Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Баранова Наталья Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_8.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых составлена рабочая программа.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русское слово» для 8  класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального  государственного  образовательного стандарта   основного общего  образования;
  • Рабочей программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие./ М.М. Разумовская, С..И. Львова, В.И. Капинос,  В. В. Львов,  Г.А. Богданова под ред. Е. М. Харитоновой. - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2016 г.

1.2. Общие цели учебного предмета.

Программа «Русское слово» является дополнением к основному курсу русского языка, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор художественных и публицистических текстов для осмысления и анализа позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит учащегося в рефлексивную позицию, способствует развитию познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста.  Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым собственную позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить правильно употреблять слова в речи, анализировать художественный текст, главное - привить любовь к слову, родному русскому языку, потребность узнавать глубже этимологию, лексику, речь. Это возможно в том случае, когда ученик  имеет  возможность самостоятельного формирования себя как грамотного и культурного человека. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах слова и текста, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения по русскому языку в 8 классе. Она рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

1.4. УМК

  1. Программа по русскому (родному) языку.  5-9 классы, разработанная М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львовым,  Г.А. Богдановой, / Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие / Сост. Е.И. Харитонова. – 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016. - 383 с.
  2. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа  2011, -285 с.
  3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8  класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015.

2. Планируемые результаты образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и контрольных материалов.

3. Содержание учебного предмета

1. Язык и речь (8 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3.Текст и его основные понятия (8 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (12ч.)

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.

4. Тематическое поурочное планирование

Тема занятия

Кол-во час.

1

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие.

1

2

Русский язык среди других языков мира.

1

3

Изобразительные возможности языка.

1

4

Язык как знаковая система, обслуживающая сознание.

1

5

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества

1

6

Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога.

1

7

Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога.

1

8

Слово как универсальная единица языка.

1

9

Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений.

1

10

 Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

1

11

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. 

1

12

Как определить микротему.

1

13

Основная мысль. Контекст. Подтекст.

1

14

Затекст. Проблема.

1

15

Как средства связи предложений помогают создать текст.

1

16

Как средства связи предложений помогают создать текст.

1

17

 Как составить текст, используя определенный вид связи.

1

18

Как интонация и логическое ударение помогают завладеть вниманием слушателей.

1

19

Разговорный, официально-деловой, публицистический.

1

20

Научный, художественный стили и их особенности.

1

21

Публицистический стиль. Его структура.

1

22

Анализ текста публицистического стиля.

1

23

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

1

24

 Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

1

25

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте.

1

26

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические.

1

27

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте:морфологические, синтаксические, стилистические

1

28

Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу.

1

29

Типы речи.

1

30

Повествование, описание, рассуждение.

1

31

Тексты смешанного типа.

1

32

Виды анализа прозаического текста.

1

33

Лингвистический анализ.

1

34

Анализ поэтического текста.

1

35

Подведение итогов работы.

1

5. Лист внесения изменений

Номер изменений

Дата

Основания для внесения изменений

Нумерация уроков

Содержание откорректированных разделов (тем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...