статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.
статья по русскому языку (11 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shuaevoy_.e.v.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Е.В. Шуаева

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные образовательные государственные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам будущей профессиональной деятельности, что способствует не только формированию ключевых компетенций выпускника, но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских умений будущих специалистов.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: "Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на занятии ситуацию успеха для каждого человека?"

Одним из ответов на эти вопросы является развитие системы интегрированных занятий, которая требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Таким образом, в современном образовании необходима технологизация учебного процесса для того, чтобы усвоение содержания материала было полнее и распространялось на всех обучаемых, а не только на уже мотивированных.

Студенты отдают предпочтение интегрированным урокам, им импонирует действенное участие в таких занятиях преподавателей разных учебных дисциплин. Это вносит элемент новизны в процесс обучения, повышает уровень обученности.

На своих занятиях я активно использую данную технологию обучения. Остановимся на конкретных примерах.

В рамках преподавания дисциплины "Русская литература" на занятии по теме: "Пейзажная поэзия Ф.И. Тютчева"  на базе Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им М.Ю. Лермонтова совместно с  доктором филологических наук, профессором Петром Константиновичем Чекаловым,  было проведено интегрированные занятие по литературе и краеведению, где на фоне  творчества поэзии Ф. Тютчева  студенты познакомились с   балкарским поэтом Кайсаном   Кулиевым, 100-летие которого отмечается в этом году. Знакомясь с творчеством этого замечательного поэта, учащиеся, сравнивая особенности мастерства поэтов, прониклись неповторимой красотой их пейзажной лирики.  Ряд студентов, заинтересовавшись темой краеведения, начали работу над индивидуальными проектами: "Поэты Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны".

В современной педагогической практике также широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения студентов к речевой культуре.  Именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений, но и полноценная культурная личность.

Следует также поподробнее остановится на преподавании такой дисциплины как "Русский язык".  На уроке-экскурсии, который прошел на базе отдела Ставропольского государственного музея-заповедника,  картинной галереи  пейзажей заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина,  совместно с сотрудниками музея,  в рамках объяснения нового материала по теме: " Типы речи",  студентам было предложено рассмотреть такие понятия как "пейзаж", "описание", "сюжет" и т.д.  на примере творчества не только поэтов и писателей, но и мастера изобразительного искусства - художника П. Гречишкина. Результатом этого занятия стало несколько групповых творческих работ студентов по теме: "Картина П.М. Гречишкина, которая произвела на меня впечатление".

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет студенту самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В этой связи мною создана система самостоятельной работы студента, в качестве который выступает индивидуальный проект по русскому языку или литературе в форме реферата. Данный вид работы студенты предусматривает пять этапов:

- первом этап (подготовительный) - занятие-семинар, на котором проходит обучение правилам работы, а также изучение требований к   написанию реферата;

- второй этап (планирование) - выбор предмета и темы реферата, составление плана работы;

третий этап - предзащита реферата (отчет о проделанной работе в виде основных тезисов);

четвертый этап - публичная защита реферата на уроке-конференции;

пятый этап - оформление реферата, оценка работы, проведение рейтинга рефератов среди студентов.

Результатом данной работы является возможность студента самостоятельно и охотно приобрести недостающие знания из разных источников, научиться пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, а также приобрести коммуникативные навыки публичного выступления.  

Все это дало возможность студентам принять участие в семинарах конференциях различных уровней: в марте 2017 года в студентка  Серебренникова Ксения  (1 курс,  группа №152 д9 специальность "Фармация") с темой: " Проблемы экологии современного русского языка " приняла участие межрегиональной научно-практической конференции "Экология и здоровье" Амурского медицинского колледжа, а студентки специальности "Фармация": Колесник Алена (1 курс,  группа  №152 д9) - тема: "Проблема поиска истины в русской литературе",  Цховребова Алина (1 курс,  группа  №152 д9)  - тема: " Красота мира и человека в русской литературе",  Касич Марина (1 курс,  группа  №152 д9) - тема: " Семья - настоящее, прошлое, будущее " и  Шипилова Татьяна (1 курс,  группа  №153 д9) - тема: " Особенности языка рекламы " в мае 2017 года стали участницами  научно-практической студенческой конференции СБМК.        

Таким образом, мы видим, что междисциплинарная интеграция и проектная деятельность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Статья "Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте"

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...

Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении

Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении...

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности. Протокол РМО от 24.03.2020г.

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности и протокол выступления на РМО от 24.03.2020г....

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...