Открытый конспект урока "Главные и второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок -путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx108.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель:

  • повторить изученные правила орфографии, развивать  орфографическую  зоркость;
  • закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения, способах их выражения;
  • повторить грамматические разборы;
  • развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь;
  • развивать познавательный интерес к предмету "русский язык";

Оборудование:

1. Слайды со сказочными иллюстрациями на интерактивной доске.

2. Карточки для групповой работы.

3. Схема - "Теремок".

4. Портрет Пушкина.

Структура  урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Слова учителя.

Приветствие:

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем!

Садитесь!

Сегодня, ребята, мы совершим необычное путешествие в страну «Выученных уроков».

Посмотрите, ребята, на этот сказочный домик. Подумайте, над какой темой мы сегодня будем работать? Для этого попробуйте угадать, кто живет в сказочном домике?

(В домике два этажа, на верхних окошках схемы подлежащего и сказуемого , на нижних - дополнения, определения, обстоятельства. Названия членов предложения закрыты. Дети сначала определяют по схемам члены предложения, потом открывают окошки. Остаются две длинных полоски на верхнем и нижнем этажах. Угадывают, что скрыто за полосками).

А на что  конкретно мы должны обратить внимание?

ЦЕЛЬ!

2. Повторение теории.

Давайте подробнее расскажем о сказочных обитателях. Для этого нам необходимо разделиться на группы. У каждой группы есть карточки для работы. Найдите задание №1. 

 1 группа. На какой вопрос отвечают определения? Что они обозначают? Какой части речи относятся? Какую часть речи поясняют?

  • 2 группа. На какой вопрос отвечают дополнения? Что они обозначают? К какой части речи относятся?
  • 3 группа. На какой вопрос отвечают обстоятельства? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

- Все ли мы открыли окошечки у домика?

- Про каких жителей мы еще не вспомнили? (главные члены предложения)

- Расскажите про них. На какой вопрос отвечают главные члены предложения? Что они обозначают? Как они связаны между собой? Как по другому называют главные члены предложения?

 3. Словарно-орфографическая работа. (Самопроверка)

А теперь для того, чтобы мы продолжили свое путешествие ,нам нужно хорошо  орфографически подкрепиться. Для этого мы с вами сделаем следующее: Я сначала диктую  слова, а затем обмениваемся тетрадочками и проверяем друг друга.

  На доске: Золотая рыбка, у самого синего моря, кораблик подгоняет, с морскою тиной, невеста молодая, гостей встречает, в светлой горнице, гоняешь стаи туч.

-  На какую тему даны словосочетания? (На сказочную).

-Давайте вспомним, что такое словосочетание?

- Сказочная тема поможет нам обобщить изученный материал. Мы отправимся в сказочное путешествие, и в этом нам поможет А.С. Пушкин.

*Давайте потренируемся  в разборе членов предложения и выполним синтаксический анализ предложения. Подумайте, ребята, из какой сказки взята это строка?

4. Повторение синтаксического разбора. (1 человек у доски)

И с невестою своей обвенчался Елисей.

Переходим к заданию №4.

А.

А теперь, давайте вспомним ,из каких сказок взяты эти строки. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

  • Стал он кликать золотую рыбку.
  • Лебедь белая плывет, злого коршуна клюет.
  • Царь Дадон к шатру спешит.

Б.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.
  2. Запишите предложения в соответствии со схемами.
  3. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала.

  • Белка песенку поет,
    Золотой орех грызет.
  • Черт ли сладит с бабой гневной?

В.

  1. Вспомните, из каких сказок взяты предложения.
  2. Закончите предложение.
  • Жил старик со своею старухой:.
  • Кто-то терем прибирал:.
  • Там ступа с бабою-ягой:.

Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

Итак, ребята, что же вы должны усвоить о членах предложениях?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Продолжаем наше путешествие. Покажем, какие мы быстрые,  ловкие, умелые. Для этого расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст

 5. Работа с текстом.

Кто быстрее. Сравнить с записью на доске после проверки.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

(С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.
  2. Какова его главная мысль.
  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Чтобы понять содержание текста, необходимо выделить главную мысль текста, определить способ связи предложений в тексте.

И наконец,  завершая наше сказочное  путешествие  в «Страну Выученных уроков»,  Просмотрим иллюстрации по сказкам Пушкина  и выполним задания:

https://urok.1sept.ru/articles/549303/img1.jpg

6. Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

В) Продолжите текст Маршака, начиная со слов: "В мою жизнь Пушкин вошел, когда:"

1. Когда вы в первый раз услышали сказки Пушкина?

2. Кто вам их читал?

3. Какие сказочные герои вам больше всего запомнились?

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке:

Поставьте на полях смайлик, если все было хорошо:

Не очень:

Плохо:

*Продолжите высказывание одним предложением:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научилась (лся)..

я смог (гла)..

я не понял (а)…

мне захотелось..

IV. Итог.

- Вам понравился сегодняшний урок? Чем? Что запомнили?

Что повторили? Что удалось лучше всего? Над чем еще надо работать? Работы чьих ребят вам больше всего понравились?

V. Выставление оценок с комментарием.        

ДЗ: 430, стр.156.,правило учим

Задание 1

1 группа. На какой вопрос отвечают определения? Что они обозначают?  Какой части речи относятся? Какую часть речи поясняют?

Задание 4

А.

Вспомните, из каких сказок взяты предложения. Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

Стал он кликать золотую рыбку.

Лебедь белая плывет, злого коршуна клюет.

Царь Дадон к шатру спешит.

Задание 5

Работа с текстом.

Задание: расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

 (С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.
  2. Какова его главная мысль.
  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Задание 6

Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.  

https://urok.1sept.ru/articles/549303/img1.jpg

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал

2 группа. 1)На какой вопрос отвечают дополнения? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

Задание 4

2)Б.

Вспомните, из каких сказок взяты предложения.

Запишите предложения в соответствии со схемами.

Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала.

Белка песенку поет,

Золотой орех грызет.

Черт ли сладит с бабой гневной?

Задание 5

Работа с текстом.

Задание: расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

 (С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.
  2. Какова его главная мысль.
  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Задание 6

Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.  

https://urok.1sept.ru/articles/549303/img1.jpg

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал

3 группа. 1)На какой вопрос отвечают обстоятельства? Что они обозначают? К какой части речи относятся?

Задание 4

2)В.

Вспомните, из каких сказок взяты предложения.

Закончите предложение.

Жил старик со своею старухой….

Кто-то терем прибирал….

Там ступа с бабою-ягой….

Выполните синтаксический разбор любого из предложений.

Задание 5

Работа с текстом.

Задание: расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст.

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.

 (С.Я.Маршак "Заметки о Пушкине")

  1. Определите тему текста.
  2. Какова его главная мысль.
  3. Обсудите в группе варианты заглавия текста.

Задание 6

Работа по развитию речи.

А) Составить три предложения по сказочной иллюстрации. Одно разобрать по членам.  

https://urok.1sept.ru/articles/549303/img1.jpg

Б) Расположите строки в таком порядке, чтобы получился фрагмент сказки Пушкина. Вспомните, как называется эта сказка. Найдите предложение, соответствующее схеме.

Топот по двору раздался:
Час обеда приближался,

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке:

Поставьте на полях смайлик, если все было хорошо:

Не очень:

Плохо:

*Продолжите высказывание одним предложением:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научилась (лся)..

я смог (гла)..

я не понял (а)…

мне захотелось..

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке:

Поставьте на полях смайлик, если все было хорошо:

Не очень:

Плохо:

*Продолжите высказывание одним предложением:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научилась (лся)..

я смог (гла)..

я не понял (а)…

мне захотелось..

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке:

Поставьте на полях смайлик, если все было хорошо:

Не очень:

Плохо:

*Продолжите высказывание одним предложением:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научилась (лся)..

я смог (гла)..

я не понял (а)…

мне захотелось..

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке:

Поставьте на полях смайлик, если все было хорошо:

Не очень:

Плохо:

*Продолжите высказывание одним предложением:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научилась (лся)..

я смог (гла)..

я не понял (а)…

мне захотелось..

Упражнение

Спишите  предложения, подчёркивая грамматическую основу.

1. Отпусти меня в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М. Лермонтов). 2 . К ночи подмораживало (А. Н. Толстой). 3 . Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнце (М. Анчаров). 4. Помню деревенское ясное утро (И. Соколов-Микитов). 5. Бульвар длинный и седой (Ю. Яковлев). 6. Направо речка вилась синеватой тенью между белых пустынных полей (А. Н. Толстой). 7. Пахло землей и морозцем (А. Н. Толстой). 8. М не хотелось к моему письменному столу (Г. Бакланов).

Упражнение

1 вариант

1. Разбери предложение по частям речи и по членам предложения. Выпиши словосочетания.

Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

2 вариант

1. Разбери предложение по частям речи и по членам предложения. Выпиши словосочетания.

Красивые розы распустились в городском парке и пахли прекрасным ароматом..

Перекрестный опрос.

1. Сочетание (связь) двух слов – это … (словосочетание)

2. Чем отличается  словосочетание от слова? (слово называет предмет, а словосочетание более точно называет предмет, его качества.)

3. Как называется слово, от которого ставится вопрос? (главным)

4. Как называется слово, к которому ставится вопрос? (зависимым)

5. Какие члены предложения не являются словосочетанием? (подлежащее и сказуемое)

6. Какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое)

7. Какие члены предложения являются второстепенными? (определение, дополнение, обстоятельство)

8. На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)

9. На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делает?, что сделает?, что делают?, что сделают?)

10. Какой падеж имеет подлежащее? (И.п.)

11. Чем выражено подлежащее? (существительным) Как подчеркивается подлежащее?

12. Чем выражено сказуемое? (глаголом) Как подчеркивается сказуемое?

13. Чем выражено определение? Как подчеркивается?

14. Чем выражено дополнение? Как подчеркивается?

15. Чем выражено обстоятельство? Как подчеркивается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Материал включает план-конспект урока и презентацию.  Разработка  отвечает требованиям современного урока с использованием технологии проблемного обучения. Предусмотрена работа идивидуальная...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе. «Второстепенные члены предложения»(ФГОС)

Дан конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Второстепенные члены предложения", подготовленный с учетом ФГОС.В публикации содержатся основные характеристики урока: техн...

Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"

Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....

Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"

Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий...