Игра по теме "Односоставные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Сулайманова Айгуль Наилевна

Внеурочное занятие по теме "Односоставные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_8_klass.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по  русскому языку

Целевая аудитория: 8 класс

Форма проведения занятия:  игра

Тема: «Односоставные предложения»                                                                                                                                                                                                                                                    

Цели: закрепить  знания об односоставных предложениях, развивать умение грамотно работать с информацией, воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.    

Планируемые образовательные результаты:  

 Предметные: познакомить  обучающихся  с понятием  «безличные  предложения»,  помочь  обучающимся определить  способ  отличия  безличных  предложений  от  других  односоставных  по  значению, по  способу  выражения  сказуемого, по  структурным  особенностям; выявить  способы  выражения сказуемого в  безличных  предложениях; определить  роль  безличных  предложений  в  тексте.

Метапредметные:

Познавательные:  побуждать  обучающихся  применять  для  решения  учебных  задач   мыслительные  операции:  синтез,  анализ,  сравнение, устанавливать  причинно-следственные  связи, делать  обобщения  и  выводы.

Регулятивные:  обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: вступление обучающихся  в  учебный  диалог  с  учителем,  с  одноклассниками, выдвижение  версии, выражение  собственной  мысли.

Личностные:  воспитание  воспитание  осознания  ценности  и  необходимости  учиться.

Ход игры

В игре участвуют две (три) команды.  Игру начинает команда, разгадавшая ключ шифра и назвавшая пословицу первым.

Разгадайте ключ шифра и прочитайте пословицу. К какому типу односоставных предложений она относится?

1-4, 1-2, 2-1, 2-2, 2-3, 1-4, 2-1, 2-4, 2-1, 1-5, 2-1, 1-7, 1-3, 1-7, 2-1, 2-4, 2-5, 1-1,

2-7, 2-3, 1-8, 1-6, 1-1, 2-5, 1-1, 2-8, 1-6, 2-6.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

а

ч

и

в

ц

у

н

т

2

е

л

о

к

р

м

с

з

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________

В человеке цени не красоту, а разум. (Односоставное, определённо-личное предложение по грамматическим признакам, обобщённо-личное по значению, потому что имеет отношение каждому)

Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.

В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде.

Помимо обычных вопросов, существует специальный сектор «Кот в мешке». Если команде достался «Кот в мешке», она должна передать ход команде-сопернице. 

«Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру.

«Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов, право хода переходит соперникам.

Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Определённо-личные предложения

100

200

300

400

500

Неопределённо-личные предложения

100

200

300

400

500

Безличные предложения

100

200

300

400

500

Назывные предложения.

100

200

300

400

500

Определённо-личные предложения

Стоимость вопроса

Вопрос

Ответ

№ слайда

100

Дайте определение определенно-личным предложениям.

Это односоставные предложения, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определенным лицом, 1-м или 2-м.

4-5

200

Назовите грамматическую основу предложения:

Что вьешься, ласточка, к окну, что, вольная, поешь? (А. Дельвиг)

Является ли это предложение односоставным?

Грамматическая основа:
Вьешься, поешь. 

Да, это предложение является односоставным определенно-личным предложением.

6-7

300

Кот в мешке

8

400

Верно ли это утверждение:

«Определенно-личные предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога»?

Верно.
Например:
Ты пойдешь со мной? -
Пойду.

9-10

500

Вставьте главные члены в предложение:

«Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. […] верно, кому присягнешь; […] начальников; за их лаской […]; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и […] пословицу: […] платье снову, а честь смолоду».

Назовите автора и название произведения.

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

11-12

Неопределённо-личные предложения

Стоимость вопроса

Вопрос

Ответ

№ слайда

100

Дайте определение неопределенно-личным предложениям.

Это односоставные предложения, где главный член выражен глаголом, который имеет форму 3-го лица мн. числа.

13-14

200

Верно ли это утверждение: «Неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённо-личное значение»?

Верно. Например:

Цыплят по осени считают.

Это предложение по грамматическим признакам неопределённо-личное, по значению обобщённо-личное.

15-16

300

Переделайте неопределённо-личные предложения в двусоставные.

1) Я спешу. Меня ждут. 2) Не беспокойтесь: нас проводят. 3) На экзамене мне поставили «пять». 4) Рано утром нам приносят почту. 5) Знают ли вас в этом доме?

1) Я спешу. Меня ждут родители. 2) Не беспокойтесь: нас проводят экскурсоводы. 3) На экзамене мне все учителя поставили «пять». 4) Почтальоны рано утром нам приносят почту. 5) Знают ли вас жители этого дома?

17-18

400

Укажите неопределённо-личное    предложение.

«Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит, Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло. Никто не хочет идти».

                                            Н.В. Гоголь «Ревизор»

В овощных лавках ничего не дают в долг.

19-20

500

Кот в мешке

21

Безличные предложения

Стоимость вопроса

Вопрос

Ответ

№ слайда

100

Дайте определение безличным предложениям.

Безличные - такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.

22-23

200

Счастливый случай

24

300

Переделайте двусоставные предложения в безличные.

1) Из здания никакой звук не доносится.

2) Я хочу побыстрее вернуться домой.

3) Дети очень веселы.

4) Малыш не спит.

1. Из здания не доносится ни звука.

2.Мне хотелось бы побыстрее вернуться домой.

3.Детям очень весело.

4.Малышу не спится.

25-26

400

Назовите грамматическую основу в предложениях:

За окном мутно. На душе было легко и грустно.

Не стало гармонии. Мне не хочется работать.

За окном мутно. На душе было легко и грустно.

Не стало гармонии. Мне не хочется работать.

27-28

500

Перестройте безличные предложения в двусоставные.

1. Вечереет.

2. С утра морозило.

3. Мне хочется спать.

4. Ему сегодня нездоровится.

5. Ребятам не хочется уезжать из спортивного лагеря.

1. Наступает вечер.

2. С утра был мороз.

3. Я хочу спать.

4. Он сегодня нездоров.

5. Ребята не хотят уезжать из спортивного лагеря.

29-30

Назывные  предложения

Стоимость вопроса

Вопрос

Ответ

№ слайда

100

Дайте определение назывным предложениям.

Назывные – это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

31-32

200

Правда ли, что назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания?

Правда.  Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.

33-34

300

Найдите назывные предложения:

«Начало сентября 1318 года. Раскинувшаяся на огромной территории Золотая Орда. Смотришь на берег Азовского моря и видишь множество шатров. Вечереет. На небе нет ни облачка. Становится прохладно. Пахнет дымом костров».

Начало сентября 1318 года. Раскинувшаяся на огромной территории Золотая Орда.

35-36

400

Несчастный случай

37

500

В чем заключается особенность этого стихотворения?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А.А. Фет

Стихотворение состоит из назывных предложений. В нем нет ни одного глагола.

38-39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксическая игра по теме "Простые и сложные предложения"

Презентация для игры по теме "Простые и сложные предложения". Учащиеся проходят "испытания" для того чтобы научиться отличать простые и сложные предложения (конструирование предложений, а также постро...

Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"

Представляю  разработку  урока по  русскому языку  в  7 классе  по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...

Урок-игра "Простое и сложное предложение"

Обобщающий урок по теме "Простое и сложное предложение" в 5 классе....

Игра – соревнование Клуб знатоков по теме Предложения с однородными членами

Данный урок направлен на  закрепление и систематизацию знаний учащихся об однородных членах предложения, развитие умения распознавать однородные члены в предложении,  выделять их ...

Презентация -игра для тренировки вопросительных предложений

Презентация, которая поможет тренировать составление вопросительных предложений...

Урок-игра "Обобщающие слова при однородных членах предложения" 8 класс

Урок увлектелен, эффективен, и, самое лавное, просто в исполнении и подготовке....

Урок - игра русскому языку в 7 классе на тему "Запятая в сложном предложении"

Данный урок преследует цели:Обучающие- формировать умение постановки запятой в сложном предложении;- повторить знаки препинания между однородными членами предложения;- продолжить работу по овладению у...