скутер, самобалансируемый скутер (англ. GyroScooter),  уличное электрическое транспортное средство, вайбер, спиннер и др.).    

Учащиеся 5 и 6  классов  будут разрабатывать проекты « Энциклопедия одного слова», « Слова- символы»,  « Все ли буквы нам нужны, все ли буквы так важны»  и другие,  которые в конце года будут защищать  в рамках своего класса.

Таким образом, проектная деятельность способствует воспитанию самостоятельности обучающихся, развитию их инициативности, ответственности, повышает мотивацию и эффективность учебной деятельности, позволяет формировать у учащихся все виды универсальных учебных действий. Используя на уроках метод учебных проектов, помогаю эффективному накоплению учеником собственного личного опыта, развиваю их творческие способности и поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем.  

 

Список литературы:

  1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. – 54 с
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров;под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Савчук, Л. О. Русский язык : рабочая программа : 5—9 классы общеобраз овательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
  4. Шелуткова Н. А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tihmanga.ucoz.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

Урок-практикум по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся

В статье показана роль уроков- практикумов по русскому языку в образовательном процессе., отображена продуманная система уроков , которая помогает обучающимся в  освоении предмета.В статье освеще...