Буквы е и и в корнях с чередованием гласных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сулайманова Айгуль Наилевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e_i_i_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

5 класс

Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.

Цель деятельности учителя: выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием; развивать логическое мышление, речь учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е-И в указанных корнях; уметь правильно писать слова с чередованием Е-И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель  и организовать её достижение.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Этапы урока

Ход урока

УУД

I Организационный момент

– Какую часть речи мы изучаем?    (Глагол)

–  Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол».  Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.

Я утверждаю, что ... (Слайд )

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол  пишется с Ь.
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Проверим себя (Слайд )

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10.  да.

-Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд )       

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  

– Внесите оценку в оценочный лист.

Познавательные: понимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия.

II Актуализация и пробное учебное действие

  1. Списать слова, записанные на доске, вставить пропущенные буквы, выделить корень. Работа по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.

Изл…гать, отр…сль, р…сток, изл…жение, сл..гаемое, водор…сли, выр…щу, предл..жение, подр..сла, р..стение, ул..жить, р…стёт, Р…стислав, возл…жить.

Проверка.

- Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах?

- Как они называются? (Корни с чередованием гласных)

- Какие гласные чередуются? (а//о)

- Каковы условия выбора гласных в корнях? (Ответы учащихся:

 в корне –лаг---лож буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –А-. Буква о пишется, если за корнем нет суффикса –А-.

В корне –раст—рос- пишется а перед ст, щ. Есть слова-исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов. В остальных случаях пишется о.)

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

III Выявление места и причины затруднения

Материал для наблюдений (Слайд).  Прочитайте слова. Назовите корни. Работаем в группах.  

Разбирать                         разберу

отпирать                          отпереть

задирать                          задеру

вытирать                           вытереть

замирать                           замереть

блистать                           блестеть

расстилать                        расстелить

выжигать                          выжег

- Что общего в этих словах?

- Чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, в корнях правого столбика – е).

- Ребята, давайте определим тему урока: Буквы е-и в корнях с чередованием гласных. (Записываем )

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; формулируют вопрос (тему) урока. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Что нам предстоит сегодня узнать? Какова будет цель урока? (Узнать, при каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких – Е?)

- Найдите закономерность в написании букв е – и в корнях

с чередованием. Сделайте вывод.

- Что вы узнали? (В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.)

Сравним наш вывод с правилом в учебнике. (стр. 112).

- А можно как-то графически изобразить это правило? (показываем на доске, пишем в тетрадь для правил).

-Ребята, давайте запишем, какие это корни.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Личностные: рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в учении , связывая успехи с усилиями.

V Практическая деятельность по реализации построенного проекта

  1. Наблюдение над чередованием букв е-и в корнях:

- Какие надписи вы бы сделали под фотографиями,

используя глаголы с корнями -блест- – -блист-?  (Балерина блистала на сцене. Шар блестел на ёлке.)

- В каком корне вы напишете букву и, в каком – е?

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова?

2. Составление алгоритма:

  1. Найти орфограмму.
  2. Вспомнить корни с чередованием.
  3. Проверить наличие или отсутствие суффикса-А- после корня.
  4. Если после корня есть суффикс –А-, то пишется буква И, а если нет –Е.
  1. Запомните рифмовку:

Если после корня – а,

В корне будет и всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»)

  1. Лингвистическая  сказка.  «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Познавательные: извлекают нужную информацию, находят её в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач.

Физкультминутка

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Групповая работа. Выполнение упражнения 648. Задание: прочитать предложения, найти (выписать) слова с чередующимися гласными в корне.
  2. Письменное выполнение упражнения 647.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном труде.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

VII Включение в систему знаний.

  1. Индивидуальная работа по структуре КОНЭРС. Учащимся даются предложения с разными орфограммами. Распределиться нужно по углам «Корень с И» и «Корень с Е».

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.

VIII Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1.  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

  1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2.  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3.  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне,  могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Запишите словосочетания. Подчеркните слова с чередованием е//и в корне.

Зам…рать от восторга, х…дить по улице, зап…реть на ключ, выт…рать пыль, пос…дить цветы, зам…реть от неожиданности, осм…треть местность, поч…нить часы, заж..гать огонь, заж…чь лампу.

Самопроверка.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

Задание: запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.

-Проверьте себя.

Регулятивные: соотносят цели и результаты своей деятельности, определяют степень успешности работы.

Познавательные: представляют информацию в разных формах (ключевые слова, схема и т.д.)

Домашнее задание.

Необходимый уровень: Упражнение 649.п.112;

Повышенный уровень: составить рассказ на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный тренажёр "Корни с чередованием гласных".ГИА 9

Учебный тренажёр для подготовки к ГИА, задание А4....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

корни с чередованием гласных

Этот материал можно назвать ПАМЯТКОЙ, ОПОРОЙ при работе ученика по данной теме. У моих учеников всегда велись тетеради со справочными материалами по русскому языку, чтобы была возможность повторить те...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...