Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Выскребенцева Марина Павловна

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_spetskursa.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 им.Л.А.Попугаевой»

 

      СОГЛАСОВАНА                                                                 УТВЕРЖДЕНА

Зам.директора по УВР                                                   приказом по школе №_________

_________    Карасёва Е.Г.                                   от «___» _________   2020г.

      от «___» ___________2020  г.                                          Директор школы __________ Багдасаева О.П.

                                                                                

Рабочая программа спецкурса

по русскому языку для учащихся 9 класса

«Основы искусства речи»

Составитель:  Выскребенцева Марина Павловна,

учитель русского языка и литературы

2020г.

I.Пояснительная записка

Силе слов в нашем обществе часто не предается должного значения. Наша способность к самовыражению часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь.

Важнейшим отличием письменной речи от устной является то, что при ней человек принужден думать о своем языке, выбирать слова и выражения, т.е. действовать стилистически, - ведь «все мы, в известном смысле, беспомощны перед чистым листом бумаги. К этому можно добавить, что все мы в той же степени беспомощны перед микрофоном или на трибуне многолюдного собрания. Поэтому устной публичной речи надо учить, как учат письменной форме различных стилей».

Хорошие навыки общения – это фундамент всех взаимоотношений и ключ к успеху в учебе и бизнесе. То, как мы передаем наши мысли и чувства другим и как мы ощущаем разницу между собой и другими, может определить характер наших взаимоотношений дома и на работе.

В разделах курса подробно освещены такие актуальные вопросы общения, как формы и виды коммуникаций, комплименты, критика и споры, проблемы общения в конфликтной ситуации, стратегии разрешения конфликта, рассмотрены понятия деловых переговоров.

Знакомство с разновидностями диалога – дискуссией, полемикой, дебатами как жанрами риторики – предполагает развитие аналитических способностей учащихся, развитие логического мышления, расширения кругозора, стимулирование интереса к общению, повышение мотивации учения, развитие внимания.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель курса: создать условия для изучения  речевого  этикет, основ риторики, способствовать формированию у учащихся коммуникативной компетенции, воспитывать культуру речевого общения.

Задачи: познакомить учащихся с основами речевого мастерства, законами искусства словесного действия. Обогатить речь этикетными единицами и показать особенности их употребления, совершенствуя умение выбирать формулы речевого этикета, наиболее уместные в конкретной ситуации общения и употреблять их в ходе речевого акта; обеспечить усвоение основных норм и правил ведения беседы, переговоров, спора, разрешения конфликтных ситуаций общения.

 Программа разработана для обучающихся 9 классов.  Рассчитана  на 60 часов.

II. Календарно – тематический план

№ п/п

 Наименование раздела и тем            

Количество   часов

     Плановые сроки прохождения    

Примечание

по плану

по факту

 Культура общения(18)

1.

Что такое общение?

1

2.

Разные формы общения  между людьми

1

3.

Кого считать приятным собеседником?

1

4.

Личная беседа

1

5.

Правила общения

1

6.

Культура общения в исторической перспективе

1

7.

Культура общения в коллективе

1

8.

Вербальные коммуникации

1

9.

Магия личности

1

10.

Влияние личностных качеств на общение

1

11.

Говори один, говори со мной

1

12.

Речевые ситуации

1

13.

Коммуникативные возможности собеседников  в соответствии с типами общения

1

14.

Жесты  и глаза скажут за себя

1

15.

Невербальное общение

1

16.

Мимическая партитура образа

1

17.

Интуиция

1

18.

Пойми меня

1

Диалог (4)

19.

Правила ведения диалога

1

20.

Разновидности диалогов

1

21.

Риторический диалог

1

22.

Эвристический диалог

1

Правила ведения спора (17)

23.

Спор

1

24.

Могу поспорить

1

25.

Правила ведения спора

1

26.

Правила ведения спора

1

27.

Полемика

1

28.

Ведение дискуссии

1

29.

Правила ведения дискуссии

1

30.

Правила ведения дискуссии

1

31.

Специальные приёмы аргументации

1

32.

Специальные приёмы аргументации

1

33.

Опровержение

1

34.

Попробуем свои силы

1

35.

Искусство ставить вопросы

1

36.

Искусство  делать реплики, замечания

1

37.

Дебаты как речевой жанр

1

38.

Эвристическая игра «Искусство побеждать в споре»

1

39.

Эвристическая игра «Искусство побеждать в споре»

1

Разновидности конфликтов (12)

40.

Конфликт

1

41.

Общение в конфликте

1

42.

Преодоление конфликтов посредством общения  

1

43.

Способы разрешения конфликтов

1

44.

Совместное решение проблемы

1

45.

Снятие напряженности в конфликте

1

46.

Комплименты

1

47.

Критика

1

48.

Агрессия  и стресс

1

49.

Способы выхода из конфликта

1

50.

Модель поведения в ситуации конфликта

1

51.

Эвристическая игра «Искусство разрешения конфликта»

1

Правила ведения переговоров (9)

52.

Взаимовыгодное решение переговоров

1

53.

Поведение при ведении переговоров

1

54.

Деловые беседы и переговоры

1

55.

Этика и психология деловых бесед

1

56.

Этические нормы деловых переговоров

1

57.

Речевой этикет и культура общения

1

58.

Этические нормы общения

1

59.

Проявление вежливости в невербальных средствах общения

1

60.

Эвристическая игра «Искусство ведения переговоров»

1

III. Программа курса

(60 часов)

                                                         Культура общения  (18 часов)

Что такое общение? Разные формы общения между людьми. Кого считать приятным собеседником? Личная беседа. Правила общения. Культура общения в коллективе. Вербальные коммуникации. Магия личности. Влияние личностных качеств на общение. Говори один, говори со мной. Речевые ситуации. Коммуникативные возможности собеседников  в соответствии с типами общения. Жесты  и глаза скажут за себя. Невербальное общение. Мимическая партитура образа.

Интуиция

Пойми меня

Диалог (4)

Правила ведения диалога

Разновидности диалогов

Риторический диалог

Эвристический диалог

        Правила ведения спора (17)

Спор

Могу поспорить

Правила ведения спора

Поиск истины  

Полемика

Ведение дискуссии

Хитрости в дискуссии

Специальные приёмы аргументации

Опровержение

Попробуем свои силы

Правила ведения дискуссии

Искусство ставить вопросы

Искусство  делать реплики, замечания

Искусство побеждать в споре

Дебаты как речевой жанр

                                     Разновидности конфликтов (12)

Конфликт

Общение в конфликте

Преодоление конфликтов посредством общения  

Способы разрешения конфликтов

Совместное решение проблемы

Снятие напряженности в конфликте

Комплименты

Критика

Агрессия и стресс

Искусство разрешения конфликт

Модель поведения в ситуации конфликта

        Правила ведения переговоров (9)

Взаимовыгодное решение переговоров

Поведение при ведении переговоров

Деловые беседы и переговоры

Этика и психология деловых бесед

Этические нормы деловых переговоров

Речевой этикет и культура общения

Этические нормы общения

Проявление вежливости в невербальных средствах общения

Искусствоведения переговоров

IV. Формы и средства контроля

  1. Создание собственных выступлений
  2. Редактирование  текста.

  1. Создание  самостоятельного высказывания с использованием языковых средств и художественных приемов.

V. Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Д.Карнеги. Как  выработать уверенность в себе и влиять на людей ,выступая публично. М.:Прогресс-ЮВЕК,1993
  2. Д.Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-Центр «Русская тройка», «Комета»,1990
  3. Дебольский Т.С.Психология делового общения. – М.,1991
  4. Ивин А.А.Искусство правильно мыслить. - М.,1990
  5. Лаврененко В.Н. Социальная психология  и этика делового общения. - М..,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа к курсу русского языка в 9 классе "Культура речи"

Можно использовать программу для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе....

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....

рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ

рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...