Технологическая карта урока "Виды предложений" в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Быкова Мария Юрьевна

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений". Основные понятия: простое предложение, восклицательные предложения, вопросительные предложения, повествовательные предложения, восклицательные предложения, невосклицательные предложения, знаки препинания в простых предложениях. А также материалы к уроку (лист учителя и ученика). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Учитель: Быкова Мария Юрьевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Виды предложений».

УУД: Шмелева

Триединая дидактическая цель:

Обучающая

1.Рассказать о предложении, как языковой единице, имеющей законченную мысль.

2. Узнать о видах предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

3.Формирование у учеников умений: определять правильную интонацию предложения, уметь обозначать границы предложений - знаками пунктуации.

Развивающая

Развивать умения самостоятельной работы с учебником

Воспитывающая

Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

Педагогические задачи:

Формирование: распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; развить умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

Личностные результаты

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Регулятивные УУД

развивать умение формулировать цели и задачи урока.

Познавательные УУД

формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания (побудительные, вопросительные и повествовательные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).

Коммуникативные УУД

развивать умение произносить предложения с нужной интонацией в зависимости от речевой ситуации. Работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Предметные результаты

Ключевые понятия темы урока:

синтаксис, пунктуация, сложное предложение, виды сложных предложений, знаки препинания

Образовательные технологии:

эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, посторенние диаграммы «фишбоун»; ИКТ

Тип урока: обучающий. Получения новых знаний.

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода к обучению в 5 а классе

п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учеников

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

 

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

1.

Организацион-ный момент (1-2 минуты)

Целевая установка:

организация обучающихся,  включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет  готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает  контакт

с обучающимися.

 Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

 

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.

Цель: «Индуктор»

повторение

изученного;

актуализация знаний

и пробное учебное

действие;

Организует работу пар. Руководство работой учащихся по воспроизведению ранее изученного: фронтальный опрос, разбор предложения. Показывает

Презентацию.

Дает задание ученикам: Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению, озвучьте номера этих предложений.

Осуществляет проверку работу учащихся.

Работа в парах.

На партах у учащихся по карточки с утверждениями. Читают высказыванию и обводят кружочком номера предложений, с содержанием которых согласны. Приходят к единодушному решению, озвучивают номера этих предложений:

-Предложение не может состоять из одного слова.

-Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

-Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

-Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

- Предложение может быть очень длинным и даже сложным.

- Предложение может иметь как одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), так и несколько.

-В  конце предложения всегда ставится точка.

-В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Повторение

изученного;

актуализация знаний

и пробное учебное

действие.

Познавательные: выполняют

учебно-познавательные действия в материализованной и

умственной форме; осуществляют для решения учебных

задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают

вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют

собственные мысли, высказывают и обосновывают

свою точку.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

3.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися  

- Формулировка целей  и задач урока

- сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.  

Организует работу групп. Использует задание, способствующее определению темы урока. Показывает

Презентацию. На парты раздаются наборы слов. Из них нужно составить предложения.

В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень!

Вам понравилась эта книга?     Вам понравилась эта книга?!

Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти, наш сад, и распускайся в срок!

-Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек?

-Одинакова ли цель у этих предложений?

-Чем отличаются эти предложения?

Мотивирует обучающихся на определение темы урока.

Постановка темы и целей урока:

 - как делятся предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Работа в группах.

Выполняют задание.

Тему и цели урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока.

Планируемые предметные знания и умения.

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные:  формировать логические действия по определению познавательной цели.

  Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

4.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.

 

Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Показывает

Презентацию.

Определяет характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий).

Создает условия  успешного

учения.

Предоставляет условия выбора.

Учащиеся читают правила (стр.25) 9.

1 ученик рассказывает содержание правила: предложения различаются по цели высказывания и по эмоциональной окраске (слайд о видах предложения: восклицательные, невосклицательные; повествовательные, вопросительные, побудительные).

Ученик у доски пишет под диктовку предложение, ученики записывают это же предложение в тетради или МЭШ (распределить предложения по 3 группам). После проверки грамотности, в скобках записываем какое это предложение.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Обращаем внимание на знаки в конце предложения и их эмоциональную окраску.

 

 

 

 

Учитель формулирует сам по теме урока.

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:   умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

  Коммуникативные:      осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.

+ Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты,

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, исходя из темы урока.

5.

Закрепление темы урока

Целевая установка:

формированиецелостного представления об изучаемом объекте.  

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар). Показывает

Презентацию.

Дополняет, расширяет, углубляет изучаемую информацию.

Устанавливает  

связь изучаемых знаний с другими учебными предметами,

с разными областями жизни.

Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта.

Выполним упр. 23 на стр. 25 устно. Выбираем нужную интонацию, объясняем ее (недоумение, возмущение, удивление, испуг, сожаление, убежденность в своем мнении).

Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

Формулирует учитель по теме урока.

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам  и   эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

6.

Физкультурная минутка.

Цель.

обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

Показывает

Презентацию.

Проводит физкультминутку.

Физ. Пауза (слайд):  Учащиеся выполняют приседания, если слышат побудительные предложения. Если слышат вопросительное, то стоят на мест. Если повествовательное - хлопают.

      Я посещаю бассейн (Повествовательное предложение).

      Ты пойдешь плавать в бассейн? (Вопросительное предложение).

Пойди поплавай в бассейне! (Побудительное предложение)

Лучше всех живу на свете я! (повеств)

Давайте веселиться! (побудительное)

Ой, кто там дверь постучался? (вопросительное)

Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске! (побудительное)

Ура! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо! (повествовательное)

Ты мне поможешь стихотворение сочинить? (вопросительное)

Ой, как я люблю клубничное варекнье, шокорладный торт и день рождения! (повествовательное)

Что за красивая соседка у меня?! (вопросительное)

Формулирует учитель по теме урока.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: представлять физкультминутки как средство укрепления здоровья и физического развития;

получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения

и давать оценку событиям;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

- снятии усталости и напряжения,

- внесении эмоционального заряда,

- совершенствовании общей моторики,

- выработке четких движений во взаимосвязи с речью,

- активизировать познавательную деятельность учеников посредством применения ИКТ,

7

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

Осуществляет контроль  в течение всего урока.

Предлагает образцы выполнения. Организует само-, взаимопроверку обучающимися своей работы.

Сочетает  контроль учителя с само- и взаимоконтролем

(проводит «мягкое» оценивание)  и устанавливает оперативную обратную связь.

Работа творческого характера.

Рассмотрим таблицу на стр. 27, объясним ее. Предлагаю прочитать и придумать устно свои примеры предложений, подходящие к примерам из таблицы.

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.

Формулирует учитель по теме урока.

Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий.

Личностное самоопределение.

8

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию    своей учебной деятельности.

Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.  

 

Осознают  способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя: Какова тема нашего урока?

Какие задания вам легко удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?

 Как различаются предложения?

 Какие приложения бывают по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

 Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Для чего нужны такие виды предложений?

По эмоциональной окраске?

Всегда ли в конце повествовательного и побудительного предложений стоит точка?

Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

9

Итог урока.

Целевая установка:

оценка достижения цели  

и результатов деятельности своей и всего класса.

Организует  подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

глубины знаний.

Дает характеристику деятельности класса.

Отмечает  типичное в успешности усвоения и недостатки.

Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся.

Кратко планирует работу на следующий урок.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

10

Домашнее задание

Целевая установка:

предоставление права выбора   домашнего задания, коммен-тарии к нему.

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание на выбор стр. 25-26 -правило наизусть

или упр. 25(1) стр. 28.,или написать письмо другу, используя различные предложения по цели высказывания.

Предметные результаты    домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.  

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.

11

Оценивание обучающихся

Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).

Заносят отметки в дневники.

Оценивание предметных результатов урока.

Регулятивные:

Познавательные:

умение осмыслить поднятую на уроке проблему, установить взаимосвязь с другими явлениями, понять ее значимость.

Коммуникативные:

Личностное самоопределение.

Установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Виды предложений».

Раздаточный материал для учеников:

Задание 1. Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению, озвучьте номера этих предложений:

-Предложение не может состоять из одного слова.

-Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

-Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

-Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

- Предложение может быть очень длинным и даже сложным.

- Предложение может иметь как одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), так и несколько.

-В  конце предложения всегда ставится точка.

-В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Задание 2. (по группам). На парты раздаются наборы слов. Из них нужно составить предложения.

В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень!

Вам понравилась эта книга?     Вам понравилась эта книга?!

Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти, наш сад, и распускайся в срок!

-Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек?

-Одинакова ли цель у этих предложений?

-Чем отличаются эти предложения?

Задание 3. Пишет под диктовку предложение, ученики записывают это же предложение в тетради или МЭШ (распределить предложения по 3 группам). После проверки грамотности, в скобочках записываем какое это предложение.

Пушистый зверёк прыгнул на ель.

Ты был в Москве?

Мойте руки перед едой.

Сколько грибов в лесу!

Карточка учителя.

Задание 4. Физкультурная минутка.

Я посещаю бассейн.

Ты пойдешь плавать в бассейн?

Пойди поплавай в бассейне!

Лучше всех живу на свете я!

Давайте веселиться!

Ой, кто там дверь постучался?

Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске!

Ура! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо!

Ты мне поможешь стихотворение сочинить?

Ой, как я люблю клубничное варенье, шоколадный торт и день рождения!

Что за красивая соседка у меня?!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятнадцатое января Классная работа

Слайд 2

Предложения В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень! Вам понравилась эта книга? Вам понравилась эта книга?! Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти , наш сад, и распускайся в срок!

Слайд 3

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок русского языка в 5 классе

Слайд 4

Цель урока: -узнать , как делятся предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; - у знать чем эти предложения между собой отличаются; - правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Слайд 5

повествовательное побудительное вопросительное Виды предложений по цели высказывания Ц Е Л Ь сообщение вопрос побуждение

Слайд 6

Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные Невосклицательные

Слайд 7

Определите предложения по цели высказывания. Кто автор этих строк? 1.Что я, царь или дитя ? 2.Лови, лови, да дави ее, дави Вот ужо! постой немножко, Погоди:(А князь в окошко) 3 . И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили.

Слайд 8

Физкультурная пауза Я посещаю бассейн Ты пойдешь плавать в бассейн? Пойди поплавай в бассейне! Лучше всех живу на свете я! Давайте веселиться! Ой , кто там дверь постучался ? Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске! Ура ! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо! Ты мне поможешь стихотворение сочинить? Ой , как я люблю клубничное варекнье , шоколадный торт и день рождения! Что за красивая соседка у меня?!

Слайд 9

Домашнее задание стр. 25-26 -правило наизусть. На выбор: или упр. 25(1) стр. 28.,или написать письмо другу, используя различные предложения по цели высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....